Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 48 (7507) 8 - 14 ноября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Перед заходом солнца

Третьяковка отмечает 175-летие со дня рождения Алексея Саврасова

Елена ШИРОЯН


А.Саврасов. "Вид на Москву от Мазилова". 1861 г.

В отношении юбиляров Третьяковка ведет себя избирательно: то устроит торжества по полной программе, то отмахнется - мол, не планируем. Да и, правду сказать, юбиляр нынче дорог. Попробуй сделать полновесную ретроспективу, коли половину первоклассных произведений мудрая советская власть откомандировала в разные регионы СССР. Рассредоточила - для пропаганды русского искусства и укрепления братских связей. А теперь их не отпустят на побывку в родные края безвозмездно, скажем, из Украины. Хотя сахарный миллионер Терещенко и сам собирал работы передвижников, совсем как Третьяков и его соперник император Александр III... Но где же, братья-славяне, взять такого богача из ныне живущих, чтобы хоть на триместр выкупил, точнее, арендовал полотна классика у соседей?

Потому Серову в нынешнем сезоне не повезло: "персоналку" ему устроили силами только одного музея, Русского. Зато повезло Саврасову - его юбилей празднуют за полгода до главного события в жизни третьяковцев, 150-летия галереи. Цифра 175 на этом фоне выглядит особенно эффектной, если вспомнить, что Саврасов отличился на первой же выставке Товарищества передвижников. "Пейзажи Шишкина, Клодта, Боголюбова - все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах", - писал тогда чуткий Крамской. А покупал саврасовские холсты сам Павел Михайлович. Не то чтобы в изобилии - львиная доля собрания нынешнего, солидного, в ГТГ пришла в ХХ веке. Но все же автор "Грачей" стоял у истоков и Товарищества, и символистского "пейзажа настроения", да и самой национальной галереи. Главная же картина суперклассика попала в учебник "Родная речь". А значит, узнают ее все - от мала до велика. Что, как известно, и есть залог всенародной любви...

А.Саврасов. "Летний пейзаж с мельницами". 1859 г.

В канун вернисажа я спросила главу отдела живописи XIX века ГТГ Галину Чурак: будет ли показан "весь Саврасов", ждут ли нас открытия? Увы, вздохнула искусствовед, разъехались "саврасовы" по ближнему зарубежью, а иностранных подданных не пригласишь иначе, кроме как за большие деньги. Плюс бюрократическая волокита... Словом, повторить бы успех первой монографической выставки, состоявшейся в Третьяковке в 1947 году. Главный ее итог - развенчание мифа о "художнике одной картины". Сейчас вместе в трех залах сошлись чуть больше ста холстов - и шедевры, и нет. По счастью, отличные вещи прислали Русский музей и еще 20 "провинциалов", в их числе и те картины, что когда-то хранились в ГТГ. Все холсты и станковая графика включены в фундаментальный альбом-каталог - по составу он значительно шире выставки. Изображения работ Саврасова, не прибывших в Москву, опубликованы по договоренности с музеями Риги, Алма-Аты, Баку и проч. (всего 34 музея). Так что выставки, по сути, две - реальная и "идеальная", о какой мечтали кураторы. И, разумеется, не без открытий!

Еще интереснее, как заполнялись лакуны: на выручку пришла дюжина частных собирателей. Казалось, все о художнике известно, наследие исчерпано, рассказала Г.Чурак, но ситуацию изменил антикварный рынок. Премного саврасовских полотен обнаружилось в домах - и в Москве, и в Петербурге. Есть у пейзажиста прямые потомки (кстати, недавно с выставками "бубновых валетов" вышел из тени внебрачный сын, авангардист Алексей Моргунов, умерший в один год со своим приятелем Малевичем). А главное, сегодня каждый солидный коллекционер считает своим долгом иметь "собственного Саврасова", непременного и для антикварных салонов/аукционов. К счастью, частники не отказали галерее и вынули из закромов больше 20 картин. Многие новы даже для специалистов и расширяют представление о мастере - например, поздний "Пожар в лесу" или ранний "Вид Киева с Днепра на Киево-Печерскую лавру". Вообще же кураторы сделали ставку не на "всего", а лишь на "молодого" Саврасова, желая показать его становление. Но довели рассказ до закатных лет: любопытен последний раздел экспозиции со множеством вариаций тех самых "Грачей".

Жаль, не осуществилась другая идея - построить выставку на сопоставлении работ Саврасова и его учеников в Московском училище живописи, ваяния и зодчества: он был непревзойденный педагог, которого называли учителем Левитан, Серов, Коровин.

А вообще сюжетов на саврасовскую тему можно придумать много, взять хотя бы портретный жанр (здесь лучшее - работа Перова и последний фотопортрет, сделанный зятем живописца Петром Павловым, прекрасным фотографом-профессионалом). Или бытовой: его биография дала бы отличный материал для романа, где можно рассуждать и о природе искусства, и о судьбе русского интеллигента. Событий было много, и самого разного свойства - от громкой славы до забвения (словарь "Наши художники" похоронил Саврасова за 8 лет до смерти). От путешествия в Англию - среди первых он приобщился к прогрессивному английскому пейзажу - и Швейцарию до поездок на Волгу, откуда привезен этюд все тех же "Грачей". От назначения, еще в молодости, руководителем пейзажного класса в московском Училище до изгнания из оного после смерти Перова, друга и защитника. От счастливой семейной жизни до смерти детей и разрыва с семьей. Наконец, от интеллигентнейшего, деликатнейшего маэстро до мрачного, рано постаревшего, опустившегося оборванца, который ходил по улицам Москвы с непокрытой седой взлохмаченной головой, напоминая, по отзыву В.Гиляровского, "библейских пророков".

Художник, умерший в отделении для бедных 2-й Московской горбольницы, сегодня входит в десятку самых дорогих в России. Слава богу, не только по ценам на холсты, но и по тому, что испытывает человек, рассматривая его картины. Делать это нужно медленно и тщательно - ведь в эпоху рождения российской школы лирического пейзажа живопись воспринимали еще очень серьезно.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;