Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7501) 27 октября - 2 ноября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

МИХАИЛ КУРИЛКО-РЮМИН: "Хороших людей больше, но плохие лучше организованы"

Беседу вел Евграф КОНЧИН
Фото ИТАР-ТАСС


М.Курилко-Рюмин

"Я же постараюсь в многосторонности таланта Михаила Курилко-Рюмина увидеть наиболее характерную, ему присущую черту. Вкус. Вкус профессиональный, вкус требовательный, артистический, вкус традиционный: изысканность его вкуса оставляет печать на всем, что он делает, на всей его жизни вплоть до многочисленных и своеобразных его учеников. Замечу, кстати: тема художественного вкуса, меры вещей, а значит, гармонии целого в наше время необычайно актуальна. Вкус, на мой взгляд, - категория не только и не столько эстетическая, сколько этическая. И в опыте М.М.Курилко мы находим этому подтверждение". Так сказал о творчестве народного художника России, действительного члена Российской академии художеств и ее главного ученого секретаря Михаила Михайловича КУРИЛКО-РЮМИНА, перешагнувшего через свое 80-летие, другой замечательный художник - Николай Андронов.

- Как я пришел в театр? Наверное, несколько неожиданно. 16 июня сорок первого года у нас состоялся выпускной школьный бал, а 4 июля я ушел добровольцем на фронт. Тринадцать дней нас обучали в Тамбове, а затем послали на Западный фронт, под Вязьму. В октябре я был тяжело ранен. В госпиталях я провел довольно долго. Особенно во Фрунзе, в Киргизии. Затем там же, во Фрунзе, демобилизовали. Что делать? Стал работать во Фрунзенском театре. Участвовал в спектаклях, сделал две постановки, в том числе "Ревизора". Вообще Киргизию я считаю своей второй родиной. Здесь меня спасли в самые тяжелые годы, отходили, пригрели. Здесь я получил навыки своей будущей профессии.

В сорок пятом вернулся в Москву. Поступил на художественный факультет ВГИКа, на котором преподавали знаменитые художники: Федор Богородский, Юрий Пименов, Евгений Калачев, Григорий Шегаль. Здесь я получил отличное образование. Причем, замечу, я ведь до того не учился даже в детской художественной школе. Прелесть вгиковского образования была в том, что здесь готовили художников широкого профиля. Моими педагогами были разные мастера, но они составляли единую, цельную живописную школу, а это было очень важно. Не только в овладении живописи, рисунка, но и всего охвата живописной культуры, в понимании колорита, композиции, ритма, пространства, архитектурных решений.

ВГИК окончил в 1951 году. Моим дипломом был фильм "Былое и думы" Герцена. Я сделал более 20 эскизов - кадров из фильма. Но работать в кино я больше не стал. Юрий Иванович Пименов "сосватал" меня в Центральный детский театр к Марии Осиповне Кнебель. Она как раз ставила "Горе от ума" Грибоедова, и я стал художником спектакля. Дебют получился нестыдным, он имел успех. Я стал получать интересные предложение от других театров. Но тогда в Центральном детском театре собралось удивительное сообщество талантов - Кнебель, А.Эфрос, О.Ефремов, А.Михайлов, Г. Печников. О.Анофриев, В.Заливин... Счастлив, что мне довелось работать с ними. В этом театре я участвовал еще в нескольких постановках. А все спектакли театра принимались зрителями как заметное событие. Здесь же, в ЦДТ, я оформил спектакль по пьесе Виктора Розова "В поисках радости".

    

- Какие работы вы считаете наиболее значительными?

- Важным для себя считаю создание декораций к спектаклю по пьесе А.Глобы "Пушкин" в Ермоловском театре с В.Якутом в главной роли. Из наиболее значительных назову также "Безымянную звезду" во МХАТе - по пьесе румынского драматурга Себастьяна, "Суббота, воскресенье, понедельник" Эдуардо Де Филиппо, "Мой друг" в Ермоловском, "Горное гнездо", "Кремлевские куранты" Николая Погодина во Фрунзе, "Дядю Ваня" А.П.Чехова дважды - в Минске и Алма-Ате. В Малом театре - "Волшебное существо" А.Платонова - получился дивный поэтический спектакль, но не разрешенный руководством культурой. Зато "Иван Рыбаков" В.Гусева шел 20 лет. Всего я принимал участие в художественном оформлении 140 спектаклей.

    

- Работа театрального художника имеет свою специфику, свою условность, свое правдоподобие в отличие от других жанров изобразительного искусства...

- Конечно. Еще Пушкин писал: "Какое может быть правдоподобие в театре, когда зрительный зал разделен пополам?" Но зритель, понимая это, принимает эту условность, эту игру. Поэтому художник в театре не должен стремиться к правдоподобию. Вспомним костюмы Головина в "Годунове". Он же не реконструировал исторический костюм, а старался передать дух времени XVII века. И то, как это время понимал Пушкин. Я в своих работах стараюсь преподнести не только эпоху, а ее понимание в пьесе. Вспомните, как по-разному начало прошлого века понимается в пьесах Чехова и Горького. Интерьер "Мещан" и "Трех сестер" - разный по образу, а время одно и то же. Это все должен учитывать художник.

    

- Вы занимаетесь преподавательской деятельностью и с большим стажем...

- Да, с 1953 года. Вначале во ВГИКе, а затем в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова. Здесь у меня своя мастерская. Готовлю художников театра.

