Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 38 (7497) 29 сентября - 5 октября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрОдна печальная планетаВологодский ТЮЗ в столице Алиса НИКОЛЬСКАЯ Художественного руководителя вологодского Театра для детей и молодежи Бориса Гранатова знают как постановщика интеллигентных спектаклей. Приверженец классики, он грамотно выстраивает репертуар, где преобладают истории, близкие любому возрасту. В нынешний приезд в Москву Гранатов показал два своих спектакля: "Маленький принц" по Антуану де Сент-Экзюпери и "В списках не значился" Бориса Васильева (пьеса Юрия Визбора и Марка Захарова). Второе название адекватнее всего воспринимается в контексте недавнего юбилея Победы. Однако премьера его состоялась два года назад. Тем интереснее было понять историю, предлагаемую режиссером. Сегодня, ставя спектакли о войне, постановщики закономерно отходят от пафосной героики, стремясь в первую очередь переосмыслить то время с человеческих позиций, благо материал позволяет. Повесть Васильева о первых днях Великой Отечественной, о погибших при осаде Брестской крепости молоденьких ребятах, знавших о войне только по книжкам, звучит достаточно жестко. Ибо в центре ее - судьба идейного юноши, волею обстоятельств ставшего командиром обреченного на гибель взвода; история страшного перелома души, когда сознание сдвигается и человек становится машиной, предназначенной для убийства. Однако Борису Гранатову нужной жесткости не хватило. И спектакль получился несколько размытым по атмосфере и смыслу. А изложенные в программке высокопарные рассуждения о патриотизме ("Мы тоже любим Родину!") кажутся откровенно лишними. Дабы уйти от конкретики, режиссер перевел действие в условно-притчевую стилистику. Разные измерения призваны соседствовать друг с другом: сны и воспоминания перекликаются с сиюминутными репликами, а для того чтобы отправиться на тот свет, достаточно подняться на самый верх огромной, холодной, словно запорошенной снегом крепости (художник Степан Зограбян). Другое дело, что манера игры у актеров при этих "переходах" совершенно не меняется. Перемены, происходящие с главным героем, лейтенантом Николаем Плужниковым, продемонстрированы буквально: его играют два актера, Эдуард Аблавацкий и Виктор Харжавин. Один из них - крепкий молодой человек с лицом Иванушки из русской сказки, другой - седовласый призрак с пустыми недобрыми глазами. В первом действии призрак пребывает на заднем плане, только изредка перехватывает реплики юноши; во втором же он входит в силу, а юноша отправляется "на верхний этаж". Но при этом нет полноценного ощущения тех изменений, что случились с героем. К тому же возникает чувство, что режиссер изо всех сил пытается оправдать его, вместо того чтобы излагать происходящее беспристрастно. А лейтенант Плужников явно в оправданиях не нуждается. Звучащие со сцены слова "Война - это моя работа" говорят сами за себя. Есть здесь и нелицеприятные поступки вроде убийства безвинных людей или беспардонного кайфа от власти над несчастным пленным немцем. История военного человека - всегда история слома; кто-то гибнет физически (как обаятельные юнцы - подчиненные лейтенанта), а кто-то нравственно. А нежданно приключившаяся любовь героя с девушкой-калекой Миррой (Алла Петрик) дает ощущение не спасения, а финальной вспышки. Той, после которой наступает вечная темнота. Герой спектакля мог и не иметь имени. А легендарность его сегодня видится не в том, что он в одиночку отстаивал крепость, а в красноречивости примера - что экстремальные обстоятельства могут сотворить с человеком. "Маленький принц" оставил более спокойные и чистые впечатления. Право, сама история настолько безусловна, что как ее ни рассказывай - спорить будет не с чем. Борис Гранатов решает "Принца" в стиле французского уличного представления. Перед началом актеры, образовав маленький оркестрик, выходят в фойе, наигрывая мелодии песен Эдит Пиаф, развлекают зрителей, приглашают их танцевать, а потом провожают на места. Пространство представляет собой нечто среднее между опрокинутой Луной и небольшими подмостками для камерного действа (художник Ольга Резниченко). Продолжая играть французские мелодии, актеры преображаются в персонажей сказки. Огромный человек с гитарой и веселыми глазами (Владимир Бобров) становится Летчиком, а его крошечный белокурый спутник (Виктория Парфеньева) скидывает тяжелую куртку и превращается в эфемерного инопланетного Принца. Роли распределены причудливо: Летчику предстоит стать по очереди обитателями всех планет, которые посещает Принц, от брюзжащего Короля до подслеповатого Географа (каждый эпизод разыгрывается как небольшой цирковой номер). А очаровательная улыбчивая дама по имени Ренэ (Елена Авдеенко) окажется и капризулей-Розой, которая долго подкрашивает губки и кокетничает с мужчинами из зала, и Змеей, и трогательной Лисой, подарившей Принцу свое рыжее боа - словно кусочек собственной души. Образный ряд спектакля невелик; основным становится пересказ событий; однако оказывается, что большего и не нужно. Бесхитростное, наивное обаяние спектакля вызывает искренние ответные эмоции. Которые необходимы человеку вне зависимости от возраста и прочих сопутствующих факторов жизни. Также в рубрике:
|