Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 38 (7497) 29 сентября - 5 октября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Тайна человека из "Арсенала"

"Борислав Брондуков. Последний сеанс"

PRO MEMORIA

Анастасия МАШКОВА


Странную программу о знаменитом украинском артисте увидели зрители на "первой кнопке" постсоветского пространства, то есть на "Первом канале". При том, что этот проект обладает всеми родовыми чертами современного документально-биографического жанра - скорее отрицательными, нежели положительными по "большому счету", - есть одно обстоятельство, которое позволяет отнести "Борислава Брондукова..." к штучным проявлениям этого жанра на телевидении: за конкретными обстоятельствами судьбы заглавного героя авторы разглядели высший смысл, оправдывающий их обращение к его частной жизни, и даже некий высший свет, освещающий трагические несчастья самого Брондукова. Все-таки людям свойственно "ориентироваться по звездам"...

Авторы программы - Карина Беляева и Александр Колбовский. Последнего читающей публике представлять не надо, это один из самых последовательных и тонких знатоков "актерской темы" в нашей киножурналистике. Думаю, что именно эрудиции этого автора мы обязаны такому количеству мелких, но красноречивых фактов, плотно населяющих программу. Увы, разгадать данное подчас лишь упоминанием, кадром, фотографией на стене в доме Брондукова могут лишь киноманы либо люди, неравнодушные к украинской культуре... Много ли их, завсегдатаев МКФ "Молодость" да просмотров в столичном Музее кино, каковой ныне, как известно, полузакрыт и полузапрещен? Но, как ни крути, это один из главных постулатов современных СМИ: никакого искусства, не надо грузить зрителей, какие фильмы и так далее, и тому подобное... Слава богу, что на телевидении, где водятся люди с режиссерскими дипломами, имена режиссеров еще разрешается вообще упоминать: сказано хотя бы, что свою лучшую драматическую роль молодой Брондуков сыграл в ленте Леонида Осыки "Каменный крест". Куда там до анализа и хотя бы намека на историю поэтического украинского кино 1960-х! В рассказе Ады Роговцевой они упоминаются как увлеченные молодые хористы из Театра русской драмы имени Леси Украинки: Иван и Маричка, Лариса, Костя... Они и в пространстве фильма существуют как коллеги, товарищи, друзья дома, сослуживцы и соседи: Мария Миколайчук и ее ныне покойный муж Иван, Ада Роговцева, недавно ставшая вдовой Константина Степанкова, Лариса Кадочникова. А еще - Богдан Ступка, Борис Савченко, к коим тоже пришлось поехать в Киев за очень небольшими, в сущности, интервью.

Второе печальное "общее место": жесткий, клиповый монтаж, предельно лаконичный, до скороговорки, драматургический каркас. Есть и прямые нестыковки, небрежный, на грани безграмотности, подбор архивных материалов, например, история поступления юного Брони Брондукова на первый актерский набор кинофакультета Киевского института имени Карпенко-Карого (кстати, официальное название одного из крупнейших в СССР кино- и театральных вузов вообще не приводится: звучит действительно несколько тяжеловесно, но все-таки как без названия!) почему-то сопровождается кадрами триумфального явления публике... Марины Влади во время ее первого визита на Московский кинофестиваль (мол, "мир кино уже манил"...). Наверное, было бы наивно связывать саму форму программы (но не ее конкретные просчеты) с уже названными авторами либо с режиссером Ириной Ван: такова всеобщая унификация биографического материала на ТВ, такова "облегченная", признанная современной форма его подачи... Порой кажется, что сам дух героев подобных программ мстит их авторам, нередко очень профессиональным: не у каждой судьбы внутренняя интонация ладна, легка и "быстроусвояема". Вот и в нашем, "Борислава Брондукова...", случае не вполне понятно, то ли сценарий несколько путан и грешит многочисленными отступлениями то назад, то в сторону, оттого что так вышло, сложилось, то ли его банально кромсали под новейший стандарт... Упоминается одна из лучших, самая поразительная и нестандартная роль Брондукова в легендарных уже "Комиссарах" Николая Мащенко (1968 год создания, между прочим!). Но только потому, что эта его роль связана с романтическим, семейным сюжетом: вместе с Брондуковым в этой картине снималась его жена, в ту пору начинающая актриса Катя Дьяченко...

