Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7420) 25 - 31 марта 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Разговор не для всех

Обсуждение равных

ВНЕ МЕЙНСТРИМА

Андрей КРОТКОВ
Фото ИТАР-ТАСС


Итог гордоновского цикла: премия в 100 килограммов золота вручена доктору физико-математических наук Д.Чернавскому

Основные координаты нынешнего телевизионного мира - информация и развлечения. Но, как часто бывает, самое интересное происходит на обочине мейнстрима. Именно там располагаются сегодня программы с высоким интеллектуальным цензом. Это "телевидение для интеллектуалов", занимающее весьма скромное место в сетках вещания каналов, нечасто попадает в поле зрения критиков. Между тем именно оно дает возможность судить как о некоторых тенденциях в развитии телевидения, так и о том, насколько оно соотносится с современным культурным контекстом.

Много или мало на нынешнем российском телевидении интеллектуальных передач - вопрос сложный.

Да и вообще, что такое интеллектуальная телепрограмма? Эрудицию пытаются использовать в игровых шоу ("Как стать миллионером", "Своя игра"). Цель этих шоу - развлечь и повеселить зрителей откровенной угадайкой, разжечь азарт участников, соблазнить призом, откатать рекламу, но никоим образом не побудить к размышлениям.

Старая, добрая, многими любимая программа "Очевидное - невероятное" привлекательна личным обаянием и замечательной профессорской манерой Сергея Петровича Капицы. Кроме того, в последнее время тематический спектр этой программы расширился - помимо традиционных естественнонаучных проблем, затрагиваются и социальные.

Многие отметили исчезновение из ночного эфира НТВ высоколобого и порою совершенно герметического "Гордона".

"Гордона" ждали и смотрели. Сработало пресыщение аудитории программами откровенно безыскусными. Симпатичным оказался и ретроаромат наших родных, сокровенных бесед за полночь, чем-то напомнивший интеллигентские кухонные посиделки в синем табачном тумане под непрерывное дребезжание закипающего чайника. Аскетически простой студийный интерьер, ничем не отвлекающий внимание зрителя и сосредоточивающий его исключительно на беседе, непринужденное поведение, включая курение участников прямо в студии, пространные обстоятельные выступления без торопливых перебивок и постукиваний по часам ("Ой, у нас мало времени, есть ли жизнь на Марсе?"). Проблематика некоторых обсуждений приближалась к специальным публикациям в "Журнале теоретической и экспериментальной физики", а по истинной глубине и сложности проблем - к космологии и физике микромира.

Финал гордоновского цикла воспринимался как открытый упрек современной научно-технической политике государства. Миллион евро победителю - это серьезная инвестиция в плодотворный проект. Миллион евро присужден "за лучшее объяснение устройства мира", то есть за изложение фундаментальной теории. За то, что так необходимо в нашем доме, строящемся без фундамента и готовом в любой момент разделить участь "Трансвааль-парка".

Виталию Третьякову, ведущему цикла философских бесед "Что делать?" (канал "Культура"), можно посочувствовать - он взял на себя тяжкий груз проекта, в котором внимание публики можно удержать только красотой и оригинальностью идей. Разумеется, далеко не все приглашаемые в философский телекружок ощущают разницу между словесной эквилибристикой и научной дискуссией. Но хорошо уж то, что пытаются дискутировать, а не оплескивают друг друга апельсиновым соком.

Третьякова интересует осмысление высокопрофессиональными специалистами социально-политической реальности. Этот ход оправдан: в эфире других телеканалов программы текущей политической аналитики частично или полностью дублируются печатными СМИ, а иногда скатываются до дешевой сенсационности и пережевывания сплетен. Профессионализм участников философских бесед смотрится чрезвычайно выигрышно на фоне приевшейся журналистской трескотни.

Круглый стол в программе "Что делать?" - не только элемент студийного дизайна. Принцип "круглого стола", разработанный во времена короля Артура (о чем многие успели позабыть), - это не некое коллективное обсуждение вообще, а ОБСУЖДЕНИЕ РАВНЫХ, не дискриминированных дальним или ближним от хозяина местом. Третьяков последовательно соблюдает принцип равенства - в его программе высказываются все, нет ни одного участника в роли безмолвного статиста. Как нет и так называемых "участников в студии", т. е. зрителей, которые в классических шоу-программах своим присутствием разогревают привыкших к публичности героев. Думать на людях вообще сложно, а говорить прежде размышления - занятие уличных демагогов, но никак не ученых.

В условиях 50-минутного эфира ведущий вынужденно применяет методику brainstorming'а - мозгового штурма. Последовательно высказанные участниками суждения (разумеется, не всегда совпадающие) составляют как бы систему посылок для появления итогового силлогизма.

Необходимо отметить, что философские беседы отнюдь не оторваны от жизни. К примеру, одна из первых в новом году программ была посвящена итогам выборов, и ряд высказанных участниками политических прогнозов полностью сбылся: думский расклад портфелей, возможные расколы и интриги в среде победителей, персоны претендентов на высший пост. Это выгодно отличает программу Третьякова от многочисленных попаданий пальцем в небо, демонстрируемых "аналитиками с колес". А обсуждение темы "Империя" показало, что активные российские "строители империи" располагают лишь одним видом материала - идеологическими кирпичами, пригодными для строительства только воздушных замков.

В России есть люди, умеющие продуктивно мыслить. Вопрос: на чьей они стороне?

Также в рубрике:

ВНЕ МЕЙНСТРИМА

РЕОРГАНИЗАЦИЯ

РЕАЛИТИ-ШОУ

ПЕРСОНА

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;