    

- Говорят, что новая драма упразднила театральную живопись в традиционном ее понимании. Никаких декораций, никакого изобразительного начала. Здесь действительно художник не нужен.

- Какой бы современной ни была драматургия, а точнее ее режиссура, все равно театральный художник, нужен. Он создает какой-то общий колорит, ритм, пространство, цельность действия. Надо только найти форму его участия. Я глубоко убежден в том, что в любом, самом "современном" спектакле без художника не обойтись, спектакль без него много теряет.

Замечательный художник Николай Павлович Акимов блистательно написал в своих воспоминаниях: "Как пустая сцена не будит воображения зрителя, так и заполненная плохими декорациями". Почему русский театр в свое время так прославился? Потому, что в театр пришли настоящие художники, которые были в состоянии прочувствовать эту живую ткань сцены. А сейчас - все на уровне ремесла, которое называет себя громко дизайном. Кто-то однажды сказал: "Хороших людей больше, но плохие лучше организованы". Понимаете, эти ремесленники очень хорошо организованы! Причем они, так сказать, беспардонно сами себя и рекламируют, и тиражируют.

Рядом с блистательным художником, который и определил все поиски Театра на Таганке, Давидом Боровским существует масса эпигонов, которые думают, что если они поставили две палки на сцене и одну перекладину - они уже выразили свою якобы связь с космосом и не стесняются об этом заявлять. Вот и нам надо как-то организоваться и помогать по-настоящему талантливым художникам, что мы и стараемся делать в творческих мастерских Академии художеств. Тем более что потребность в таких художниках есть. Вот Машу Данилову узнали - и стали ее рвать по театрам. Арефьев Володя - главный художник сразу двух театров: Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко и Театра оперетты. Значит, есть нужда в художниках, если ему приходится разрываться на два театра? Архипов ездит по всей стране от Красноярска до Москвы - делает замечательные спектакли. Лена Кочелаева - главный художник Театра Гоголя, блистательный живописец, ее дочь Надя Яшина училась у меня и работает в театре. Стасик Бенедиктов - замечательный, тончайший мастер, главный художник Молодежного театра. Работает и в балете, и в опере.

    

- Каково, на ваш взгляд, состояние нашего современного изобразительного искусства вообще?

- Я отношусь к нему весьма критически. В искусство, к сожалению, пришло много людей со слабой профессиональной подготовкой, не владеющих живописной культурой, дилетантов, но обладающих огромной пробивной силой и амбициями. В творчестве таких художников мало собственного, оригинального, самобытного, они повторяют уже давно пройденное в нашем и мировом искусстве, выдавая это за последний "крик" моды, за нечто ультрасовременное. И такое "актуальное" искусство заполонило наши музейные, галерейные и выставочные залы.

К чести нашей академии, в залах на Пречистенке и в наших музеях современного искусства мы с большим и строгим отбором проводим выставки, особенно посвященные приближающемуся 250-летию Академии художеств. Мы стараемся держать знак качества - высокий профессионализм, высокую живописную культуру.

А ведь иногда наши теоретики договариваются до "чертиков". Вот недавно вычитал в искусствоведческом журнале "откровение". Одна солидная дама изрекла: "Работа театрального художника сравнима с работой проститутки - нужно угодить клиенту и получить удовольствие". Ни больше ни меньше!

Утверждают, что сейчас, дескать, не нужно реалистическое искусство, оно себя исчерпало, оно топчется на месте и ничего не может выразить нового, современного. Конечно, это абсолютно неверно. Реалистическое искусство, которое много раз полностью "уничтожали", живет и вполне современно, и ново, и интересно. Вот, посмотрите, в моем кабинете на стенах висят картины Э.Браговского, Ю.Пименова, Б.Угарова, А.Яковлева, С.Вирсаладзе, П.Никонова, А.Папикяна, И.Сорокина, Н.Шифрина... Какие они все разные и все прекрасные! Недавно состоялась выставка работ Ивана Васильевича Сорокина в Переславле-Залесском. Какое я получил от нее удовольствие!

В наших залах на Пречистенке экспонируются картины Мухадина Кишева, художника из Кабардино-Балкарии, он сейчас живет и работает в Испании. Замечательный художник, выпускник Суриковского института. Работает и в реалистической, и абстрактной манере. Но какой чистоты, человечности, свежести его живопись!

Много и молодых прекрасных художников. Недавно в Музее современного искусства на Петровке показала работы моя ученица Ира Покладова. Какой красоты и очарования ее подчас весьма смелые по тематике эскизы! Таких интересных, талантливых имен я могу немало назвать.

    

- Вполне с вами согласен, но сколько еще видишь в разных подчас престижных залах пошлости, дилетантизма и откровенной общественно-политической и коммерческой конъюнктуры...

- Мой отец художник Михаил Иванович Курилко говорил, когда я возмущался слишком уж откровенными образцами соцреализма: "Ну что ты возмущаешься?! Всегда, во все времена, при всех государственных устройствах были "царские художники" - и он совершенно прав. Я побывал в Эрмитаже на выставке, посвященной дому Романовых. Экспонировалось огромное количество портретов императоров, других царственных особ, принцев, баронов и графов. Но авторы этих картин ныне совершенно неизвестны, они справедливо забыты, потому что были плохими художниками, в свое время известными только этими "придворными" портретами.

Поэтому ныне не стоит сокрушаться разным поделкам, которые появляются на выставках. Это естественное развитие изобразительного искусства, а что хорошо и что плохо - рассудит время.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

АРТ-ХРОНИКА

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;