Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7420) 25 - 31 марта 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияКлассика в законеДело "Мелодии" живет. Но не очень хорошо РЫНОКАнна СЕЛИВАНОВА Не секрет, что с пиратством на аудиорынке государство у нас борется вяло и эпизодически. Но даже если бы это было не так, "Веселый Роджер" вряд ли в одночасье перестал бы реять над Россией. Потому как все, что производят пираты, охотно раскупают меломаны, невзирая ни на какие призывы и увещевания. И кардинально изменить их менталитет гораздо труднее, чем принять очередной закон. Впрочем, среди покупателей компакт-дисков есть особая категория граждан, доверие которой пиратам, видимо, никогда не завоевать. Это - поклонники серьезной классической музыки, чей тонкий слух не терпит плохого качества записи. Им не придет в голову приобрести на Горбушке сомнительный диск с надписью "Best of Mozart". Однако за любовь к хорошему, как известно, надо платить. И надо сказать, до недавнего времени раскошеливаться любителям классики приходилось всерьез, поскольку альтернативой пиратским дискам в 90-е годы была лишь продукция западных фирм. Таких, как Universal, EMI, BMG, Sony, Warner. Все это крупнейшие мировые компании, открывшие свои представительства в России в начале 90-х годов. Цена за диск импортного производства колеблется от 500 до 800 рублей, что, согласитесь, для рядового меломана сумма немалая. Сегодня, к счастью, на прилавках музыкальных магазинов все чаще можно встретить "легальную классику" от отечественных производителей, но пока доля их продукции на рынке чрезвычайна мала. По мнению экспертов, на сегодняшний день, чтобы удовлетворить спрос, реальный тираж классической музыки в России, составляющий 1 - 5 тысяч экземпляров, можно смело увеличить в десятки раз. Подобными тиражами диски выпускаются в Европейском Союзе - около 100 тысяч экземпляров одного наименования, и все они находят своего покупателя. В советские времена наши граждане получали музыку исключительно из рук фирмы "Мелодия", ежегодно выпускавшей 20 миллионов пластинок. 10 - 15 процентов всего тиража приходилось на классическую музыку. Продукция реализовалась через огромную торговую сеть, во всех крупных городах пластинками "Мелодии" торговали фирменные магазины. Однако в эпоху приватизации оптовая сеть развалилась, а большинство фирменных магазинов было перепрофилировано новыми владельцами. Печальной участи не избегла даже знаменитая "Мелодия" на Новом Арбате, когда-то бывшая настоящей меккой советских меломанов. Практически прекратилось и издание дисков с архивными записями советских исполнителей. Фирма "Мелодия" целое десятилетие влачила жалкое существование, выпуская по 10 дисков классической музыки в год, молодые российские компании - и того меньше. Но самым печальным итогом либерализации экономики стало разбазаривание фонда фонограмм, которые из Гостелерадиофонда (ГТРФ) и "Мелодии" поплыли в руки зарубежных компаний. И не так было бы обидно, если бы речь шла о продаже фонограммных прав. Но, увы, предметом торговли становились и сами бесценные пленки, представляющие собой национальное достояние. Впрочем, сегодня у российских меломанов появился повод для оптимизма. С приходом нового руководства ФГУП "Фирма "Мелодия" мало-помалу начала возвращаться к жизни. А это значит, что крупнейший музыкальный архив России имеет все шансы вновь увидеть свет. В настоящее время продолжается издание серии, посвященной юбилею Евгения Мравинского. Планируется выпуск дисков с записями выдающихся мастеров скрипичной школы - Ойстраха, Фихтенгольца, Когана, и пианистов - Рихтера, Юдиной и других. "Возможно, вскоре мы начнем издание церковной музыки, - рассказывает директор по артистам и репертуару ФГУП "Фирма "Мелодия" Алексей Трифонов. - Об этом сейчас идут переговоры с Московской Патриархией. И конечно, "Мелодия" продолжит издавать русскую и зарубежную оперу. В частности, увидят свет оперы Моцарта, Верди, Пуччини и Леонкавалло, записанные на русском языке в 50 - 70-е годы. Мы думаем, эти записи будут интересны слушателям, особенно тем, кто только начинает знакомство с серьезной музыкой. В ближайшем будущем руководство "Мелодии" планирует не только издавать свои архивы, но и записывать новые диски. Прежде всего мы хотим пополнить наш каталог записями малоизвестных произведений российских композиторов. И кроме того, мы надеемся осуществлять записи молодых исполнителей". Непростая задача, стоящая сегодня перед "Мелодией", равно как и перед другими российскими производителями, - не только издать, но и реализовать свою продукцию. Особенно актуально это для регионов, где практически не осталось дистрибьютеров, а налаживать свою сеть очень дорого. По словам издателей, их диски сегодня видят только Москва и Петербург, тогда как на региональном рынке безраздельно и безнаказанно властвуют пираты. "Надо заметить, что по большому счету пиратская продукция не может конкурировать с легальными дисками российских компаний, - считает Алексей Трифонов. - Цена диска "Мелодии" в среднем лишь на 50 рублей выше, чем пиратского. Согласитесь, это не те деньги, ради которых покупатель будет жертвовать качеством". В начале 90-х годов, когда активно начали создаваться самостоятельные предприятия, специализирующиеся на издательской деятельности, они беспечно существовали в условиях открытого пиратства. Издавать и тиражировать можно было все, что угодно, не деля прибыль ни с авторами, ни с исполнителями. Так продолжалось до тех пор, пока в июле 1993 года не был принят закон "Об авторском праве и смежных правах", создавший предпосылки для присоединения России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Защита исполнительских и