Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7507) 8 - 14 ноября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПеред заходом солнцаТретьяковка отмечает 175-летие со дня рождения Алексея Саврасова Елена ШИРОЯН
В отношении юбиляров Третьяковка ведет себя избирательно: то устроит торжества по полной программе, то отмахнется - мол, не планируем. Да и, правду сказать, юбиляр нынче дорог. Попробуй сделать полновесную ретроспективу, коли половину первоклассных произведений мудрая советская власть откомандировала в разные регионы СССР. Рассредоточила - для пропаганды русского искусства и укрепления братских связей. А теперь их не отпустят на побывку в родные края безвозмездно, скажем, из Украины. Хотя сахарный миллионер Терещенко и сам собирал работы передвижников, совсем как Третьяков и его соперник император Александр III... Но где же, братья-славяне, взять такого богача из ныне живущих, чтобы хоть на триместр выкупил, точнее, арендовал полотна классика у соседей? Потому Серову в нынешнем сезоне не повезло: "персоналку" ему устроили силами только одного музея, Русского. Зато повезло Саврасову - его юбилей празднуют за полгода до главного события в жизни третьяковцев, 150-летия галереи. Цифра 175 на этом фоне выглядит особенно эффектной, если вспомнить, что Саврасов отличился на первой же выставке Товарищества передвижников. "Пейзажи Шишкина, Клодта, Боголюбова - все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах", - писал тогда чуткий Крамской. А покупал саврасовские холсты сам Павел Михайлович. Не то чтобы в изобилии - львиная доля собрания нынешнего, солидного, в ГТГ пришла в ХХ веке. Но все же автор "Грачей" стоял у истоков и Товарищества, и символистского "пейзажа настроения", да и самой национальной галереи. Главная же картина суперклассика попала в учебник "Родная речь". А значит, узнают ее все - от мала до велика. Что, как известно, и есть залог всенародной любви...
В канун вернисажа я спросила главу отдела живописи XIX века ГТГ Галину Чурак: будет ли показан "весь Саврасов", ждут ли нас открытия? Увы, вздохнула искусствовед, разъехались "саврасовы" по ближнему зарубежью, а иностранных подданных не пригласишь иначе, кроме как за большие деньги. Плюс бюрократическая волокита... Словом, повторить бы успех первой монографической выставки, состоявшейся в Третьяковке в 1947 году. Главный ее итог - развенчание мифа о "художнике одной картины". Сейчас вместе в трех залах сошлись чуть больше ста холстов - и шедевры, и нет. По счастью, отличные вещи прислали Русский музей и еще 20 "провинциалов", в их числе и те картины, что когда-то хранились в ГТГ. Все холсты и станковая графика включены в фундаментальный альбом-каталог - по составу он значительно шире выставки. Изображения работ Саврасова, не прибывших в Москву, опубликованы по договоренности с музеями Риги, Алма-Аты, Баку и проч. (всего 34 музея). Так что выставки, по сути, две - реальная и "идеальная", о какой мечтали кураторы. И, разумеется, не без открытий! Еще интереснее, как заполнялись лакуны: на выручку пришла дюжина частных собирателей. Казалось, все о художнике известно, наследие исчерпано, рассказала Г.Чурак, но ситуацию изменил антикварный рынок. Премного саврасовских полотен обнаружилось в домах - и в Москве, и в Петербурге. Есть у пейзажиста прямые потомки (кстати, недавно с выставками "бубновых валетов" вышел из тени внебрачный сын, авангардист Алексей Моргунов, умерший в один год со своим приятелем Малевичем). А главное, сегодня каждый солидный коллекционер считает своим долгом иметь "собственного Саврасова", непременного и для антикварных салонов/аукционов. К счастью, частники не отказали галерее и вынули из закромов больше 20 картин. Многие новы даже для специалистов и расширяют представление о мастере - например, поздний "Пожар в лесу" или ранний "Вид Киева с Днепра на Киево-Печерскую лавру". Вообще же кураторы сделали ставку не на "всего", а лишь на "молодого" Саврасова, желая показать его становление. Но довели рассказ до закатных лет: любопытен последний раздел экспозиции со множеством вариаций тех самых "Грачей". Жаль, не осуществилась другая идея - построить выставку на сопоставлении работ Саврасова и его учеников в Московском училище живописи, ваяния и зодчества: он был непревзойденный педагог, которого называли учителем Левитан, Серов, Коровин. А вообще сюжетов на саврасовскую тему можно придумать много, взять хотя бы портретный жанр (здесь лучшее - работа Перова и последний фотопортрет, сделанный зятем живописца Петром Павловым, прекрасным фотографом-профессионалом). Или бытовой: его биография дала бы отличный материал для романа, где можно рассуждать и о природе искусства, и о судьбе русского интеллигента. Событий было много, и самого разного свойства - от громкой славы до забвения (словарь "Наши художники" похоронил Саврасова за 8 лет до смерти). От путешествия в Англию - среди первых он приобщился к прогрессивному английскому пейзажу - и Швейцарию до поездок на Волгу, откуда привезен этюд все тех же "Грачей". От назначения, еще в молодости, руководителем пейзажного класса в московском Училище до изгнания из оного после смерти Перова, друга и защитника. От счастливой семейной жизни до смерти детей и разрыва с семьей. Наконец, от интеллигентнейшего, деликатнейшего маэстро до мрачного, рано постаревшего, опустившегося оборванца, который ходил по улицам Москвы с непокрытой седой взлохмаченной головой, напоминая, по отзыву В.Гиляровского, "библейских пророков". Художник, умерший в отделении для бедных 2-й Московской горбольницы, сегодня входит в десятку самых дорогих в России. Слава богу, не только по ценам на холсты, но и по тому, что испытывает человек, рассматривая его картины. Делать это нужно медленно и тщательно - ведь в эпоху рождения российской школы лирического пейзажа живопись воспринимали еще очень серьезно. Также в рубрике:
|