Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7507) 8 - 14 ноября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаПролетарка элитарного киноЮбилей Нины Руслановой Анастасия МАШКОВА
Нина Ивановна Русланова не скрывала, что она - детдомовский ребенок. И фамилия ее, прославленная одной из лучших актрис отечественного кино ХХ века, досталась ей как прозвание - за громкий, сильный голос, напомнивший воспитательницам голос Лидии Руслановой, главной народной певицы послевоенной поры. Девочка, родившаяся в глубинной, провинциальной Украине, в Богодухове, воспитанница детского дома, выпускница строительного училища... Она приехала в Москву и поступила в Щукинское театральное училище. Наверное, сегодня кому-то это покажется невероятным везением, вроде выигрыша в лотерею. Но на самом деле все было закономерно: в годы ее юности кинематограф и театр искали особые лица и культивировали особые социальные типажи. На десять "принцесс" (пусть и в понимании вахтанговской традиции) требовалась хотя бы одна такая - способная сыграть колхозницу и пролетарку. В облике Нины Руслановой природа будто отлила этот идеальный тип простолюдинки - сильной, яркой, волевой. Совсем не простой русской женщины. Кто по профессии девочка Надя из дебюта Киры Муратовой "Короткие встречи"? Она официантка и по воле случая - домработница. Наверное, правильно было бы сказать, что прислуга... Режиссера Киру Муратову как раз всегда и "били" официозные инстанции за этот прямой и жесткий, все понимающий взгляд на человека - социальное животное. Но нет, кажется, в нашем кино более светлого и чистого рассказа о неискушенном женском сердце и первой любви, чем эта история про девочку Надю... Потом Муратова позовет Русланову на роль Любы в фильме "Познавая белый свет" (1978). Судьба свела нескольких простых и совсем безбытных женщин (ни жилья, ни твердой профессии, ни семьи) в вагончике строительного общежития... Спят едва ли не вповалку, в свободное время шьют невероятные одежды (их представление о прекрасном) и репетируют Лермонтова для любительского театра. Трудятся - месят бетон и собирают из панелей дома. Такая вот жизнь, такой "белый свет": Кира Муратова траспонирует свой нереализованный проект "Княжна Мери", над которым работала вместе с Рустамом Хамдамовым, в историю про очередной маленький БАМ и его обитательниц. Кто потребовался ей в качестве главного голоса в этом хоре странных, но таких трогательных "строителей новой жизни"? Конечно же, Нина Русланова. В конце 80-х "Познавая белый свет" любили показывать в киноклубах: это ведь "светлый" муратовский фильм, а у этого режиссера бывали и совсем "черные". Начальство страшно испугалось ее экранизации Короленко "Среди серых камней", где у Руслановой была неожиданная, "возрастная" роль - домоправительницы в несчастной, подавленной смертью матери семье, женщины, не понимающей, что и отданные на ее попечение дети, и их суровый отец (лучшая кинороль Станислава Говорухина) живут, будто плачут... Она не вымещала на воспитанниках свои социальные комплексы, просто искренне не понимала - обычная баба, ей не до сантиментов... (Потом эта роль отзовется явлением героини Руслановой в "Хрусталев, машину!" - один из зыбких, чем-то неуловимо знакомых образов из коллективной российской "подсознанки".) "Среди серых камней" так исковеркали поправками, что он был подписан не Кирой Муратовой, но красноречивым псевдонимом Иван Сидоров. Зато "Познавая белый свет" показывали в столичном "Иллюзионе" в цикле "Мастера мировой режиссуры": в одно субботнее утро зрители наслаждались Стэнли Кремером, в другое - Кирой Муратовой... Потом началась перестройка, и в 1987-м (спустя двадцать лет!) в широкий прокат повторно вышли "Короткие встречи": фильм прошел очень хорошо, особенно для шедевра общепризнанного ныне мастера мировой режиссуры, он удачно попал на новый всплеск "разрешенной" популярности Владимира Высоцкого... Потом уже в статьях об актрисе стали отдавать должное ее роли в фильме Алексея Германа "Мой друг Иван Лапшин", картине, ранее полузапрещенной и ныне совершенно справедливо обретшей ровную, но мощную культовую популярность. Кто для современников Нина Русланова? Актриса из "Лапшина" - провинциальная театральная звезда Адашева. Ну и еще, разумеется, ее роскошная пожилая медсестра и заклятая подружка Анны Сергеевны (Аллы Демидовой) из "Настройщика". Благодарный режиссер Кира Муратова подарила этой героине Руслановой все, о чем могла бы мечтать "нормальная женщина" - и дом, что называется, "полная чаша", и способность бегать по свиданиям и вести сложные матримониальные интриги по переписке в пенсионном, скажем прямо, возрасте. И как она сыграла эту роль! Именно эти странные, сложные, как бы "элитарные" роли, исследующие то на "просвет", то на разрыв бесподобную органику руслановского типа, пережили тех героинь, на которых ее и планировали, "заряжая" на конвейерное производство партизанок, ударниц-колхозниц, постперестроечных матрон, подрабатывающих частным извозом... Ее как будто бы нарочно придумали, чтобы воплотить на пленке этот легендарный оксюморон советской эпохи - "мужественная женщина". Нина же Русланова не льстила своим сильным героиням, настраивая себя на волну той режиссуры, что ее выбирала яркой, самобытной, сложной... Играла по собственному наитию, а не по стереотипу. И именно в этой пластичности дарования - сила ее монументальных героинь. Также в рубрике:
|