Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7501) 27 октября - 2 ноября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраМИХАИЛ КУРИЛКО-РЮМИН: "Хороших людей больше, но плохие лучше организованы"Беседу вел Евграф КОНЧИН
"Я же постараюсь в многосторонности таланта Михаила Курилко-Рюмина увидеть наиболее характерную, ему присущую черту. Вкус. Вкус профессиональный, вкус требовательный, артистический, вкус традиционный: изысканность его вкуса оставляет печать на всем, что он делает, на всей его жизни вплоть до многочисленных и своеобразных его учеников. Замечу, кстати: тема художественного вкуса, меры вещей, а значит, гармонии целого в наше время необычайно актуальна. Вкус, на мой взгляд, - категория не только и не столько эстетическая, сколько этическая. И в опыте М.М.Курилко мы находим этому подтверждение". Так сказал о творчестве народного художника России, действительного члена Российской академии художеств и ее главного ученого секретаря Михаила Михайловича КУРИЛКО-РЮМИНА, перешагнувшего через свое 80-летие, другой замечательный художник - Николай Андронов. - Как я пришел в театр? Наверное, несколько неожиданно. 16 июня сорок первого года у нас состоялся выпускной школьный бал, а 4 июля я ушел добровольцем на фронт. Тринадцать дней нас обучали в Тамбове, а затем послали на Западный фронт, под Вязьму. В октябре я был тяжело ранен. В госпиталях я провел довольно долго. Особенно во Фрунзе, в Киргизии. Затем там же, во Фрунзе, демобилизовали. Что делать? Стал работать во Фрунзенском театре. Участвовал в спектаклях, сделал две постановки, в том числе "Ревизора". Вообще Киргизию я считаю своей второй родиной. Здесь меня спасли в самые тяжелые годы, отходили, пригрели. Здесь я получил навыки своей будущей профессии. В сорок пятом вернулся в Москву. Поступил на художественный факультет ВГИКа, на котором преподавали знаменитые художники: Федор Богородский, Юрий Пименов, Евгений Калачев, Григорий Шегаль. Здесь я получил отличное образование. Причем, замечу, я ведь до того не учился даже в детской художественной школе. Прелесть вгиковского образования была в том, что здесь готовили художников широкого профиля. Моими педагогами были разные мастера, но они составляли единую, цельную живописную школу, а это было очень важно. Не только в овладении живописи, рисунка, но и всего охвата живописной культуры, в понимании колорита, композиции, ритма, пространства, архитектурных решений. ВГИК окончил в 1951 году. Моим дипломом был фильм "Былое и думы" Герцена. Я сделал более 20 эскизов - кадров из фильма. Но работать в кино я больше не стал. Юрий Иванович Пименов "сосватал" меня в Центральный детский театр к Марии Осиповне Кнебель. Она как раз ставила "Горе от ума" Грибоедова, и я стал художником спектакля. Дебют получился нестыдным, он имел успех. Я стал получать интересные предложение от других театров. Но тогда в Центральном детском театре собралось удивительное сообщество талантов - Кнебель, А.Эфрос, О.Ефремов, А.Михайлов, Г. Печников. О.Анофриев, В.Заливин... Счастлив, что мне довелось работать с ними. В этом театре я участвовал еще в нескольких постановках. А все спектакли театра принимались зрителями как заметное событие. Здесь же, в ЦДТ, я оформил спектакль по пьесе Виктора Розова "В поисках радости".
- Какие работы вы считаете наиболее значительными? - Важным для себя считаю создание декораций к спектаклю по пьесе А.Глобы "Пушкин" в Ермоловском театре с В.Якутом в главной роли. Из наиболее значительных назову также "Безымянную звезду" во МХАТе - по пьесе румынского драматурга Себастьяна, "Суббота, воскресенье, понедельник" Эдуардо Де Филиппо, "Мой друг" в Ермоловском, "Горное гнездо", "Кремлевские куранты" Николая Погодина во Фрунзе, "Дядю Ваня" А.П.Чехова дважды - в Минске и Алма-Ате. В Малом театре - "Волшебное существо" А.Платонова - получился дивный поэтический спектакль, но не разрешенный руководством культурой. Зато "Иван Рыбаков" В.Гусева шел 20 лет. Всего я принимал участие в художественном оформлении 140 спектаклей.
- Работа театрального художника имеет свою специфику, свою условность, свое правдоподобие в отличие от других жанров изобразительного искусства... - Конечно. Еще Пушкин писал: "Какое может быть правдоподобие в театре, когда зрительный зал разделен пополам?" Но зритель, понимая это, принимает эту условность, эту игру. Поэтому художник в театре не должен стремиться к правдоподобию. Вспомним костюмы Головина в "Годунове". Он же не реконструировал исторический костюм, а старался передать дух времени XVII века. И то, как это время понимал Пушкин. Я в своих работах стараюсь преподнести не только эпоху, а ее понимание в пьесе. Вспомните, как по-разному начало прошлого века понимается в пьесах Чехова и Горького. Интерьер "Мещан" и "Трех сестер" - разный по образу, а время одно и то же. Это все должен учитывать художник.
- Вы занимаетесь преподавательской деятельностью и с большим стажем... - Да, с 1953 года. Вначале во ВГИКе, а затем в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова. Здесь у меня своя мастерская. Готовлю художников театра.
