Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 38 (7497) 29 сентября - 5 октября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПереведи часы назадМосковские гастроли Музея зарубежного искусства Риги Елена ТИТАРЕНКО
Рига, куда мы запросто ездили в отпуск или на каникулы, а иные снимали там кино или писали этюды, изображающие "настоящую заграницу", добрая старая Рига - ныне столица "далекой страны". Пусть и называют это зарубежье ближним, но приходит на ум поговорка про локоток, что не укусишь. И для большинства россиян цветущий купеческий город над Даугавой теперь экзотика не меньшая, чем лежащая в недалеких от него широтах Голландия или на другом конце Европы расположенная Испания. Согласитесь, если вам выпал шанс побывать в музее Прадо, вряд ли вы им пренебрежете! А вот случай увидеть шедевры из того же Прадо или Лувра в Москве выпадает нынче реже, чем во времена, не требовавшие визы в Прибалтику. Из чего следует простое, как все гениальное, решение, принятое руководством Пушкинского музея: сделать доступной нам экзотикой те самые собрания, которые прежде мы смотрели между делом, наведываясь в западные по советским меркам республики как туристы... Так волею судеб и начался в российской столице цикл выставок "Под сенью дружных муз", по замыслу его инициаторов призванный "представлять московским зрителям значительные художественные собрания стран ближнего зарубежья". И первым в парадный Белый зал ГМИИ имени А.С.Пушкина приглашен Музей зарубежного искусства города Риги. Картин-гостей в Москву понаехало так много, что дома почти никого не осталось - рижский музей попросту пришлось закрыть за неимением экспонатов. Зато как приятно приглашенным побывать в знаменитых стенах, где их принимают с почетом и радушием! Хозяевам же впору гордиться тем, что в извечном споре (разумеется, необъявленном) с главным конкурентом - Третьяковской галереей - найден весомый аргумент, который можно противопоставить увенчанной лаврами "Золотой карте России". Высокопарно названный проект "Под сенью дружных муз" вполне можно считать акцией не только художественной, но и политической. Тем паче, что Пушкинский музей заявил, согласно пресс-релизу, что "взял на себя миссию консолидации культурного пространства". А значит, изящно и мягко, но вполне решительно вторгся в сферу международных отношений. Впрочем, это вполне соответствует моменту: когда-то было модно говорить о народной дипломатии, теперь, похоже, настала пора дипломатии художественной. Или музейной, если угодно. Еще недавно в этих же залах мы изумлялись итальянским шедеврам и их неожиданной схожести с русскими. Ныне ходим меж полотен фламандцев, голландцев и немцев, более всего думая не о них самих, а о том, что не дорожили раньше возможностью побродить по тихим залам музея в Риге. Теперь он чистосердечно снял из экспозиции все лучшее, чтобы добраться до потенциального ценителя, находящегося по-прежнему не так далеко, но уже за границей - в России. Организаторы проекта нарочно выискивали такие имена, которых нет в музеях России, и мало известные нам пласты в истории искусств. Взять хотя бы караваджиста Николо Реньери, чей "Концерт" помещен в самом почетном месте - в похожей на апсиду нише Белого зала, да и в рижском музее, как пояснила мне его улыбчивая директриса, красуется в самом центре экспозиции. Не слишком знакомы нам немец Вольфганг Кродель, написавший непривычно нарядными "Лота с дочерьми", или нидерландец Бартоломеус Спрангер, автор великолепной композиции "Адам и Ева" и представитель международного маньеризма, кстати, работавший в Праге при блестящем дворе Рудольфа II Габсбурга. А открывают выставку картины Ренессанса - "Св.