Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7501) 27 октября - 2 ноября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеНациональные особенности романтизмаДвойной портрет в одном абонементе МУЗЫКАТатьяна ДАВЫДОВА
Название абонемента Дома музыки "Лист и Сен-Санс: два великих романтика" наводит на размышления. Почему Лист, отчего Сен-Санс, зачем оба кряду? Вообще склонность к музыкальным портретам прослеживается во многих проектах ММДМ. К примеру, там проходит ежегодный монографический фестиваль: сперва персоной был Моцарт, затем Брамс, в этом году ожидается Бетховен. На сцене Дома музыки уже второй год проводит свой цикл "Монографических концертов симфонической музыки" оркестр "Русская филармония" с Юрием Кочневым. Лист в этом цикле фигурировал в прошлом году, а Сен-Санс ожидается в конце ноября (прозвучит Третья симфония, Второй фортепианный концерт и симфоническая поэма "Юность Геракла"). Формально героями нынешнего сезона Лист и Сен-Санс стали прежде всего благодаря юбилеям, пусть "относительной круглости", то есть недостаточной для проведения вселенских акций (в 2005 году исполнилось 170 лет со дня рождения Сен-Санса, в 2006 году - 195 лет со дня рождения Листа). А вместе их удалось объединить по историческим причинам: композиторы были дружны, взаимно уважаемы. С именем каждого связаны определенные национальные особенности музыкального романтизма. Сен-Санс испытал влияние старшего друга, в частности, облюбовал жанр симфонической поэмы и положительно воспринял его обобщенный подход к программности. Впоследствии он посвятил памяти Листа свою Третью симфонию ("Органную") - наивысшее, по мнению автора, достижение. Лист же всячески поощрял начинания Сен-Санса, содействовал постановке в Веймаре оперы "Самсон и Далила", называл его "величайшим в мире органистом", а также полагал, что они с Сен-Сансом лучшие пианисты в Европе. Возможно, так и было (хотя Сен-Санс от концертной деятельности виртуоза отказался). Наконец, этот абонемент лишний раз покажет, как вообще обстоит сегодня дело с романтизмом в исполнительском искусстве. Ведь некоторое время назад музыканты стали все чаще говаривать о грозящем вырождении исполнителей, адекватно интерпретирующих романтиков, и о невозможности сегодня сказать новое слово в этой области. Открывать абонемент "Лист и Сен-Санс: два великих романтика" приехал австрийский дирижер Ханс Граф - ученик Серджу Челибидаке и Арвида Янсонса, победитель конкурса Карла Бёма 1979 года, бывший глава оркестра Моцартеума в Зальцбурге, оркестров Калгари и Бордо, а ныне худрук Хьюстонского симфонического оркестра. В Доме музыки Граф дирижировал Национальным филармоническим оркестром России, его партнером по ансамблю стал также пианист Александр Гиндин. Программа вышла стройной: рай и ад, свет и тьма, лирика и героика - общая тематика звучавших произведений. Два одноименных опуса предоставили всегда интересную возможность сравнения: "Пляска смерти" Сен-Санса - с солирующей скрипкой (играл концертмейстер оркестра Еремей Цукерман) и Листа - для фортепиано с оркестром. К ним добавились монументальная "Данте-симфония" Листа и монотематический Второй фортепианный концерт (в прошлом году представшие такой же парой в цикле Юрия Кочнева). Творческий метод Графа и Гиндина, вероятно, ближе к логическому (Сен-Санс), нежели интуитивному (Лист): их трактовки рациональны, подробно рассчитаны, что не лишает исполняемые ими романтические опусы "родовых" черт. Здесь и огромная напряженность развития, и достаточная эмоциональность, и богатая красочность, и резкие контрасты, и нежнейшая лирика, требующая от музыканта полного самораскрытия, обнажения собственной индивидуальности. Александру Гиндину это по плечу. Пусть его Лист лишен аффектации, бравуры, огромной силы и властности, зато в нем есть элегантность, мягкость, легкость, детальная нюансировка. (Поэтичности и передаче тончайших оттенков чувств Лист учился у Шопена. Гиндин играет Шопена замечательно.) Словно мудрый рапсод-мечтатель, Гиндин преподнес Второй концерт как сердечно выпестованную и тщательно выверенную поэму. "Пляска смерти" Листа явила нам совсем иного героя, а его рояль - иное звучание. Тут пригодились и эффектности в духе любимого Листом Паганини. Кроме того, Гиндин-колорист совместился с Гиндиным-полифонистом, начавшим мыслить линеарно задолго до того, как в музыке появились первые имитации. Способность выстраивать форму, превращая каждую секунду времени в концентрированный смысл, открывает в этом пианисте большого интеллектуала, помимо того, ничем не ограниченного в технике. Ханс Граф - музыкант исследовательского типа и чуткий проводник, не склонный укрывать авторскую мысль в проявлениях собственного "я" интерпретатора. Ему удалось достаточно наэлектризовать атмосферу в "Пляске смерти" Сен-Санса - произведении изящно-ироническом, а не прямолинейно-инфернальном. Для этого маэстро понадобился крайне неуютный темп, который следовало держать что было сил, как тугую пружину. Музыкантам все это вкупе с французскими тонкостями давалось нелегко, но в том был и резон: сдвинув темп и сняв напряжение, легко превратить эту музыку в поверхностный вальсок. В "Данте-симфонии" оркестр развернулся во всю мощь, порождая крамольную мысль о неважности знания, что именно звучит: приносят удовольствие с жадностью поглощаемые, захватывающие соло и ансамбли. "Данте-симфония" - довольно громоздкое произведение и, как сказал бы Чайковский, "непрактичная и трудная вещь", требующая больших интеллектуальных затрат, в чем она сродни солидному трактату о духовных ценностях. Такой и представил ее Ханс Граф - солидной, детально продуманной, возвышенной. При том маэстро умеет не просто выучить партитуру со всемогущим оркестром, но и авторитетно творить прямо на сцене, будучи понятным и музыкантам, и слушателю. Верную службу сослужил и дружественный НФОРу хор под управлением Виктора Попова: девочки-хористки благостно пели над сценой возвышенный финальный "Магнификат", напоминая о том, что подлинный романтизм воистину способен отрывать человека от действительности. Также в рубрике:
|