Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 48 (7507) 8 - 14 ноября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Посошок

"Александр Башлачев. Смертельный полет" на "России"

PRO MEMORIA

Максим ГУРЕЕВ


А.Башлачев

В одной известной советской песне были такие слова: "Кто ищет, тот всегда найдет". Причем, как теперь стало ясно, не так важно, что именно искать, главное искать и, соответственно, обретать искомое - правду или ложь, сенсацию или рутину. Одним словом, поиск сам по себе достаточно продуктивен и креативен, в том смысле, что чем-нибудь да закончится. А если, в крайнем случае, не повезет тотально, то хотя бы вызовешь уважение и жалость у окружающих, мол, "искал ведь, трудился, значит, молодец".

Подобного рода "старательством" в последнее время активно занимаются на отечественном телевидении, почти поставив постижение загадочного на поток. И дело здесь, как думается, вовсе не в том, что наша жизнь и наша история до такой степени изобилуют тайнами, нуждающимися в немедленном раскрытии (хотя во многом это именно так). Дело здесь в другом. Отечественные эфиродержатели, а вослед им и отечественные производители неколебимо уверены в том, что российское ТВ должно (просто обязано) развиваться именно в этом направлении, потому как оно (направление) является рейтингообразующим и финансовоемким.

Стало быть, бесконечный поиск тайн, загадок и прочая будет продолжаться. Причем порой доходя до абсурда, до анекдота... Так, например, "Первый канал" и "Россия" периодически выпускают в эфир "поисковые" проекты-дублеры. Среди их героев лидируют Г.Распутин и С.Есенин, И.Сталин и Н.Хрущев, В.Сталин и З.Федорова, Ю.Андропов и Ю.Чурбанов, А.Миронов и В.Высоцкий. Впрочем, как известно, нет худа без добра, и порой в этом бесконечно надрывном и невыносимо однообразном телеповествовании совершенно неожиданно возникают персонажи в высшей степени харизматические и, к сожалению, почти полностью забытые на сегодняшний день.

Итак, своего рода открытием на указанном поприще стал документальный проект "Александр Башлачев. Смертельный полет" (авторы Л.Кулагина, А.Липницкий, консультант А.Троицкий, производитель студия "Вертов и Ко."), который прошел на телеканале "Россия".

Необходимо повториться, конструкция фильма не блещет новизной и оригинальностью, и требовать их от форматного телепродукта было бы большим заблуждением. Тут, как думается, следует остановить взгляд на другом, а именно на личности героя картины и на отношении к ней создателей "Смертельного полета".

Александр Башлачев ушел из жизни в 1988 году. Какое-то время о нем еще пытались вспоминать, в частности, фирма "Мелодия" выпустила виниловую пластинку с его песнями под названием "Время колокольчиков", друзья-музыканты провели несколько концертов его памяти. А потом о нем забыли...

И тут некого винить, просто потому что за эти 18 лет слишком многое в России изменилось безвозвратно: бунтари кочегарок и подпольного рок-н-ролла стали звездами на государственном уровне проводимых вполне попсовых мероприятий, комсомольские опекуны молодежной контркультуры перебрались на Рублевку и в Лондон, а поклонники свободной любви, Че Гевары и марихуаны ревностно припали к православию, самодержавию и, понятное дело, народности. Трудно да, наверное, и невозможно сказать, что бы делал сейчас Саша Башлачев - продолжал бы петь свои неистовые, написанные "на разрыв" песни, боролся бы с олигархами или зарабатывал бы на жизнь в ночных клубах Москвы и Питера. Во все это, откровенно говоря, верится с трудом, и его трагический уход, увы, стал во многом закономерным. По крайней мере, к такому выводу приходишь после просмотра "Смертельного полета".

Поэт-самородок из города Череповца, однокашник тогда еще никому не известного Леонида Парфенова, с легкой руки Артемия Кивовича Троицкого оказавшийся в начале 80-х в Москве, а затем и в Ленинграде. И сразу слава (так как она понималась неофициальным образом на территории бывшего СССР), а также признание таких лидеров русского рока, как Гребенщиков и Шевчук. Казалось бы, чего желать еще? Пой свои песни, пожинай плоды одновременно народной любви и государственного недовольства да готовься занять свое заслуженное место на аллее славы отечественного рок-н-ролла.

Нет, не получилось...

Более того, все получилось совсем по-другому и закончилось самоубийством.

Судьба А.Башлачева при всей ее особости, или, говоря современным языком, эксклюзивности, достаточно традиционна и, увы, по-русски узнаваема. Талантливый, а может быть, даже и гениальный провинциал попадает в водоворот столичной жизни. Ему кажется, что отныне его дарования и его муза будут востребованы и услышаны. Его приглашают на закрытые концерты, его дружбы добиваются знаковые для своего времени персонажи, он становится знаменем целого поколения молодых советских нонконформистов, предпочитающих пить портвейн и курить "траву", нежели слушать партийный бред по радио и Центральному телевидению. Однако он не знает одного незыблемого правила этого нового для него бытования - за все в этом мире надо платить. И речь в данном случае даже не идет о наличных, которых, естественно, у Башлачева никогда не было. Речь идет о собственном таланте, о собственной судьбе и, в конце концов, о собственном здоровье (психическом в том числе).

Сейчас, спустя годы, мы убедились в том, что совсем немногим нашим неформалам удалось полностью расплатиться по кредиту 70 - 80-х и остаться при этом в добром здравии.

Саша Башлачев, к сожалению, не из этого списка.

Бесспорным плюсом картины "Смертельный полет" стало уважительное и даже трепетное (что бывает не так часто на отечественном ТВ) отношение авторов к герою своего аудиовизуального произведения. Это и понятно, ибо авторитет А.Липницкого и А.Троицкого, помянутых в титрах, высок до такой степени, что даже эфир на общефедеральном канале со всеми его продюсерскими и прочими "заморочками" не может поколебать правильного - в смысле человеческого - отношения к художнику, поэту и музыканту, столь трагически и нелепо ушедшему из жизни вот уже почти двадцать лет назад.

Особо пытливый (ретивый) зритель вполне мог бы воскликнуть после просмотра "Смертельного полета": "А где же сенсация, где тонизирующие подробности?" Действительно, в фильме их нет. Есть неторопливый, печальный, а порой даже и едва различимый рассказ о том, кого Борис Борисович Гребенщиков называл гением. Подобный стиль повествования характерен для позднего российского застолья где-нибудь на коммунальной кухне, когда все слова уже давно сказаны и лучше просто помолчать или выпить.

На посошок...

Кстати, так называлась одна из песен Саши Башлачева.

Также в рубрике:

PRO MEMORIA

  • Посошок
    "Александр Башлачев. Смертельный полет" на "России"

СЕРИАЛ

ПЕРСОНА

СИТКОМ

ПРОЕКТ

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;