Себастьян" кисти неизвестного венецианца начала XVI столетия, явно принадлежавшего кругу Джованни Беллини, и пронзительное "Распятие с предстоящими" нидерландца Питера Артсена. Далее переходим к главному, чем гордится музей Риги, - голландской живописи XVII века. От ее "золотого века" в столице Латвии - все жанры и направления, особенно пейзаж, портрет и бытовой жанр. Несколько ландшафтных композиций развесили рядом, чтобы легче было сравнить манеру Эсайаса ван де Велде, Саломона ван Рёйсдала или Якоба ван Ло. Но, пожалуй, еще интереснее увидеть художников "редких" и малоизученных, как голландцы Изак де Яудервилле и Нелтье Влигер. Или всмотреться в лица рижан прошлых веков, подобных аптекарю Якобу Фоссу и его супруге, которые специально предприняли путешествие в Дрезден, дабы их запечатлел знаменитый портретист Антон Графф. Именно в этой части экспозиция из краткого курса европейского искусства, каковой встретишь во многих музеях, превращается в нечто особенное. Рижский музей сохранил, помимо работ всемирно признанных нидерландцев, и артефакты от не слишком превозносимых художников, обозначаемых как балтийские. По крови они по преимуществу были немцами, и локальные школы Германии над ними зачастую довлели, но, находясь на стыке с иной географией и культурой, эти мастера давали довольно-таки своеобразный микст. Чем-то они неуловимо напоминают тех живописцев, что в России при Петре начинали писать "под Запад" - кто более, кто менее успешно. Среди везунчиков оказались автор трогательного "Семейного портрета" с чуть одеревенелыми фигурами латышских бюргеров, созданного в конце XVIII века, Фридрих Хартман Баризьен и его коллега Леонхард Шорер: теперь их почитают едва ли не основоположниками латышской и эстонской национальных школ живописи. Прогулявшись по Колоннаде, можно полюбоваться мастерами других поколений, главным образом немцами и австрийцами XIX столетия. В их ряды затесались покоритель салонов - романтичный француз Орас Верне и редкий в Латвии британец Дэвид Уилки, чья "Тайная ирландская винокурня", уже в виде завершенного полотна, имеется и в Эдинбурге. А изюминкой выставки, вероятно, следует считать солидную коллекцию холстов от бельгийцев первой четверти XX столетия - этот раздел музея в Риге называют уникальным на полном основании. Коллекции новой бельгийской живописи такого объема и уровня (в ней блистают Франс Мазерель, Леон Навез и Эжен Ларманс) не было и нет ни в одном музее на постсоветских просторах. А попала она в Ригу, в тогдашний Художественный музей в стенах Рижского замка, в качестве дара от самих авторов и наследников. Произошло это в 1932 году благодаря хлопотам посла независимой Латвии в Брюсселе Яниса Лагдзиньша - он сумел настолько растрогать правительство Бельгии, что оно даже назначило уполномоченного по отбору картин для Риги в лице историка искусства Поля Ламбота. И тут нельзя не упомянуть историю самого музея, восходящую к XVIII веку. Первый музей в Риге был основан в 1773 году, чуть позже российского Эрмитажа, но в отличие от последнего носил имя коллекционера из третьего сословия - врача Николауса Химзеля. Потом, почти через сто лет, дар городу принес антиквар Доменико де Робиани: полсотни картин в обмен на пожизненную пенсию. Самым щедрым вкладом нынешние госхранилища обязаны члену городского совета Риги Фридриху Вильгельму Бродерло: этот собиратель долго показывал свои сокровища - двести картин - в частном музее. И задал городу непростую задачу - подыскать помещение, где можно было бы предъявить публике все наличествующие коллекции и дальнейшие дары. В итоге первая в городе картинная галерея возникла в 1868 году, ютясь в Рижской реальной гимназии, а спустя полвека, в 1905-м, уже в специально выстроенном здании был открыт городской художественный музей. Его собрат и предтеча сегодняшнего "балтийского гостя" - Латвийского музея зарубежного искусства - был основан в 1920 году в Рижском замке и слит со своим аналогом в 1946-м, уже при советской власти. Кстати, ей тоже следует воздать должное: о музее в латвийской столице она заботилась не скупясь - ему перепало даже кое-что из Эрмитажа, который то и дело заставляли делиться с "младшими коллегами". Эпоха совершила круг, Латвия - снова заграница, из истории, как из песни, слова не выкинешь, а собрание Музея зарубежного искусства в Риге никто не намерен ущемлять и дробить. Так уж случилось, что в латвийской столице оказалось более тысячи произведений различных художественных школ XV - XX веков - крупнейшее собрание западноевропейской живописи в нынешних странах Балтии. Премьеру в Москве можно считать состоявшейся, а за Латвией к нам пожалует Украина. Остается гадать, чем удивят нас в следующий раз "под сенью дружных муз" и кто из сестер Клио станет хозяйкой бала? Также в рубрике:
|