Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7507) 8 - 14 ноября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительПосошок"Александр Башлачев. Смертельный полет" на "России" PRO MEMORIAМаксим ГУРЕЕВ
В одной известной советской песне были такие слова: "Кто ищет, тот всегда найдет". Причем, как теперь стало ясно, не так важно, что именно искать, главное искать и, соответственно, обретать искомое - правду или ложь, сенсацию или рутину. Одним словом, поиск сам по себе достаточно продуктивен и креативен, в том смысле, что чем-нибудь да закончится. А если, в крайнем случае, не повезет тотально, то хотя бы вызовешь уважение и жалость у окружающих, мол, "искал ведь, трудился, значит, молодец". Подобного рода "старательством" в последнее время активно занимаются на отечественном телевидении, почти поставив постижение загадочного на поток. И дело здесь, как думается, вовсе не в том, что наша жизнь и наша история до такой степени изобилуют тайнами, нуждающимися в немедленном раскрытии (хотя во многом это именно так). Дело здесь в другом. Отечественные эфиродержатели, а вослед им и отечественные производители неколебимо уверены в том, что российское ТВ должно (просто обязано) развиваться именно в этом направлении, потому как оно (направление) является рейтингообразующим и финансовоемким. Стало быть, бесконечный поиск тайн, загадок и прочая будет продолжаться. Причем порой доходя до абсурда, до анекдота... Так, например, "Первый канал" и "Россия" периодически выпускают в эфир "поисковые" проекты-дублеры. Среди их героев лидируют Г.Распутин и С.Есенин, И.Сталин и Н.Хрущев, В.Сталин и З.Федорова, Ю.Андропов и Ю.Чурбанов, А.Миронов и В.Высоцкий. Впрочем, как известно, нет худа без добра, и порой в этом бесконечно надрывном и невыносимо однообразном телеповествовании совершенно неожиданно возникают персонажи в высшей степени харизматические и, к сожалению, почти полностью забытые на сегодняшний день. Итак, своего рода открытием на указанном поприще стал документальный проект "Александр Башлачев. Смертельный полет" (авторы Л.Кулагина, А.Липницкий, консультант А.Троицкий, производитель студия "Вертов и Ко."), который прошел на телеканале "Россия". Необходимо повториться, конструкция фильма не блещет новизной и оригинальностью, и требовать их от форматного телепродукта было бы большим заблуждением. Тут, как думается, следует остановить взгляд на другом, а именно на личности героя картины и на отношении к ней создателей "Смертельного полета". Александр Башлачев ушел из жизни в 1988 году. Какое-то время о нем еще пытались вспоминать, в частности, фирма "Мелодия" выпустила виниловую пластинку с его песнями под названием "Время колокольчиков", друзья-музыканты провели несколько концертов его памяти. А потом о нем забыли... И тут некого винить, просто потому что за эти 18 лет слишком многое в России изменилось безвозвратно: бунтари кочегарок и подпольного рок-н-ролла стали звездами на государственном уровне проводимых вполне попсовых мероприятий, комсомольские опекуны молодежной контркультуры перебрались на Рублевку и в Лондон, а поклонники свободной любви, Че Гевары и марихуаны ревностно припали к православию, самодержавию и, понятное дело, народности. Трудно да, наверное, и невозможно сказать, что бы делал сейчас Саша Башлачев - продолжал бы петь свои неистовые, написанные "на разрыв" песни, боролся бы с олигархами или зарабатывал бы на жизнь в ночных клубах Москвы и Питера. Во все это, откровенно говоря, верится с трудом, и его трагический уход, увы, стал во многом закономерным. По крайней мере, к такому выводу приходишь после просмотра "Смертельного полета". Поэт-самородок из города Череповца, однокашник тогда еще никому не известного Леонида Парфенова, с легкой руки Артемия Кивовича Троицкого оказавшийся в начале 80-х в Москве, а затем и в Ленинграде. И сразу слава (так как она понималась неофициальным образом на территории бывшего СССР), а также признание таких лидеров русского рока, как Гребенщиков и Шевчук. Казалось бы, чего желать еще? Пой свои песни, пожинай плоды одновременно народной любви и государственного недовольства да готовься занять свое заслуженное место на аллее славы отечественного рок-н-ролла. Нет, не получилось... Более того, все получилось совсем по-другому и закончилось самоубийством. Судьба А.Башлачева при всей ее особости, или, говоря современным языком, эксклюзивности, достаточно традиционна и, увы, по-русски узнаваема. Талантливый, а может быть, даже и гениальный провинциал попадает в водоворот столичной жизни. Ему кажется, что отныне его дарования и его муза будут востребованы и услышаны. Его приглашают на закрытые концерты, его дружбы добиваются знаковые для своего времени персонажи, он становится знаменем целого поколения молодых советских нонконформистов, предпочитающих пить портвейн и курить "траву", нежели слушать партийный бред по радио и Центральному телевидению. Однако он не знает одного незыблемого правила этого нового для него бытования - за все в этом мире надо платить. И речь в данном случае даже не идет о наличных, которых, естественно, у Башлачева никогда не было. Речь идет о собственном таланте, о собственной судьбе и, в конце концов, о собственном здоровье (психическом в том числе). Сейчас, спустя годы, мы убедились в том, что совсем немногим нашим неформалам удалось полностью расплатиться по кредиту 70 - 80-х и остаться при этом в добром здравии. Саша Башлачев, к сожалению, не из этого списка. Бесспорным плюсом картины "Смертельный полет" стало уважительное и даже трепетное (что бывает не так часто на отечественном ТВ) отношение авторов к герою своего аудиовизуального произведения. Это и понятно, ибо авторитет А.Липницкого и А.Троицкого, помянутых в титрах, высок до такой степени, что даже эфир на общефедеральном канале со всеми его продюсерскими и прочими "заморочками" не может поколебать правильного - в смысле человеческого - отношения к художнику, поэту и музыканту, столь трагически и нелепо ушедшему из жизни вот уже почти двадцать лет назад. Особо пытливый (ретивый) зритель вполне мог бы воскликнуть после просмотра "Смертельного полета": "А где же сенсация, где тонизирующие подробности?" Действительно, в фильме их нет. Есть неторопливый, печальный, а порой даже и едва различимый рассказ о том, кого Борис Борисович Гребенщиков называл гением. Подобный стиль повествования характерен для позднего российского застолья где-нибудь на коммунальной кухне, когда все слова уже давно сказаны и лучше просто помолчать или выпить. На посошок... Кстати, так называлась одна из песен Саши Башлачева. Также в рубрике:
|