Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7420) 25 - 31 марта 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираМежду Сезанном и авангардомВыставка "Бубнового валета" проходит в Монако Елена ТИТАРЕНКО Вторым пришествием русского искусства на землю Княжества Монако с тех пор, как в начале ХХ века там выступала балетная труппа Сергея Дягилева, можно назвать выставку "Художники "Бубнового валета": между Сезанном и авангардом", которая открылась в Монте-Карло. - Обширная экспозиция, развернутая в Государственном выставочном зале Монте-Карло на набережной Антуана I, - одно из важнейших событий в культурной жизни Монако в 2004 году, - рассказывает куратор проекта от России, директор Музейного фонда РФ Александр Сысоенко. - Следующим шагом станет выставка Эрмитажа "Императорский Санкт-Петербург", которая состоится летом в Форуме Гримальди. Открывшаяся выставка масштабна и по объему - 78 картин, и по составу участников. Поистине жителям небольшого государства Средиземноморья выпадает шанс освоить географию России: свои экспонаты в Монако прислали не только Русский музей и Третьяковка, хранящие самые значимые работы "Бубнового валета", но и полтора десятка музеев городов российской провинции - Ярославля, Самары, Тулы, Костромы, Вологды и других. Это также Музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева, музей-заповедник "Ростовский Кремль" и его собрат из Переславля-Залесского, равно как подмосковные "Абрамцево" и музей Серпухова. Картины московских художников оказались в провинции "в ссылке", когда в 1920-е годы отдел ИЗО Наркомпроса перераспределял музейные фонды. И хотя сегодня "валеты" занимают почетные места в постоянной экспозиции любого серьезного музея, "сквозного" показа объединения не устраивали много лет даже в России. Как отметил куратор нынешней выставки, по охвату и уровню осмысления она заметнее всех прошедших в последние годы. Проект "Художники "Бубнового валета" впервые знакомит европейцев с наследием группы мастеров, работавших и активно выставлявшихся в Москве в 1910 - 20-х годах. Правда, Илью Машкова, Аристарха Лентулова, Александра Куприна, Роберта Фалька и других членов одного из крупнейших объединений художников России начала ХХ века сегодня знают за рубежами России: не раз их яркие холсты бывали на выставках русского искусства ХХ века. Немало работ "валетов" включалось в состав самых громких и престижных выставок в Западной Европе: "Москва - Париж" (Париж, 1979), "Москва - Берлин" (Берлин, 1995), "Фовизм или испытание огнем" (Париж, 2000) и других, что также свидетельствует об интересе к творчеству этих художников. Однако, отметил куратор, по сей день "не было организовано ни одной выставки, которая бы ставила целью показать творчество художников "Бубнового валета" в пору высшего расцвета их дарования - в период с 1910-го по 1920 год - и ввести этих мастеров в контекст европейского искусства того времени". Рождение группы связано с выставкой картин, прошедшей в Москве зимой 1910/11 года: тогда ненадолго слились два течения в живописи - сезаннизм и неопримитивизм. Последнее направление разрабатывали Михаил Ларионов и Наталия Гончарова - с "валетами" они вскоре расстались. Тем не менее своим броским именем, откровенно эпатирующим буржуазию, группа обязана именно Ларионову. Стараясь противопоставить эстетским названиям вроде "Голубой розы" или "Золотого руна" нечто грубо-нелепое, дабы подчеркнуть различия в творческом методе группировок, художник использовал игру слов: во французском обиходе "бубновый валет" - это мошенник и плут. А в России на спины арестантов-каторжников нашивали бубновый туз. Салтыков-Щедрин первым соединил этот образ с кличкой "червонный валет" - вор и продажная душа. Через год после стартовой выставки "валетов" Ларионов устроил альтернативный показ, дерзко назвав свой проект "Ослиный хвост". "Бубновый валет" словно магнит притягивал к себе самых разных художников: порой вместе с ним выставлялись и будущие лидеры авангарда - Казимир Малевич, Ольга Розанова, Василий Кандинский, Марк Шагал. Сколь широк творческий диапазон участников группы, столь же несхожи их судьбы. Если Кончаловский встретил старость в почете и благосостоянии, то Куприн, не имея денег на холсты, новые свои работы писал поверх ранних - теперь их утрату оплакивают ученые. Гончарова и Ларионов уехали в эмиграцию и до 1960-х годов дожили в Париже. Фальк, напротив, стал одной из первых фигур советского андеграунда: на официальные выставки его не пускали, и мэтр показывал свои картины на чердаке в мастерской. В наши дни, когда любой музей считает наследие этих мастеров своим золотым фондом, а на вернисажах или аукционах их картины неизменно вызывают восторг и борьбу, трудно поверить, что в СССР "Бубновый валет" на десятки лет был исключен из художественной жизни. Также в рубрике:
|