Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7407) 11 - 17 декабря 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраРусско-немецкий разговорникВыставка в ГМИИ имени А.С.Пушкина Анастасия АНТОНОВА
Ближе к Новому году и Рождеству забываются старые обиды, смягчаются сердца, хочется праздника и встречи с прекрасным. "Декабрьские вечера" завершают московский календарь культурных событий года, удовлетворяя одновременно тягу и к синтезу искусств, и к укреплению международных культурных связей. В Музее изящных искусств открылась выставка со сложным названием "Гармония и контрапункт. Россия - Германия. Живопись. XIX век". ГМИИ в который раз показал себя "музеем мира", мыслящим в контексте европейской культурной жизни: 2003 год, кроме прочего, был объявлен Годом российской культуры в Германии, а грядущий год станет Годом Германии в России. От нашествия немецких крестоносцев до Берлинской стены - общая история двух стран складывалась непросто и разнообразно, так сказать, от гармонии к контрапункту. Последние годы отмечены взаимным сближением двух стран. Укрепление русско-немецких культурных связей проходит особой статьей и среди итогов уходящего сезона, правда, в основном в одностороннем порядке, - Германии были возвращены отреставрированные витражи Мариенкирхе и рисунки старых мастеров из Балдинской коллекции, а Россия в ответ была объявлена специальным гостем книжной ярмарки во Франкфурте-на- Майне. Выставка, разместившаяся в Белом зале и на колоннаде музея, - нелишнее напоминание о былой общности, пусть и только на примере художественных школ. В XIX веке Россия и Германия - две европейские державы, связанные и династическими браками семьи Романовых, и активным политическим, экономическим, культурным взаимодействием. Подзаголовок "Гармония и контрапункт" призван обозначить полюса этих взаимодействий. Вообще-то XIX век - столетие относительного политического равновесия в отношениях между нашими странами, равновесия перед двумя мировыми войнами, в которых Россия и Германия воевали по разные стороны фронта. А потому целью выставки было столкнуть два культурных пространства, не лишая произведения национального контекста, показать их место среди иноплеменных современников, обладающих принципиально иным художественным менталитетом. Развитие живописных школ двух стран в этот век во многом сходно: и та и другая проходит через увлечение романтизмом, бидермайером, реализмом и, наконец, символизмом. Начало столетия отмечено ученичеством художников России и Германии у итальянских мастеров. И те и другие были увлечены образами ренессансного и академического искусства. Итальянские пейзажи вдохновляли А.Иванова, К.Д.Фридриха, С.Щедрина. В поисках идеала художники обращаются в это время не только к природе, но и к религии. Рим дал пристанище обеим колониям, снабдил идеальными развалинами пейзажи М.Лебедева и К.Ф.Шинкеля, открыл свое католическое сердце Ф.Бруни, П.Корнелиусу, Ф.Овербеку. В первой половине века здесь работали А.Иванов, К.Брюллов, О.Кипренский, А.Варнек, А.Кох, для многих Вечный город стал второй родиной. В середине столетия такой меккой, воспитывавшей и русских, и немецких художников, стал Париж и его живописные мастерские. У себя на родине в это время художники развивают принципы реалистического искусства. В.Перов, И.Репин, А.Менцель, В.Маковский, Л.Кнаус обращаются к исследованию обыденной жизни, миру семьи, повседневной жизни народа. Во второй половине XIX столетия русские художники открывают для себя Дюссельдорфскую академию живописи. В мастерскую Ахенбахов стремились передвижники-реалисты Г.Мясоедов, И.Шишкин, В.Перов. А уже на излете века местом общения художников двух стран становится Мюнхен. К.Коровин, И.Левитан, В.Серов, И.Грабарь представляют свои работы на выставках "Сецессиона" и на Берлинской международной выставке. В свою очередь немецкие художники получают приглашение в Петербург для участия в выставках "Мира искусства". Огромное впечатление на российских художников производят работы Ф.Штука и А.Беклина, в свою очередь немецкие художники восхищаются творчеством В.Верещагина и И.Айвазовского. И хотя культурное взаимодействие двух стран перешагивает границы столетия и продолжается в творчестве мастеров авангарда, искусство XIX века остается историческим пространством, в рамках которого художники России и Германии решают сходные образно-пластические задачи, обращаются к аналогичным сюжетам и испытывают одинаковое влияние общеевропейских художественных тенденций. Поддерживают тему выставки традиционные музыкальные встречи, проходящие в музее с 1981 года. В этом декабре организаторы и исполнители предлагают слушателям произведения русских и немецких композиторов XIX века: Брамса, Вагнера, Шумана, Мендельсона, Чайковского, Рахманинова, Бородина, Мусоргского, Бетховена, Скрябина, Глинки, продолжая таким образом тему русско-немецкого культурного диалога. Длительное сотрудничество восьми иностранных и пяти отечественных музеев, предшествовавшее нынешней выставке, является отражением современного этапа взаимодействия русской и немецкой культуры. Произведения из своих коллекций предоставили художественные музеи Эссена, Любека, Дюссельдорфа, Гамбурга, Касселя, Карлсруэ, Веймара, Франкфурта-на-Майне, Русский музей, Эрмитаж, Исторический музей и Третьяковская галерея. Объединить такое число участников ради сотни произведений под силу только Пушкинскому музею, для которого тема взаимодействия и взаимовлияния, диалога в искусстве, после громких выставок "Москва - Париж" и "Москва - Берлин" стала фирменным знаком. Тогда в грандиозном проекте "Москва - Берлин" уже обращались к теме русско-немецких культурных связей впервые после многих лет холодной войны, проводили впечатляющие параллели развития искусства двух стран, проживших практически весь ХХ век в конфронтации. Нынешняя выставка меньше по масштабу и включает только живописные произведения. Представляя работы крупнейших русских художников XIX века: И.Крамского, А.Венецианова, И.Репина, В.Верещагина, В.Васнецова - кураторы, по всей видимости, сознательно отказались от "хитовых" классических произведений. Подобный перевес в сторону русской школы не позволил бы показать тематическое и жанровое соотношение, на котором предпочли сосредоточиться организаторы. ГМИИ на два месяца стал пространством диалога - диалога современных музеев, национальных школ, живописи и музыки. Однако экспозиционный диалог звучит не слишком убедительно. "Ударные" экспонаты, например врубелевский "Пан" или "Портрет мальчика" И.Иле из государственных музеев Касселя, перетягивают на себя внимание, снижая общее впечатление. В поддержку разработанной концепции организаторы не смогли добавить ее зримое воплощение. Сопоставление работ по жанрам и художественным направлениям не всегда удается довести до конца, соблюсти гармонию, выдержать напряжение экспозиции, включить зрителя в пространство диалога. Возможно, дело в том, что в России больше известны немецкие композиторы этого времени, чем их современники-живописцы. Перед посетителем выставки, не способным представить процесс развития немецких художественных центров в целом, в той же мере, что и с детства знакомую русскую художественную школу, отдельные работы как бы оказываются в пустоте. Подобные недочеты, впрочем, не умаляют значения выставки, главный итог которой - реальная возможность и необходимость представить отечественную живопись в общеевропейском контексте. Привычка воспринимать собственную художественную культуру как "родину слонов" и извечная вера в собственный путь России уже не раз сыграла с нами злую шутку. Любимая в музее тема взаимодействия, созвучная современным европейским объединительным процессам, выглядит сегодня очень привлекательно и современно и, несомненно, получит дальнейшее развитие в следующих выставках. Также в рубрике:
|