Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7407) 11 - 17 декабря 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительСтранная дружбаТелеэкран и книга плохо понимают друг друга СИГНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯРАндрей КРОТКОВ
Книга и телевидение - предметы, обладающие странным родством в восприятии. Чтение и просмотр телепередачи - занятия, требующие сосредоточенности, практически не совмещающиеся с другими занятиями. Кроме разве приема пищи - читать за едой и поглощать еду перед телевизором суть привычки массовые. Равно как и снотворный эффект нудного телезрелища и скучного романа примерно одинаков - многие любят сладко почивать под бубнеж "говорящей головы" или проваливаться в объятия Морфея, положив на грудь толстый фолиант. А вот что касается плодотворного общения книги с телевидением, так тут, по словам героя рассказа американского фантаста Роберта Шекли, возникают "...большие трудности, хо-хо!". В обозримом прошлом итоги такого общения не вдохновили, в предчувствующемся будущем разрешение этих трудностей провидится плохо. Почему? Попробую ответить на вопрос и несказанно порадуюсь, если окажусь неважным пророком.
Старый советский анекдот про сферу обслуживания гласил: "Теперь, если вы закажете любой понравившийся вам товар по телефону - вечером его вам покажут по телевизору". Изданная книга независимо от ее литературных достоинств и полиграфического исполнения - прежде всего товар. Предмет, удовлетворяющий потребности и покупаемый за деньги. Созерцание чужой трапезы не насыщает, только разжигает аппетит; созерцание недоступной, но желанной книги действует точно так же. А посему всякий выход книги на телеэкран, сопровождаемый комментариями ее достоинств и недостатков, устойчиво расценивается как рекламно-коммерческая акция, за которую производитель товара, он же рекламодатель, должен платить. И это резонное соображение не покрывается никакими просветительскими претензиями и амбициями. Мол, я не книжку продвигаю за бабки от издателя - я культуру в массу несу! Несешь-то несешь, да только кто-то (мы знаем кто) на этом зарабатывает, а стало быть, должен делиться. И здесь - конец дискуссий. Именно по названной причине телепередачи, посвященные книжным новинкам, маются в узких пределах практически ничем не оживляемой модели. Демонстрация некоторого количества свежеизданного, отбираемого либо по договоренности с издателями, либо по произвольному вкусу ведущего. Речевое аннотирование, предельно сжатые эстетические или политические оценки, минимум "литературоведения" и максимум товарного охвата в 10 - 15-минутном эфире. Надо обладать красноречием Демосфена и лаконичностью Катона, чтобы приковать внимание зрителя к мелькающему на экране ряду блестящих корешков и успеть сказать о каждой из удостоившихся внимания книг что-нибудь путное. Так выглядела достопамятная "Книжная лавка" Ивана Панкеева (РТР, 1996 - 1997). Так выстроен "Порядок слов: Книжные новости" Николая Александрова ("Культура"). Примерно так же сделан "Графоман" Александра Шаталова ("Культура"). Большей импровизационностью, да и несколько иным, отличным от "чистой книжности" подходом отличается "Апокриф" Виктора Ерофеева ("Культура"). Примечательный факт: все, что связано с допуском книги в телеэфир, так или иначе оценивается пиар-менеджерами как нечто необязательное, как орешки к пиву, как пресловутое журналистско-пренебрежительное "культур-мультур" для государственного телеканала, который принципиально избегает коммерческой рекламы. Избежать рекламного наваждения, отодвинуть "невроз проплаченного эфира" можно, только изобретя запоминающиеся яркие ходы или подключив человеческий фактор. Александр Шаталов преодолевает косность модели тем, что приглашает на передачу авторов для микроинтервью, а также применяет антирекламный ход - демонстративно швыряет в мусорную корзину книги, изначально для нее и предназначенные; раньше он действовал решительнее, в жанре легкого вандалистского performance - рвал означенные книги на глазах у изумленных зрителей, что многим не нравилось: "А еще культурный человек!" Виктор Ерофеев, прекрасно чувствующий неподъемную тягу премногих томов, делает "Апокриф" программой скорее литературной, чем книжной - собственно книжный ассортимент в студии работает как фон. "Апокриф" по жанру напоминает проблемное talk show, которое разворачивается подбором заинтересованных участников (как правило, людей весьма книжных и подкованных) и талантом ведущего, известного парадоксалиста и возмутителя литературного спокойствия. Не премину заметить, что прообразом ерофеевской программы явно служит программа одного из французских телеканалов: там автор бестселлера, приглашенный в прямой эфир, подвергается "долбежке" со стороны аудитории в блиц-режиме (спросили в лоб - отвечай без подготовки), отчего унылый статистический факт выхода в свет очередной книжки превращается в зрелищное событие и кипение страстей, иногда нешуточных. Другие популярные и авторитетные телеканалы на "книжный риск" не идут. Ей-Богу, зря. Книги, которым мы, перефразируя слова А.М.Горького, обязаны не только всем лучшим, но и многим худшим в нас, - отличный материал для видеоподачи. Необходима простая вещь: отойдя от товарного облика сброшюрованной и переплетенной бумаги с напечатанными на ней словами, схлестнуть в эфире тех, кто причастен к бытованию книги, - автора и читателей. Не обязательно дожидаться громких арестов или заказных убийств, чтобы подтащить читателей-зрителей к экрану, - книги, опрокидывающие традиционные подходы и оценки, могут сделать это ничуть не хуже. Сколько таких случаев уже упущено! "Двести лет вместе" А.И.Солженицына - материал и повод, достаточные для организации не то что простого шоу, но телефорума. Телевидение промолчало - видимо, побоялось звать отлученного писателя обратно. Великолепно могли бы выполоскать друг друга Александр Проханов ("Господин Гексоген") и аудитория хулителей этого спорного романа - не прозвучало. Отличный спарринг мог бы выйти из бенефиса Елены Трегубовой и "Баек кремлевского диггера" - никто не чешется. А коли удалось бы наскрести толику у.е. и заманить в наши палестины Жозе Сарамаго ("Евангелие от Иисуса") или Умберто Эко ("Баудолино"), то перед книжным рингом побледнели бы все "К барьеру!" и "Свободы слова". Выпустите на ТВ книжное слово из переплета - и оно себя покажет. Также в рубрике:
|