Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7424) 22 - 28 апреля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Луч лазера в темном царстве

"Гроза". Театр Современник

ТЕАТР

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля

Творческая плодовитость молодого режиссера Нины Чусовой - вне конкуренции. Приблизительно за три года с момента появления на московском театральном небосклоне она поставила спектаклей больше, чем многие ее ровесники-коллеги вместе взятые. При этом впечатляет разброс материала и сценических площадок: Гоголь, М.Курочкин, Д.Синг, Островский, мюзикл, Чехов на английском языке; РАМТ, Театр эстрады, Дом музыки, Современник... На подходе МХАТ им. А.П.Чехова, где Чусова репетирует пьесу Мольера. Все это скорее хорошо, чем плохо, и упирается, в конце концов, в темперамент, азарт, смелость и работоспособность отдельно взятого индивидуума. До сего момента Чусова к тому же успела стать похожей на самое себя, то есть обнаружила отчетливый режиссерский почерк. Она не тихая, не психологически подробная, напротив, с буйной фантазией и вкусом к острой, на грани фарса, игре.

Хрестоматийная "Гроза" в ее интерпретации обещала новые акценты и смыслы. Упования оправдались лишь отчасти. Стихия игры, в которую классическая пьеса нырнула, как Катерина в Волгу, покажется неофиту неслыханной дерзостью. Блажен, кто неофит, тепло ему на свете! Вертикаль металлической лестницы, эта метафора крутого обрыва Катерининой жизни (художник А.Бродский), напомнила о таком же смыслообразующем компоненте декорации С.Бархина к знаменитой "Грозе" Г.Яновской, идущей в Московском ТЮЗе. Огромная клетка с живыми голубями, опять же метафора жизни и любви, бьющихся о железные прутья, - привет от грандиозного театрального события двадцатилетней давности - "Первого варианта "Вассы Железновой" А.Васильева. Финальная сцена (сильная, нет слов), когда Катерина взбирается по лестнице в поднебесье, - см. спектакль К.Гинкаса "К.И. из "Преступления". Задники пронзительного, "электрически" зеленого и синего цвета совсем недавно возникли во мхатовских "Мещанах", поставленных К.Серебренниковым. Добавим музыку "PAN-квартета" под руководством В.Панкова ("Мещане" тоже идут в его сопровождении) - и пора остановиться. В конце концов, важнее - каковы смыслы, на которые работают приемы.

Катерина Ч.Хаматовой, безусловный и фантастически притягательный центр чусовского спектакля, - девочка, опасная и для самой себя, и для окружающих. Личность, закодированная на погибель и разрушение. Но тут проклятая профессиональная осведомленность опять подбрасывает сюрприз: именно эту тему играет актриса Ю.Свежакова в спектакле Г.Яновской. Так что смыслового открытия здесь нет. Зато форма заявлена иная. Хрупкая, короткостриженая, необыкновенно чувственная Катерина Ч.Хаматовой по пластике и резкому, хрипловатому звучанию голоса напоминает девчонку-рокершу. Она, похоже, из тех, кто смолоду одержим играми со смертью, не вписывается ни в какие рамки обыденной жизни, игнорирует социум и рано или поздно найдет свой безвременный конец. Тут прочитываются и Сара Кейн, культовая фигура современной драмы, и наши рок-поэтессы, покончившие с собой. Логика поведения Катерины в спектакле Современника не очень-то и зависит от окружающего ее "темного царства", тем более что и "царство" это весьма условно. Во-первых, очевидна в чусовском спектакле слабость мужского населения города Калинова. Тут режиссер вовсе не грешит против Островского, а только рисует милые виды современности. Слабы и мелки не одни лишь Тихон - М.Разуваев и Борис - Ю.Колокольников, но и Дикой - В.Ветров, с той лишь разницей, что у последнего водятся деньги. Механик-самоучка Кулигин - А.Олешко здесь тот еще правдолюбец, болтун, которого никто не слушает, попрошайка и к тому же пьяница. Мужчины бездарно бранятся, раздают друг другу тумаки, шумят-базарят. Зато женщины держат власть, и власть эта имеет некую игровую, театральную природу. Чусова отрывает персонажей от надоевшей (не ей одной, а множеству молодых режиссеров) социальной почвы и погружает их в мир странных игр и темных инстинктов. Идеальный пример в этом смысле - Кабаниха Е.Яковлевой, предстающая в начале спектакля эдакой молодицей с двумя девичьими косицами и звонким голоском, а в конце - едва ли не жрицей античного рока, тяжко и страшно растягивающей слова осуждения. Женщины, клубящиеся вокруг Кабанихи, все эти странницы Феклуши, сумасшедшие барыни и проч., превратились в спектакле в собирательное Дуняшки. Им отданы речи и про людей с песьими головами, и про возмездие за красоту, и все это, в конечном счете, - игры. На Страстной неделе Дуняшки истязают себя бичами, по ночам снуют привидениями по дому, а под Троицу вместе с Кабанихой и Катериной разыгрывают сцены из другого произведения Александра Николаевича - из "Снегурочки". Вот под это самое дело, под спектакль, разыгранный в эффектных костюмах П.Каплевича, Катерина и признается всем собравшимся в своей измене Тихону. Вместо пугающей Катерину грозы катализатором ее поступка становится фальшивый театр. Вместо христианских запретов (темы, насквозь пронизывающей пьесу) - языческие игры. Эта Катерина совершает свое признание из врожденного "вопрекизма", из-за того что смертельные игры надоели ей самой и пора закругляться. А ведь был вначале намек: едва не сверзившись с лестницы, героиня неромантично восклицает: "Отчего люди не летают?" И жутко этим пугает Варвару - У.Лаптеву. Дуэт Хаматовой - Лаптевой в чусовском спектакле - одно из немногих открытий. Тихая светловолосая Варвара вменяема и социально послушна, а стриженый чертенок Катерина - бомба замедленного действия. Это и впрямь интересно. Со школьных лет знаем, что Варвара лжива и учит Катерину врать и приспосабливаться. Но тут вдруг Варварина мораль выглядит тихим компромиссом с жизнью, сострадательным началом. А Катерина со своей неутоленной чувственностью и глухотой к окружающему миру развращает обыкновенную девушку.

Еще одно открытие - поступок Кабанихи в финале. Свекровь "отбирает" у невестки монолог о том, как хорошо лежать на кладбище среди травки - цветочков, и, в сущности, внушает несчастной мысль о самоубийстве.

Сильнейшая Ч.Хаматова и, пожалуй, не менее сильная Е.Яковлева, однако, вытянули бы и более традиционный, а также более осмысленный поход к пьесе. И тогда можно было бы говорить о новых Катерине и Кабанихе.

"Гроза" в Современнике - не луч света, скорее, лазерный луч, спаливший кое-какие школьные представления о произведении великого драматурга.

Взамен предложены игры, местами даже поражающие воображение. Игры выдают человека, чьи предыдущие победы одержаны на более скромных драматургических полях. "Гроза" - не линейная современная драма и не маленькая повесть. Это целый космос, отправляясь в который, имея в запасе лишь веселое нахальство, можно потерять управление. Тут требуется куда более серьезный багаж.

Также в рубрике:

ТЕАТР

БАЛЕТ

МУЗЫКА

КИНО

ЗАКРЫТАЯ ПРЕМЬЕРА

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;