И не вполне понятно современному зрителю, каким же это прорывом было для героя - состояться в юности, во времена всплеска национальной кинематографии, в качестве одного из главных лиц поколения, героя и знаковой персоны. Это был люфт, равный социальному рывку, проделанному простым пареньком с завода "Арсенал", когда выпускник горного техникума поступает в престижнейший вуз, а потом и в престижнейший театр. Уходит из него, будучи романтиком, нонконформистом, задирой, отказывающимся мириться со спецификой цеховой актерской морали. Становится одним из самых снимаемых актеров в истории советского кинематографа. Нельзя не оценить его героические усилия, чтобы маска отщепенца, комического идиота не приросла к собственному лицу. Но что удалось авторам - так это история его семьи и болезни. Уже не юным мальчиком, но взрослым, многое повидавшим мужчиной он начинает вполне сознательно жить для жены, семьи, для "немногих, но верных друзей". И получается, что не строил он карьеры (в самом позитивном, положительном смысле этого понятия), не служил искусству (а романтический пафос подобного служения многих соблазнял в эпоху "реального социализма"). Но "жил как жил", вкладывая сокровенные силы души в ближних. Тайна, загадка Брондукова, этого подлинного народного героя, которого безуспешно разыскивало официальное советское киноискусство (отсылая самого артиста на роли аутсайдеров, что было совершенно справедливо), заключается в том, как, откуда, каким образом он обрел эту цельность и последовательность в строительстве собственной судьбы. Видимо, все-таки не врали нам иные вполне скомпрометированные своими интерпретаторами классики, утверждая, что не башня из слоновой кости, но именно реальная жизнь есть место, где встречаются высокое, "вечное" искусство и тот простой, рабочий материал, который оно, искусство, должно одухотворить. Жизнь надо знать.

Борислав Брондуков разделил печальную участь миллионов постсоветских инвалидов - упрек всем, кто построил бесчеловечное общество, где не на кого рассчитывать, кроме близких. Но его близкие, его жена - выдержали. Авторы последнего телефильма о Брондукове немного лукавят, давая своему детищу именно такое второе название - "Последний сеанс". Больного, разбитого инсультом артиста много снимали, достаточно сказать, что при его жизни еще был создан знаменитый документальный (на пленке) фильм Юрия Терещенко "Вечный крест". Название говорит само за себя, но отсылает не к частной ситуации, а к национальной вине: фильм о вдове Леонида Осыки, вынужденной поднимать на грошовую пенсию классика национальной режиссуры малых детей, о Екатерине Брондуковой, о Константине Степанкове, безработном премьере украинской сцены и кино, рассказывающем, как они с Адой, любимой женой и тоже звездой, экономят деньги для детей, на их беду пошедших по стопам родителей-артистов... Эпизод с Екатериной Брондуковой и фактически отсутствующим в кадре, не приходящим в сознание Брондуковым потряс всех. В силу своей телевизионной, "цифровой" природы в "Последнем сеансе" съемки Борислава Николаевича, пожалуй, впечатляют еще сильнее. Это подлинно шокирующие кадры, но, по счастью, в них нет той отвратительной "чернушной", вернее, "желтой" нигилистической энергии, на которую пытаются подсадить своих постоянных потребителей современные СМИ. Да, Брондуков был предан государством, как и многие, кому не повезло оказаться обычным человеком с обычными проблемами (на доплату к пенсии народного артиста в 18 долларов по курсу, понятно, здоровье не поправишь и семье не поможешь никак). Но он заслужил любовь семьи, воспитал в них эту любовь и не был предан ими. Победил. Чтобы сохранить этот светлый остаток его блистательной актерской судьбы (каковую, под финал фильма это особенно отчетливо понимаешь, может быть, и вовсе не следовало анализировать так подробно - от безусловных побед к проходным ролям), и надо было затеять этот вполне компромиссный "Последний сеанс".

Также в рубрике:

PRO MEMORIA

ПРЕМЬЕРА

  • Брод
    "Один день. Новая версия" Кирилла Набутова на НТВ

ПРОЕКТ

НАБЛЮДЕНИЕ

ПРЕМИИ

НОВОСТИ КАНАЛОВ

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;