Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7424) 22 - 28 апреля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноПошла мода на старушекФестиваль "Новое британское кино" Светлана ХОХРЯКОВА
В пятый раз в Москве прошел этот фестиваль и не стал тем, чем был для любителей кино раньше. Аншлагов не наблюдалось. Кинокритики не уставали говорить о том, что программа подобралась слабоватая. А сами устроители жаловались, что не дали им возможности показать последний фильм Кена Лоуча "Нежный поцелуй" - о любви католички и выходца из Пакистана, что-то еще. Тем не менее все не так уж безнадежно. Ряд увиденных картин подтверждает тот факт, что новейшее британское кино пребывает в смысле качества в полном порядке. Название полнометражной документальной, а скорее, даже монтажной картины "Bodysong" молодого режиссера Саймона Паммелла переводили у нас как "Язык жеста", а это совсем мимо. Гораздо точнее было говорить о "Песне тела" или даже "Жизни тела", поскольку именно об этом вышеназванный фильм. Собственно, это кино с минимумом слов. Невербальный смысл определяет жизнь тела, зафиксированная "от и до", с момента зарождения до ухода в мир иной. Броуновское движение сперматозоидов, сливающихся с яйцеклеткой, развитие плода в чреве матери - и вот уже человек появляется на свет, пройдя родовые муки и боль. Дитя растет и развивается, делает первые шаги, ест, пьет. Затем взрослеет, любит, стареет и умирает. Это своего рода физиологическая часть картины. Во второй ее половине показана жизнь все того же тела, но не столько материальная, сколько осмысленная и духовная, фазы развития человека думающего. Насилие, религиозный экстаз и традиции (всем знакомое место паломничества мусульман мира в Саудовской Аравии, Аль-Меджид Аль Харам, раз увидишь - не забудешь), секс - традиционный и не очень, войны, болезни - сплошная боль и рана, эта наша человеческая жизнь. Тела на экране малопривлекательные, данные крупным планом, со всеми изъянами, порами, морщинами, складками, плохими зубами, старостью. "Bodysong" - своего рода компиляция на тему, в которой использованы кадры, снятые в разные годы кинематографистами мира, включая нашего Дзигу Вертова. "Мать" Роджера Мичелла поставлена по "Будде из пригорода" Ханифа Курейши и стала неким продолжением "Девушек с календаря" Найджела Коула, открывавших британскую неделю и о которых "Культура" уже подробно писала. Но это не оптимистичный вариант вышеназванного сюжета, в котором пожилые дамы доказали всем, что они еще о-го-го. Кто-то увидел в "Матери" всего лишь дикую историю о том, как взбесившаяся на старости лет дама бросилась во все тяжкие, крутит роман с молодым и здоровым мужчиной - любовником дочери, который ей в сыновья годится, да и не с ним одним. Фильм безусловно ироничен, но в той же мере и серьезен. Все начинается вполне пристойно, так что никакого подвоха не ждешь. Где-то половину фильма мы наблюдаем за развитием отношений во вполне стандартной семье, за вояжем пожилых людей, живущих в столичном предместье. Благочестивая пара, похожая на сотни других, впереди у которых спокойная, обеспеченная старость, приезжает к своим взрослым детям в Лондон. Но пожилой господин умирает. Кому все это было не интересно, ушел посередине фильма. А дальше самым неожиданным образом все идет в непредсказуемом направлении. Смешного на самом деле тут мало. Жила себе женщина, имела мужа и семью, вела спокойную жизнь, хотя теперь ей на старости лет суждено выслушивать упреки дочери о том, что она никогда не уделяла детям должного внимания. А у матери своя, как выяснилось, трагедия. Она вдруг к немалому ужасу поняла, что толком и не жила. Все прошло мимо. Поезд ушел. И бросилась как в омут с головой в слишком позднюю, непозволительную и даже стыдную любовь. Это даже не любовь, а зов тела. Просто молодой мужчина, делающий ремонт в доме ее сына, по-человечески к ней отнесся, поддержал, выслушал, наконец. И мать стала вести себя как молодая, слишком смелая в своих желаниях девушка.Такого мы еще не видели. Актриса Энн Рейд великолепна. Собственно, за свою роль она номинировалась не раз на самые престижнейшие премии и получила приз Гильдии лондонских кинокритиков как лучшая актриса. Закончится все фатальным одиночеством. Женщина, никому не нужная, отвергнутая даже детьми, уйдет из дома в никуда, в пустоту. Пожилые дамы активно входят в кинематографическую моду, и не только в британском кино. В тот момент, когда кажется, что ничего уже не будет - все только начинается. И это очень духоподъемно. Картина "В Америке" Джима Шеридана привлекательна прежде всего великолепной Самантой Мортон, которая за роль ирландки, приехавшей с семьей в Нью-Йорк, как сказали бы у нас, на ПМЖ, номинировалась на "Оскара". Жизнь как временное пристанище, затерянная в большом городе или целом мире, - настоящий космос для кинематографа. И почти всегда она сопровождается трагедией одиночества, страданием, потерей близких. Хотя фильм "В Америке" не произвел того впечатления, на которое можно было рассчитывать в свете тех разговоров, что сопровождали выход картины. Это одна из многих вариаций популярной ныне темы эмигрантов и иммигрантов, хотя и сделанная в лучших традициях британского кино. Что бы ни происходило с человеком, сколько бы страданий он ни вынес, все будет хорошо в итоге, и надо верить в лучшее. Печаль всегда светла. Почему-то в нашем кино подобное почти недостижимо. Завершил фестиваль знаменитый фильм Майкла Уинтерботтома "В этом мире", получивший берлинского "Золотого Медведя" в 2003 году. Лично на меня он произвел сильнейшее впечатление, равное тому, что и знаменитый "Кандагар" Махмальбафа. Хотя в отличие от последнего сделан он не одними лишь художественными средствами. Это почти документальная картина все на ту же тему - эмиграция, великое переселение народов - выходцев из третьих стран, их печальный исход в мир благополучных государств. Шестнадцатилетний афганский парень со своим родственником постарше пробираются из Афганистана в Лондон в поисках счастливой жизни. А мы словно бы проходим все их мытарства в грузовиках с апельсинами, грязных комнатках и лачугах Ирана, Турции, Пакистана. Совершая опасное путешествие, главный герой добирается до Лондона, чтобы не получить там права жить. И это - пройдя все то, что не приведи кому, Господи, пройти. Но будет именно так, а не иначе. Чудес не бывает. В картине снимались актеры-непрофессионалы, а пути-дороги - не специально выстроенные декорации и павильоны. Перед нами жизнь - такая, как есть, страшная и завораживающая, нищая, убогая, мусульманская. И при этом опять-таки остается ощущение света при трагичнейших обстоятельствах. Также в рубрике:
|