Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7420) 25 - 31 марта 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияВ стране трех солнцУникальные петроглифы Амура можно спасти НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИЕлена ГЛЕБОВА "Каменную галерею" - недалеко от нанайской деревни Сикачи-Алян в Хабаровском крае - ученые приравнивают к мировым сокровищам древности - астрономической обсерватории в Стоунхендже в Англии или гигантским каменным изваяниям с острова Пасхи. Сегодня петроглифы Сикачи-Аляна, наряду с другими памятниками истории России, включены для рассмотрения в список культурного наследия ЮНЕСКО, чтобы в дальнейшем находиться под эгидой этой организации. Хроника наскальных шедевровДревние народы оставили Приамурью потрясающее наследство. Сегодня ученым известны шесть памятников наскального искусства в нижнем течении реки Амур и его притоках: петроглифы Сикачи-Аляна, камень с изображением у села Калиновки, наскальные рисунки у стойбища Май, у села Шереметьево на реке Уссури, на реке Кия, а также "сукпайская писаница" на реке Сукпай. Самые древние петроглифы, датируемые XII - X веками до нашей эры, расположены возле Сикачи-Аляна. На берегу реки, недалеко от ветхой деревушки, словно чья-то могучая рука разбросала огромные валуны с изображением ликов богов, шаманских масок, сцен охоты и сюжетов старинных легенд. Это место всегда было культовым для коренных народов, населяющих здешние края. Здесь они поклонялись духам, просили у них удачи и защиты. Впрочем, и в самом названии Сикачи-Аляна зашифровано магическое значение. Производная от нанайского глагола "саори" "сакачиори" переводится как "знать", "узнавать", "выспрашивать". "Алян" - черта или грань между царством мертвых и живых. Первые научные описания "живописных" камней сделали Р.К.Маак в 1859 году и Н.Альфтан в 1894 году. В XIX веке сикачи-алянские петроглифы увидел исследователь Бертольд Лауфер. Потрясенный американец хотел даже спилить наскальную живопись и увезти к себе за океан, но, к счастью, ему это не удалось. Однако Лауфер, как и другой востоковед Г.Фоук, оставил описание наскальных рисунков. В начале XX века изучением археологического памятника занимались видные зарубежные и российские ученые Тории Рюдзо, Л.Я.Штернберг, Ф.Ф.Буссе, П.А.Кропоткин, В.К.Арсеньев. Однако системное исследование и описание петроглифов уже в советское время сделала группа археологов, которую возглавлял академик Алексей Павлович Окладников. В результате в свет вышла книга "Олень золотые рога" с отдельной главой "В стране трех солнц", посвященной петроглифам Сикачи-Аляна, затем - фотоальбом "Древнее искусство Приамурья", где наряду с уникальными археологическими находками представлены и сикачи-алянские наскальные рисунки. А.П.Окладников вместе со своими коллегами отыскал и дал научное описание более 150 рисунков на мощных базальтах. Еще в те годы он мечтал о создании в Сикачи-Аляне заповедника. Всеволод Петрович Сысоев, известный хабаровский краевед, писатель и друг Окладникова, вспоминает слова академика о том, что на старости лет тот готов был стать сторожем при "каменной галерее", если это потребуется для ее сохранения. "Каменная галерея" у Сикачи-Аляна - самая доступная среди древних памятников монументального искусства Приамурья. Всего 70 километров отделяет ее от стремительной цивилизации. Не одно поколение дальневосточных художников черпало вдохновение в сюжетах раннего неолита и раннего железного века, археологи пытались проникнуть в историю племен, населявших берега Амура, этнографы разгадывали зашифрованные в камне легенды. И только ленивый горожанин не добирался до этого памятника. Правда, не все понимали его значимость. Для многих камни с личинами служили удобным столом на пикниках, процветал и обыкновенный вандализм типа "здесь был Вася". Бесхозный шедевр мирового уровня с одиноко торчащим опознавательным знаком - "Охраняется государством". Нужно отдать должное современным представителям коренных малочисленных народов Севера. Даже не самый праведный абориген никогда