Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 48 (7407) 11 - 17 декабря 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Русско-немецкий разговорник

Выставка в ГМИИ имени А.С.Пушкина

Анастасия АНТОНОВА
Фото ИТАР-ТАСС


На выставке

Ближе к Новому году и Рождеству забываются старые обиды, смягчаются сердца, хочется праздника и встречи с прекрасным. "Декабрьские вечера" завершают московский календарь культурных событий года, удовлетворяя одновременно тягу и к синтезу искусств, и к укреплению международных культурных связей. В Музее изящных искусств открылась выставка со сложным названием "Гармония и контрапункт. Россия - Германия. Живопись. XIX век". ГМИИ в который раз показал себя "музеем мира", мыслящим в контексте европейской культурной жизни: 2003 год, кроме прочего, был объявлен Годом российской культуры в Германии, а грядущий год станет Годом Германии в России. От нашествия немецких крестоносцев до Берлинской стены - общая история двух стран складывалась непросто и разнообразно, так сказать, от гармонии к контрапункту. Последние годы отмечены взаимным сближением двух стран. Укрепление русско-немецких культурных связей проходит особой статьей и среди итогов уходящего сезона, правда, в основном в одностороннем порядке, - Германии были возвращены отреставрированные витражи Мариенкирхе и рисунки старых мастеров из Балдинской коллекции, а Россия в ответ была объявлена специальным гостем книжной ярмарки во Франкфурте-на- Майне.

Выставка, разместившаяся в Белом зале и на колоннаде музея, - нелишнее напоминание о былой общности, пусть и только на примере художественных школ. В XIX веке Россия и Германия - две европейские державы, связанные и династическими браками семьи Романовых, и активным политическим, экономическим, культурным взаимодействием. Подзаголовок "Гармония и контрапункт" призван обозначить полюса этих взаимодействий. Вообще-то XIX век - столетие относительного политического равновесия в отношениях между нашими странами, равновесия перед двумя мировыми войнами, в которых Россия и Германия воевали по разные стороны фронта. А потому целью выставки было столкнуть два культурных пространства, не лишая произведения национального контекста, показать их место среди иноплеменных современников, обладающих принципиально иным художественным менталитетом. Развитие живописных школ двух стран в этот век во многом сходно: и та и другая проходит через увлечение романтизмом, бидермайером, реализмом и, наконец, символизмом. Начало столетия отмечено ученичеством художников России и Германии у итальянских мастеров. И те и другие были увлечены образами ренессансного и академического искусства. Итальянские пейзажи вдохновляли А.Иванова, К.Д.Фридриха, С.Щедрина. В поисках идеала художники обращаются в это время не только к природе, но и к религии. Рим дал пристанище обеим колониям, снабдил идеальными развалинами пейзажи М.Лебедева и К.Ф.Шинкеля, открыл свое католическое сердце Ф.Бруни, П.Корнелиусу, Ф.Овербеку. В первой половине века здесь работали А.Иванов, К.Брюллов, О.Кипренский, А.Варнек, А.Кох, для многих Вечный город стал второй родиной. В середине столетия такой меккой, воспитывавшей и русских, и немецких художников, стал Париж и его живописные мастерские. У себя на родине в это время художники развивают принципы реалистического искусства. В.Перов, И.Репин, А.Менцель, В.Маковский, Л.Кнаус обращаются к исследованию обыденной жизни, миру семьи, повседневной жизни народа.

Во второй половине XIX столетия русские художники открывают для себя Дюссельдорфскую академию живописи. В мастерскую Ахенбахов стремились передвижники-реалисты Г.Мясоедов, И.Шишкин, В.Перов. А уже на излете века местом общения художников двух стран становится Мюнхен. К.Коровин, И.Левитан, В.Серов, И.Грабарь представляют свои работы на выставках "Сецессиона" и на Берлинской международной выставке. В свою очередь немецкие художники получают приглашение в Петербург для участия в выставках "Мира искусства". Огромное впечатление на российских художников производят работы Ф.Штука и А.Беклина, в свою очередь немецкие художники восхищаются творчеством В.Верещагина и И.Айвазовского. И хотя культурное взаимодействие двух стран перешагивает границы столетия и продолжается в творчестве мастеров авангарда, искусство XIX века остается историческим пространством, в рамках которого художники России и Германии решают сходные образно-пластические задачи, обращаются к аналогичным сюжетам и испытывают одинаковое влияние общеевропейских художественных тенденций.

Поддерживают тему выставки традиционные музыкальные встречи, проходящие в музее с 1981 года. В этом декабре организаторы и исполнители предлагают слушателям произведения русских и немецких композиторов XIX века: Брамса, Вагнера, Шумана, Мендельсона, Чайковского, Рахманинова, Бородина, Мусоргского, Бетховена, Скрябина, Глинки, продолжая таким образом тему русско-немецкого культурного диалога.

Длительное сотрудничество восьми иностранных и пяти отечественных музеев, предшествовавшее нынешней выставке, является отражением современного этапа взаимодействия русской и немецкой культуры. Произведения из своих коллекций предоставили художественные музеи Эссена, Любека, Дюссельдорфа, Гамбурга, Касселя, Карлсруэ, Веймара, Франкфурта-на-Майне, Русский музей, Эрмитаж, Исторический музей и Третьяковская галерея. Объединить такое число участников ради сотни произведений под силу только Пушкинскому музею, для которого тема взаимодействия и взаимовлияния, диалога в искусстве, после громких выставок "Москва - Париж" и "Москва - Берлин" стала фирменным знаком. Тогда в грандиозном проекте "Москва - Берлин" уже обращались к теме русско-немецких культурных связей впервые после многих лет холодной войны, проводили впечатляющие параллели развития искусства двух стран, проживших практически весь ХХ век в конфронтации. Нынешняя выставка меньше по масштабу и включает только живописные произведения. Представляя работы крупнейших русских художников XIX века: И.Крамского, А.Венецианова, И.Репина, В.Верещагина, В.Васнецова - кураторы, по всей видимости, сознательно отказались от "хитовых" классических произведений. Подобный перевес в сторону русской школы не позволил бы показать тематическое и жанровое соотношение, на котором предпочли сосредоточиться организаторы.

ГМИИ на два месяца стал пространством диалога - диалога современных музеев, национальных школ, живописи и музыки. Однако экспозиционный диалог звучит не слишком убедительно. "Ударные" экспонаты, например врубелевский "Пан" или "Портрет мальчика" И.Иле из государственных музеев Касселя, перетягивают на себя внимание, снижая общее впечатление. В поддержку разработанной концепции организаторы не смогли добавить ее зримое воплощение. Сопоставление работ по жанрам и художественным направлениям не всегда удается довести до конца, соблюсти гармонию, выдержать напряжение экспозиции, включить зрителя в пространство диалога. Возможно, дело в том, что в России больше известны немецкие композиторы этого времени, чем их современники-живописцы. Перед посетителем выставки, не способным представить процесс развития немецких художественных центров в целом, в той же мере, что и с детства знакомую русскую художественную школу, отдельные работы как бы оказываются в пустоте. Подобные недочеты, впрочем, не умаляют значения выставки, главный итог которой - реальная возможность и необходимость представить отечественную живопись в общеевропейском контексте. Привычка воспринимать собственную художественную культуру как "родину слонов" и извечная вера в собственный путь России уже не раз сыграла с нами злую шутку. Любимая в музее тема взаимодействия, созвучная современным европейским объединительным процессам, выглядит сегодня очень привлекательно и современно и, несомненно, получит дальнейшее развитие в следующих выставках.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

АРТ-ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;