- Говорят, что новая драма упразднила театральную живопись в традиционном ее понимании. Никаких декораций, никакого изобразительного начала. Здесь действительно художник не нужен. - Какой бы современной ни была драматургия, а точнее ее режиссура, все равно театральный художник, нужен. Он создает какой-то общий колорит, ритм, пространство, цельность действия. Надо только найти форму его участия. Я глубоко убежден в том, что в любом, самом "современном" спектакле без художника не обойтись, спектакль без него много теряет. Замечательный художник Николай Павлович Акимов блистательно написал в своих воспоминаниях: "Как пустая сцена не будит воображения зрителя, так и заполненная плохими декорациями". Почему русский театр в свое время так прославился? Потому, что в театр пришли настоящие художники, которые были в состоянии прочувствовать эту живую ткань сцены. А сейчас - все на уровне ремесла, которое называет себя громко дизайном. Кто-то однажды сказал: "Хороших людей больше, но плохие лучше организованы". Понимаете, эти ремесленники очень хорошо организованы! Причем они, так сказать, беспардонно сами себя и рекламируют, и тиражируют. Рядом с блистательным художником, который и определил все поиски Театра на Таганке, Давидом Боровским существует масса эпигонов, которые думают, что если они поставили две палки на сцене и одну перекладину - они уже выразили свою якобы связь с космосом и не стесняются об этом заявлять. Вот и нам надо как-то организоваться и помогать по-настоящему талантливым художникам, что мы и стараемся делать в творческих мастерских Академии художеств. Тем более что потребность в таких художниках есть. Вот Машу Данилову узнали - и стали ее рвать по театрам. Арефьев Володя - главный художник сразу двух театров: Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко и Театра оперетты. Значит, есть нужда в художниках, если ему приходится разрываться на два театра? Архипов ездит по всей стране от Красноярска до Москвы - делает замечательные спектакли. Лена Кочелаева - главный художник Театра Гоголя, блистательный живописец, ее дочь Надя Яшина училась у меня и работает в театре. Стасик Бенедиктов - замечательный, тончайший мастер, главный художник Молодежного театра. Работает и в балете, и в опере.
- Каково, на ваш взгляд, состояние нашего современного изобразительного искусства вообще? - Я отношусь к нему весьма критически. В искусство, к сожалению, пришло много людей со слабой профессиональной подготовкой, не владеющих живописной культурой, дилетантов, но обладающих огромной пробивной силой и амбициями. В творчестве таких художников мало собственного, оригинального, самобытного, они повторяют уже давно пройденное в нашем и мировом искусстве, выдавая это за последний "крик" моды, за нечто ультрасовременное. И такое "актуальное" искусство заполонило наши музейные, галерейные и выставочные залы. К чести нашей академии, в залах на Пречистенке и в наших музеях современного искусства мы с большим и строгим отбором проводим выставки, особенно посвященные приближающемуся 250-летию Академии художеств. Мы стараемся держать знак качества - высокий профессионализм, высокую живописную культуру. А ведь иногда наши теоретики договариваются до "чертиков". Вот недавно вычитал в искусствоведческом журнале "откровение". Одна солидная дама изрекла: "Работа театрального художника сравнима с работой проститутки - нужно угодить клиенту и получить удовольствие". Ни больше ни меньше! Утверждают, что сейчас, дескать, не нужно реалистическое искусство, оно себя исчерпало, оно топчется на месте и ничего не может выразить нового, современного. Конечно, это абсолютно неверно. Реалистическое искусство, которое много раз полностью "уничтожали", живет и вполне современно, и ново, и интересно. Вот, посмотрите, в моем кабинете на стенах висят картины Э.Браговского, Ю.Пименова, Б.Угарова, А.Яковлева, С.Вирсаладзе, П.Никонова, А.Папикяна, И.Сорокина, Н.Шифрина... Какие они все разные и все прекрасные! Недавно состоялась выставка работ Ивана Васильевича Сорокина в Переславле-Залесском. Какое я получил от нее удовольствие! В наших залах на Пречистенке экспонируются картины Мухадина Кишева, художника из Кабардино-Балкарии, он сейчас живет и работает в Испании. Замечательный художник, выпускник Суриковского института. Работает и в реалистической, и абстрактной манере. Но какой чистоты, человечности, свежести его живопись! Много и молодых прекрасных художников. Недавно в Музее современного искусства на Петровке показала работы моя ученица Ира Покладова. Какой красоты и очарования ее подчас весьма смелые по тематике эскизы! Таких интересных, талантливых имен я могу немало назвать.
- Вполне с вами согласен, но сколько еще видишь в разных подчас престижных залах пошлости, дилетантизма и откровенной общественно-политической и коммерческой конъюнктуры... - Мой отец художник Михаил Иванович Курилко говорил, когда я возмущался слишком уж откровенными образцами соцреализма: "Ну что ты возмущаешься?! Всегда, во все времена, при всех государственных устройствах были "царские художники" - и он совершенно прав. Я побывал в Эрмитаже на выставке, посвященной дому Романовых. Экспонировалось огромное количество портретов императоров, других царственных особ, принцев, баронов и графов. Но авторы этих картин ныне совершенно неизвестны, они справедливо забыты, потому что были плохими художниками, в свое время известными только этими "придворными" портретами. Поэтому ныне не стоит сокрушаться разным поделкам, которые появляются на выставках. Это естественное развитие изобразительного искусства, а что хорошо и что плохо - рассудит время. Также в рубрике:
|