не сделает ничего дурного "личинам". Нынешние жители Сикачи-Аляна всерьез опасаются "кары небесной" из-за неуважительного отношения к магическим камням, а если и приходят туда просить удачи у богов, обязательно просят прощения за вторжение и несут "подарки" - сигареты или спиртное. К сожалению, природа обходится с неолитическими шедеврами еще более сурово: резкие перепады температур, затопления в период большой воды в реках, мох и водоросли в трещинах скал. Исследователи подсчитали, что за последние 30 - 40 лет утрачены не только отдельные петроглифы, но и целые группы наскальных рисунков. К примеру, в том же Сикачи-Аляне практически исчезла третья группа петроглифов, у села Шереметьево на реке Уссури, где рисунки высечены на отвесных скалах, полностью утрачена первая группа петроглифов. Исследователи рассказывали, как однажды на их глазах обвалился целый пласт скалы с каменной живописью. А ведь в Приамурье многие памятники археологии расположены именно на отвесных скалах - "сукпайская писаница", петроглифы на реке Кия (это место еще называют Чертовым плесом), у села Шереметьево. Похоже, настало время попытаться сохранить то, что пока еще уцелело. На вечное хранениеВ 2001 году Хабаровске появился некоммерческий фонд "Историческое наследие Амурского региона". Его история началась, когда Альберт Бабаев, впоследствии учредивший и возглавивший фонд, побывал в Германии по приглашению директора частного музея КНАУФ господина Курта Шмидта и посетил выставку рельефов великих эпох культуры в городе Ипхофен. Хабаровчанин был потрясен качеством и точностью копий шедевров древнего искусства со всего света. Всерьез заинтересовавшись современными технологиями реставрации, консервации и копирования, всю свою энергию он направил на "амурское чудо". Вместе с Анатолием Судаковым, соучредителем и вице-президентом фонда, они создавали лабораторию и опытно-экспериментальный участок, приобретали необходимые материалы. А в 2002 году при поддержке Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края организовали экспедицию, где в суровых полевых условиях были сделаны слепки с четырех наскальных рисунков в районе Сикачи-Аляна. Эти точнейшие копии, выполненные по последнему слову современных музейных технологий, вначале представили в выставочном зале "АРДИС", а затем - в Дальневосточном художественном музее на выставке "Петроглифы Амура". О качестве копий "амурского чуда" говорит такой факт. Одна из них, рельеф сикачи-алянской личины, была передана в Естественно-исторический музей города Нюрнберга. Оценка немецких ученых оказалась самой высокой. Кроме сикачи-алянской экспедиции, совершались и другие, во время которых велась фото- и видеосъемка, фиксировались масштабы утрат уникального исторического наследия, были получены исходные данные для разработки технологии консервации. В будущем фонд планирует создание точных карт с указанием глобальных координат каждого петроглифа и единой информационной базы, составление полного атласа петроглифов в полиграфическом и электронном вариантах. И что самое важное, разработана программа защиты "амурского чуда" и от разрушительных воздействий природы, и от человека. Естественно, продолжится работа по выявлению и изучению сохранившихся осколков древних культур. Интересно, что во время последних экспедиций сотрудники фонда обнаруживали совершенно неизвестные изображения, которые еще никогда не упоминались в научной литературе. Так что впереди, возможно, и новые открытия. Профессор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока России Ольга Васильевна Дьякова назвала деятельность фонда "Историческое наследие Амурского региона" емким словом - "благовесть". Ученица Окладникова уверена, что такой метод копирования петроглифов, да и сам подход к проблеме информационного пространства древних народов позволит сохранить уникальные послания из времен "до нашей эры" практически навеки. Уже в 2004 году "каменная галерея" близ Сикачи-Аляна будет взята под надежную охрану. Похоже, мечта академика Окладникова сбудется. Также в рубрике:
|