Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7501) 27 октября - 2 ноября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияАНО: прерванный полетНациональному балету "Кострома" грозит ликвидация КОНФЛИКТАнна МАРТОВИЦКАЯ Дискуссия о необходимости преобразования государственных учреждений культуры в так называемые АНО (автономные некоммерческие организации) ведется в нашей стране уже несколько лет. Много копий было сломано государственными мужами, пытавшимися убедить российские музеи и художественные коллективы не бояться нового юридического и экономического статуса. И на необъятных просторах родины нашлись смельчаки, пустившиеся в свободное плавание. Казалось бы, чиновники должны их на руках носить, но... Национальный балет "Кострома" - известный в России и за рубежом коллектив, именно в качестве АНО добившийся значительных успехов, - сегодня находится на грани уничтожения, и именно новый статус стал для властей поводом к ликвидации балета.
В 2001 году губернатор Костромской области В.Шершунов принял решение о преобразовании государственного учреждения "Государственный ансамбль танца "Кострома" в Автономную некоммерческую организацию "Национальный балет "Кострома". Ключевое понятие здесь - "преобразование", поскольку закон запрещает создавать АНО с нуля. Соучредителем АНО выступила "Славнефть-Мегион", а в договорных обязательствах балета "Кострома" появился пункт о культурном обслуживании Костромской области, регионов России, ближнего и дальнего зарубежья "с целью пропаганды Костромской области как участника культурных программ государственного и международного значения". Коммерциализация творческого процесса побуждала к активности, и артисты с готовностью окунулись в работу. Свою программу "Кострома" представила в 20 странах мира, участвовала в правительственных концертах и мероприятиях, проводимых администрацией Костромской области. Всего за прошедшие 4 года было дано более 1000 представлений, а в самой Костроме при балете было открыто профессиональное хореографическое училище "Губернская балетная школа". Кстати, трудно не согласиться с тем, что последнее - редчайший и уникальный случай для современной России, в которой среднее звено художественного образования медленно вымирает. И вдруг как гром среди ясного неба - письмо из прокуратуры Костромской области о том, что создание балета неправомочно. Заявление аналогичного содержания (то есть требование о признании недействительным постановление губернатора Костромской области как раз о создании АНО) было направлено в суд, и тот принял его к производству. Прокуратура указывает на то, что АНО было создано с многочисленными нарушениями российского законодательства и потому должно быть ликвидировано. Однако в этой истории есть масса юридических несоответствий. В частности, прокуратура считает, что Костромская область в лице департамента имущественных отношений не была вправе выступить в качестве учредителя АНО, хотя на самом деле Закон № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" разрешает это. Или прокуратура считает, что администрация области не имела права передавать в собственность АНО имущество и денежные средства. Но на самом деле это опять же предусмотрено законодательством! Не говоря уже о том, что срок опротестования постановления, принятого 11 октября 2001 года, давно истек. Именно поэтому суд, приняв заявление Костромской прокуратуры к производству, потребовал у нее объяснений, чьи именно права и законные интересы в сфере экономической деятельности затронуты оспариваемым постановлением. Абсурд же ситуации заключается в том, что пострадавших от губернаторского постановления нет. Есть только выигравшие - зрители, область, государство... Тогда в чем же дело? Президент Национального балета "Кострома", заслуженный работник культуры РФ Елена Царенко считает, что во всем, как водится, виноват квартирный вопрос. Дело в том, что под стартовавшую в этом году новую программу "Национальное шоу России" были взяты внушительные банковские кредиты и, соответственно, заложено имущество балета. Теперь же, в случае его ликвидации, имущество отойдет не государству, а кредиторам. В том числе и переданный коллективу со 100-процентным износом особняк в центре города, который был практически полностью отремонтирован за счет привлеченных и заработанных средств... Странной ситуацией с "Костромой", которую на самом взлете пытаются закрыть по первому попавшемуся поводу, уже заинтересовались в Комитете по культуре Госдумы. Председатель комитета Иосиф Кобзон лично направил депутатские запросы на имя генерального прокурора, министров юстиции и культуры. Анализируют ситуацию в Центральной коллегии адвокатов Москвы, но здесь, конечно, больше думают о юридических последствиях ликвидации балета. В частности, юристам совершенно очевидно, что при отмене постановления губернатора "О создании АНО "Национальный балет "Кострома" момент реституции (то есть в данном случае возврат к старому юридическому лицу) не наступит. Организация будет ликвидирована полностью, имущество уйдет кредиторам, а артисты окажутся на улице. И только затем, если вдруг кто-то еще не забудет о том, что был такой Национальный балет "Кострома", нужно будет вновь принимать постановление о создании балета, выделять здание, закупать костюмы... Но захочет ли кто-нибудь этим заниматься? При условии, что область один раз уже отказалась от коллектива, переведя его - к удовольствию обеих сторон - в АНО? История "Костромы", сегодня изо всех сил бьющейся за право на существование, важна не только сама по себе. Коллектив, любовно создаваемый Еленой Царенко в течение 15 лет, конечно, вызывает сочувствие и желание помочь - не делом, так хоть печатным словом, - но самое главное здесь - прецедент. Реформа преобразования учреждений культуры в АНО идет очень медленно и трудно. В Тюменской области создано всего 10 АНО, но пока именно она является лидером в этой области. До сих пор деятельность автономной некоммерческой организации "Национальный балет "Кострома" подтверждало правильность выбранного курса. Но действия Костромской прокуратуры показывают: если учреждение культуры успешно, опасность ждет его с другой стороны. И все это, простите, слишком напоминает феодальные отношения: сначала государство снимает культуру с довольствия, а потом, когда та начинает зарабатывать самостоятельно, обкладывает ее оброком, а то и вовсе лишает всего. Честно ли это, справедливо ли? Боюсь, на эти вопросы в России знает ответ только суд... Также в рубрике:
|