фонограммных прав, о существовании которых в советское время никто и не помышлял, - дело, безусловно, нужное, как и сам закон, но к нему у российских издателей есть ряд претензий. В частности, не до конца ясно, имеют ли его положения обратную силу. Вопрос это принципиальный, поскольку именно он определяет, когда издателю надлежит поделиться с обладателем смежных прав своей прибылью. Не секрет, что пока еще делятся ею далеко не все. Те же производители дисков, кто готов отдать должное исполнителям, зачастую испытывают серьезные затруднения. "Самые большие проблемы возникают с наследниками, - рассказывает директор издательства "Международная книга - Музыка" Феликс Перепелов. - Иногда их попросту невозможно найти, ведь многие из них живут за рубежом. Но рисковать мы не можем - стоит только издать диск, как тут же объявляется наследник, и дело принимает скандальный оборот." Не всегда получается найти общий язык с владельцами смежных прав. "Оптовая цена за диск - 3 доллара. Если тираж 1000 экземпляров, то нетрудно подсчитать, что общая выручка от продажи составляет 3 тысячи долларов, - говорит Алексей Трифонов. - Но бывает, что наследники автора или исполнителя просят выплатить им сумму в 10 - 20 раз больше. И если не удается договориться, то мы вынуждены отказываться от издания. В результате продукцию издают пираты". Многие производители аудиопродукции сегодня убеждены в том, что размеры отчислений должны хоть как-то регулироваться. Способы здесь могут быть разные. По мнению Алексея Трифонова, минимальные ставки авторского вознаграждения в процентном соотношении к прибыли желательно прописать в самом Законе об авторском праве. В таком случае производитель всегда сможет производить выплаты в соответствии с юридической нормой. Во многих странах мира роль посредника между авторами, исполнителями, наследниками и издающей компанией играют профессиональные сообщества. Они защищают права своих членов, помогают им установить отношения с издателями и в той или иной форме регулируют порядок авторских отчислений. У нас подобной деятельностью занимается пока только Российское авторское общество (РАО). Унифицированные ставки, устанавливаемые РАО для композиторов, являющихся его членами, сравнительно невысоки, но авторы не спешат расстаться с обществом и пуститься в свободное плавание. "В начале 90-х годов некоторые авторы решили, что смогут сами решать все вопросы с издателями, - рассказывает руководитель отдела лицензирования произведений в механической записи Светлана Темешова. - Однако это непросто, особенно если речь идет о серьезной музыке. Многие авторы, попытав счастья с коммерческими организациями, вернулись в РАО, которое пользуется авторитетом и имеет возможность защищать права своих членов". К сожалению, на уровне обладателей так называемых смежных прав никаких сообществ, подобных РАО, не создано. Существует и более серьезная проблема, которую без поддержки государства российским издателям решить, по всей вероятности, не удастся. Речь идет о сохранении и реставрации фонограмм, которые по праву могут считаться такими же памятниками искусства, как живописные полотна или рукописи. Драгоценные пленки с записями выдающихся исполнителей, зачастую хранящиеся в самых неподходящих условиях, сегодня попросту осыпаются и гибнут на глазах. В числе последних невосполнимых утрат - единственная фонограмма с записью музыки Шостаковича в исполнении оркестра, которым дирижировал сам композитор. "Чтобы сохранить архивы, их надо переводить в цифровой формат, - говорит Алексей Трифонов, - но вначале необходимо отреставрировать сами пленки. Это очень сложный процесс, для осуществления которого нужна дорогостоящая техника и высококлассные специалисты. Ни одна компания, владеющая архивами, в одиночку это не потянет. Поэтому желательно было бы создать некий единый государственный фонд и специализированные реставрационные базы, где можно было бы восстанавливать фонограммы из разных архивов". Архивы "Мелодии" сегодня хранятся в более или менее сносных условиях - поддерживаются температурный режим, нормальный уровень влажности. Но даже при бережном обращении долго уникальные пленки не проживут. Все эти проблемы, волнующие российских издателей, что называется, лежат на поверхности. Однако не меньшую тревогу вызывают те факты, последствия которых обнаружатся только спустя пять - десять лет. Уже сегодня, по мнению экспертов, возраст потребителей (если можно так выразиться) классической музыки заметно смещается в сторону преклонного, а процент поклонников Моцарта и Бартока среди молодежи падает на глазах. Здесь, конечно, можно пуститься в рассуждения о культурной деградации нового поколения и девальвации классического искусства в целом. Но если говорить по существу, то одна из причин этой печальной тенденции, безусловно, состоит в отсутствии минимального музыкального образования. Откуда взяться молодому ценителю классики, готовому провести вечер в консерватории или купить диск с записью Ойстраха, если в школьной программе нет ни одного предмета, дающего школьнику представление о том, что Иоганн Себастьян Бах - это не немые полстрочки в учебнике истории, а великая музыка? Не говоря уже о возможности познакомиться с Малером, Керубини или Бриттеном, желательно в хорошем исполнении, и сделать свой осознанный выбор. Допускаю, что значительная, а быть может, и большая часть просвещенной таким образом публики все равно отдаст предпочтение "шоколадному зайцу", и все же игра стоит свеч. О необходимости изучения истории музыки в рамках среднего образования неоднократно заговаривали в педагогических кругах. И разговоры эти порой встречали устную поддержку в чиновничьих кабинетах. Но и только. Также в рубрике:
|