Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7424) 22 - 28 апреля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраВершины в камерном интерьере"Автопортрет" в галерее искусств "Дом Шаляпина" Евграф КОНЧИН Здесь развернута экспозиция "Автопортрет - художник и его творчество". Уже сам по себе автопортрет - жанр, который всегда привлекает внимание публики возможностью увидеть не только творца, но и его личность и сопоставить с ней творчество, разгадать извечную тайну: человек - художник. Поэтому в последние годы выставки автопортретов в разных экспозиционных комбинациях устраиваются часто. Они всегда пользуются популярностью И особенно, если они, как и сейчас, сопровождаются небольшими, наиболее характерными для этих художников монографическими разделами. Но нынешняя экспозиция интересна прежде всего тем, что показывает автопортреты выдающихся живописцев, графиков, скульпторов второй половины XX века, сложной знаменательной эпохи развития реалистического искусства. Конечно, этот мощный поток художественной жизни нескольких поколений нельзя показать в небольших разноэтажных залах галереи, ему нужен простор, эпическая ширь. Однако и камерное их представление позволяет увидеть иные черты, иные грани личности и творчества художника. Даже вблизи вершины XX века остаются вершинами. Выставка начинается с работ великого художника Аркадия Пластова. На фоне великолепного "Автопортрета" несколько его известных картин рассказывают не столько о любимой художником деревне, сколько о России, о нашей Родине. Виктор Цыплаков, автор многих тематических, жанровых полотен, представлен лирическими пейзажами, быть может, не главными в его творчестве, но показывающими его талант в несколько ином плане. Ефрем Зверьков, знаменитый своими тонкими, трепетными, "голубыми" образами природы, неожиданно занявшись самоизображением, предстал и как одаренный портретист. Если Ивана Сорокина больше привлекают картины деревенской жизни, то Андрея Горского - московская старина и современность. Непривычным было увидеть в живописном разделе холсты выдающегося графика Мая Митурича. Его живопись добротна, профессиональна, но хотелось бы, чтобы свой XX век он представлял широко известными и популярными графическими листами. Вот уж кому, действительно, в этих залах тесно - это Петру Оссовскому и Виктору Иванову. Даже небольшие их картины смотрятся как этюды к монументальным полотнам, которые мы привыкли видеть в просторных манежных помещениях. Монументальными не столько по размерам, но по образной глубине, по живописной мощи, смысловой основательности. "Автопортрет", "Портрет И.Черновой", "Художник и его дочь", "Отец и сыновья" - классика отечественного искусства. Они показывают умение Юрия Чернова, автора монументальных памятников, вдохновенно работать в станковой скульптуре. Это - цельный монографический раздел. Великолепный ряд скульптурных портретов у Владимира Цигаля, больше известного знаменитыми монументальными композициями, посвященными Великой Отечественной войне. Своеобразна скульптура Михаила Переяславца. Пожалуй, наиболее монографически представлено творчество Бориса Диодорова. Здесь и портреты, и станковые листы, и иллюстрации к книгам, которые полно и многообразно раскрывают его талант. Широко известно северное, былинное "калевальское" искусство Мюда Мечева, одного из самобытных, замечательных и впечатляющих мастеров второй половины XX века. Но в этой экспозиции он представлен скромнее, чем мог бы, о чем стоит сожалеть. Блистательны, остры и емки офорты Станислава Никиреева, который еще раз доказал неограниченные возможности этой старой и всегда новой в руках истинного мастера графической техники. Как всегда обворожительны, элегантны и утонченны акварели Алексея Шмаринова, мастера широко мыслящего и многогранного. Выставки членов Российской академии художеств в галерее искусств "Дом Шаляпина" стали традиционными. Они как бы соревнуются с академическими залами на Пречистенке. Но ни в коей мере не повторяют их. Галерея нашла свое экспозиционное лицо, свой камерный подход к раскрытию даже больших, монументальных тем. Этим она не похожа ни на какую другую московскую площадку, чем и интересна. Также в рубрике:
|