Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7420) 25 - 31 марта 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Между Сезанном и авангардом

Выставка "Бубнового валета" проходит в Монако

Елена ТИТАРЕНКО


Вторым пришествием русского искусства на землю Княжества Монако с тех пор, как в начале ХХ века там выступала балетная труппа Сергея Дягилева, можно назвать выставку "Художники "Бубнового валета": между Сезанном и авангардом", которая открылась в Монте-Карло.

- Обширная экспозиция, развернутая в Государственном выставочном зале Монте-Карло на набережной Антуана I, - одно из важнейших событий в культурной жизни Монако в 2004 году, - рассказывает куратор проекта от России, директор Музейного фонда РФ Александр Сысоенко. - Следующим шагом станет выставка Эрмитажа "Императорский Санкт-Петербург", которая состоится летом в Форуме Гримальди.

Открывшаяся выставка масштабна и по объему - 78 картин, и по составу участников. Поистине жителям небольшого государства Средиземноморья выпадает шанс освоить географию России: свои экспонаты в Монако прислали не только Русский музей и Третьяковка, хранящие самые значимые работы "Бубнового валета", но и полтора десятка музеев городов российской провинции - Ярославля, Самары, Тулы, Костромы, Вологды и других. Это также Музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева, музей-заповедник "Ростовский Кремль" и его собрат из Переславля-Залесского, равно как подмосковные "Абрамцево" и музей Серпухова.

Картины московских художников оказались в провинции "в ссылке", когда в 1920-е годы отдел ИЗО Наркомпроса перераспределял музейные фонды. И хотя сегодня "валеты" занимают почетные места в постоянной экспозиции любого серьезного музея, "сквозного" показа объединения не устраивали много лет даже в России. Как отметил куратор нынешней выставки, по охвату и уровню осмысления она заметнее всех прошедших в последние годы.

Проект "Художники "Бубнового валета" впервые знакомит европейцев с наследием группы мастеров, работавших и активно выставлявшихся в Москве в 1910 - 20-х годах. Правда, Илью Машкова, Аристарха Лентулова, Александра Куприна, Роберта Фалька и других членов одного из крупнейших объединений художников России начала ХХ века сегодня знают за рубежами России: не раз их яркие холсты бывали на выставках русского искусства ХХ века.

Немало работ "валетов" включалось в состав самых громких и престижных выставок в Западной Европе: "Москва - Париж" (Париж, 1979), "Москва - Берлин" (Берлин, 1995), "Фовизм или испытание огнем" (Париж, 2000) и других, что также свидетельствует об интересе к творчеству этих художников. Однако, отметил куратор, по сей день "не было организовано ни одной выставки, которая бы ставила целью показать творчество художников "Бубнового валета" в пору высшего расцвета их дарования - в период с 1910-го по 1920 год - и ввести этих мастеров в контекст европейского искусства того времени".

Рождение группы связано с выставкой картин, прошедшей в Москве зимой 1910/11 года: тогда ненадолго слились два течения в живописи - сезаннизм и неопримитивизм. Последнее направление разрабатывали Михаил Ларионов и Наталия Гончарова - с "валетами" они вскоре расстались.

Тем не менее своим броским именем, откровенно эпатирующим буржуазию, группа обязана именно Ларионову. Стараясь противопоставить эстетским названиям вроде "Голубой розы" или "Золотого руна" нечто грубо-нелепое, дабы подчеркнуть различия в творческом методе группировок, художник использовал игру слов: во французском обиходе "бубновый валет" - это мошенник и плут. А в России на спины арестантов-каторжников нашивали бубновый туз. Салтыков-Щедрин первым соединил этот образ с кличкой "червонный валет" - вор и продажная душа. Через год после стартовой выставки "валетов" Ларионов устроил альтернативный показ, дерзко назвав свой проект "Ослиный хвост".

"Бубновый валет" словно магнит притягивал к себе самых разных художников: порой вместе с ним выставлялись и будущие лидеры авангарда - Казимир Малевич, Ольга Розанова, Василий Кандинский, Марк Шагал.

Сколь широк творческий диапазон участников группы, столь же несхожи их судьбы. Если Кончаловский встретил старость в почете и благосостоянии, то Куприн, не имея денег на холсты, новые свои работы писал поверх ранних - теперь их утрату оплакивают ученые. Гончарова и Ларионов уехали в эмиграцию и до 1960-х годов дожили в Париже. Фальк, напротив, стал одной из первых фигур советского андеграунда: на официальные выставки его не пускали, и мэтр показывал свои картины на чердаке в мастерской. В наши дни, когда любой музей считает наследие этих мастеров своим золотым фондом, а на вернисажах или аукционах их картины неизменно вызывают восторг и борьбу, трудно поверить, что в СССР "Бубновый валет" на десятки лет был исключен из художественной жизни.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;