Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 48 (7507) 8 - 14 ноября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Пролетарка элитарного кино

Юбилей Нины Руслановой

Анастасия МАШКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Н.Русланова

Нина Ивановна Русланова не скрывала, что она - детдомовский ребенок. И фамилия ее, прославленная одной из лучших актрис отечественного кино ХХ века, досталась ей как прозвание - за громкий, сильный голос, напомнивший воспитательницам голос Лидии Руслановой, главной народной певицы послевоенной поры.

Девочка, родившаяся в глубинной, провинциальной Украине, в Богодухове, воспитанница детского дома, выпускница строительного училища... Она приехала в Москву и поступила в Щукинское театральное училище. Наверное, сегодня кому-то это покажется невероятным везением, вроде выигрыша в лотерею. Но на самом деле все было закономерно: в годы ее юности кинематограф и театр искали особые лица и культивировали особые социальные типажи. На десять "принцесс" (пусть и в понимании вахтанговской традиции) требовалась хотя бы одна такая - способная сыграть колхозницу и пролетарку. В облике Нины Руслановой природа будто отлила этот идеальный тип простолюдинки - сильной, яркой, волевой. Совсем не простой русской женщины.

Кто по профессии девочка Надя из дебюта Киры Муратовой "Короткие встречи"? Она официантка и по воле случая - домработница. Наверное, правильно было бы сказать, что прислуга... Режиссера Киру Муратову как раз всегда и "били" официозные инстанции за этот прямой и жесткий, все понимающий взгляд на человека - социальное животное. Но нет, кажется, в нашем кино более светлого и чистого рассказа о неискушенном женском сердце и первой любви, чем эта история про девочку Надю... Потом Муратова позовет Русланову на роль Любы в фильме "Познавая белый свет" (1978). Судьба свела нескольких простых и совсем безбытных женщин (ни жилья, ни твердой профессии, ни семьи) в вагончике строительного общежития... Спят едва ли не вповалку, в свободное время шьют невероятные одежды (их представление о прекрасном) и репетируют Лермонтова для любительского театра. Трудятся - месят бетон и собирают из панелей дома. Такая вот жизнь, такой "белый свет": Кира Муратова траспонирует свой нереализованный проект "Княжна Мери", над которым работала вместе с Рустамом Хамдамовым, в историю про очередной маленький БАМ и его обитательниц. Кто потребовался ей в качестве главного голоса в этом хоре странных, но таких трогательных "строителей новой жизни"? Конечно же, Нина Русланова.

В конце 80-х "Познавая белый свет" любили показывать в киноклубах: это ведь "светлый" муратовский фильм, а у этого режиссера бывали и совсем "черные". Начальство страшно испугалось ее экранизации Короленко "Среди серых камней", где у Руслановой была неожиданная, "возрастная" роль - домоправительницы в несчастной, подавленной смертью матери семье, женщины, не понимающей, что и отданные на ее попечение дети, и их суровый отец (лучшая кинороль Станислава Говорухина) живут, будто плачут... Она не вымещала на воспитанниках свои социальные комплексы, просто искренне не понимала - обычная баба, ей не до сантиментов... (Потом эта роль отзовется явлением героини Руслановой в "Хрусталев, машину!" - один из зыбких, чем-то неуловимо знакомых образов из коллективной российской "подсознанки".) "Среди серых камней" так исковеркали поправками, что он был подписан не Кирой Муратовой, но красноречивым псевдонимом Иван Сидоров. Зато "Познавая белый свет" показывали в столичном "Иллюзионе" в цикле "Мастера мировой режиссуры": в одно субботнее утро зрители наслаждались Стэнли Кремером, в другое - Кирой Муратовой... Потом началась перестройка, и в 1987-м (спустя двадцать лет!) в широкий прокат повторно вышли "Короткие встречи": фильм прошел очень хорошо, особенно для шедевра общепризнанного ныне мастера мировой режиссуры, он удачно попал на новый всплеск "разрешенной" популярности Владимира Высоцкого...

Потом уже в статьях об актрисе стали отдавать должное ее роли в фильме Алексея Германа "Мой друг Иван Лапшин", картине, ранее полузапрещенной и ныне совершенно справедливо обретшей ровную, но мощную культовую популярность. Кто для современников Нина Русланова? Актриса из "Лапшина" - провинциальная театральная звезда Адашева. Ну и еще, разумеется, ее роскошная пожилая медсестра и заклятая подружка Анны Сергеевны (Аллы Демидовой) из "Настройщика". Благодарный режиссер Кира Муратова подарила этой героине Руслановой все, о чем могла бы мечтать "нормальная женщина" - и дом, что называется, "полная чаша", и способность бегать по свиданиям и вести сложные матримониальные интриги по переписке в пенсионном, скажем прямо, возрасте. И как она сыграла эту роль!

Именно эти странные, сложные, как бы "элитарные" роли, исследующие то на "просвет", то на разрыв бесподобную органику руслановского типа, пережили тех героинь, на которых ее и планировали, "заряжая" на конвейерное производство партизанок, ударниц-колхозниц, постперестроечных матрон, подрабатывающих частным извозом... Ее как будто бы нарочно придумали, чтобы воплотить на пленке этот легендарный оксюморон советской эпохи - "мужественная женщина". Нина же Русланова не льстила своим сильным героиням, настраивая себя на волну той режиссуры, что ее выбирала яркой, самобытной, сложной... Играла по собственному наитию, а не по стереотипу. И именно в этой пластичности дарования - сила ее монументальных героинь.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

АНОНС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;