Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 48 (7507) 8 - 14 ноября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

ЕВГЕНИЙ СТЕБЛОВ: "Творчество - лишь инструмент для самопознания"

Беседу вела Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Е.Стеблов

8 декабря артист Евгений СТЕБЛОВ отмечает свой 60-летний юбилей. Вряд ли сегодня стоит кому-либо подробно представлять этого актера. Его звезда зажглась в 1963 году, когда он, 17-летний студент Щукинского училища, снялся в легендарном фильме Георгия Данелия "Я шагаю по Москве". И странным образом нежданно обрушившаяся на начинающего артиста популярность не привела к звездной болезни. Не поразила она его и потом, хотя Стеблов никогда не выпадал из театрального и кинопроцесса, а также из сферы зрительской любви. После окончания училища совсем немного он проработал в московском Театре имени Ленинского комсомола под началом Анатолия Эфроса, отбыл воинскую повинность на сцене Центрального театра Советской Армии, с 1969 года и по сей день остается одним из ведущих артистов Театра имени Моссовета. Помимо этого, поставил несколько спектаклей, преподавал, пишет книги, активно работает в Союзе театральных деятелей России. Казалось бы, в юбилейные дни любой художник склонен порассуждать о собственном творчестве, быть может, подвести некие итоги. Но неожиданно наш разговор с Евгением Юрьевичем перетек совсем в другое русло, как оказалось, куда более важных проблем для артиста и человека.

    

- Евгений Юрьевич, 40 с лишним лет назад вы шагали по Москве весьма легко и радостно. И, проснувшись знаменитым, наверное, были счастливы ощущать себя настоящим артистом. Как вам шагается по Москве и по жизни сегодня?

- Если сравнивать с тем временем, конечно, я изменился. Было бы даже странно, если б этого не произошло. Тогда мне было 17, сегодня - 60. Совершенно другое сознание. В 1963-м я был молод, окрылен и желал славы. Хотел стать артистом, мечтал сниматься в кино, и вдруг это все сбылось, как в сказке о Золушке.

А сейчас для меня занятие художественным творчеством, будь то актерство, режиссура или писательство, вторично. А первично собственное внутреннее развитие. Это мне интереснее. Мне важнее познавать себя, а творчество в этом случае - всего лишь инструмент. Сейчас и желания славы у меня нет. К известности отношусь как к неизбежному ритуалу - иногда спокойно, иногда она тяготит. Но понимаю: назвался груздем - полезай в кузов. Как у любого публичного человека, у меня есть ответственность перед обществом, зрителем. В этом смысле Любовь Орлова, которой я восторгался, еще когда пешком под стол ходил, а потом был счастлив работать с ней в Театре имени Моссовета, подавала идеальный пример, как надо нести бремя славы. Она была удивительно скромным, деликатным человеком и вела себя достойно, полагая, что у любого известного артиста всегда должна быть некая тайна. Я еще тогда понял, что нельзя соглашаться на любое предложение, бесконечно мелькать на экране. Особенно сейчас, когда телевидение обнародует буквально каждый шаг какой-нибудь звезды. Если ты на это идешь, то фактически превращаешься в человека из ящика. А это, на мой взгляд, совершенно неприемлемо для драматического артиста. Представители шоу-бизнеса - совсем другое дело. Они ведь, попросту сказать, - массовики-затейники. А если ты занимаешься серьезным искусством, независимо от жанра, то должен так себя вести, чтобы зритель хотел тебя видеть, а не ты навязывал себя зрителю, выпрашивая аплодисменты.

    

- Человек, увлеченный самопознанием, полностью дистанцируется от внешнего мира?

- Нет, внутреннее развитие отнюдь не значит, что ты замыкаешься в самом себе. Это не аутизм, не вид шизофрении.

    

- Ну в этом-то я вас не подозреваю.

- Это совсем другое. Просто самосовершенствование для меня важнее. Мой духовный внутренний процесс, попытка религиозного познания мира сегодня ценнее, чем социальные аспекты жизни. Хотя мы все одновременно пребываем в разных ипостасях. С одной стороны, я живу в быту. С другой - у меня есть личная жизнь, семья, с третьей - общественная, социальная, с четвертой - сценическая, экранная, с пятой - литературная. И все эти жизни - единый процесс. Только через этот синтез можно понять самого себя. У меня много раз так бывало, что я какие-то коллизии сначала играл на сцене или экране, а потом они случались со мной в жизни. Вот любовь я, например, сначала пережил в кино, а потом встретил в реальности.

    

- То есть это явления отчасти мистические?

- Наверное, можно сказать и так. Возьмите тот же шоу-бизнес. Там есть понятие "раскрутка", в которую надо вложить много денег и т.п. Но это все полная ерунда. Если человеку свыше не предопределено стать в центре общественного внимания, то никто его не раскрутит. Если суждено - то да, все остальное - лишь способы: путем вложения денег или без них, неважно. Пути Господни неисповедимы.

А мой путь - все-таки найти дорогу к душе человека, к его сердцу. Я как-то даже на стене в своей квартире повесил высказывание Леопольда Сулержицкого, соратника Станиславского. Он говорил, что не нужно никаких истерик, не бейте по нервам, идите к сердцу. Вот это мне очень близко. Это тогда целительно и для тебя, и для твоего зрителя. В том художественном пространстве, которое ты создаешь, этому зрителю, возможно, будет легче жить.

    

- А если ваше направление расходится с режиссерским? Ведь актер - отчасти зависимая профессия.

- Я категорически отрицаю эту точку зрения, никогда ее не исповедовал. Не отношусь к актерской профессии как к зависимой. Ведь режиссер также по-своему зависит от артиста. Здесь скорее можно говорить о сопричастности, сочувствии, может быть, даже влюбленности какой-то. Режиссер и актер - как муж и жена, голова и шея.

    

- Но режиссер ведь может при известных обстоятельствах и поменять артиста.

- Не всякого. А можно, наоборот, и режиссера поменять. Авторитетный артист может это сделать. Я пример приведу. Когда в свое время Кама Гинкас появился в Москве, он утвердился благодаря Нине Дробышевой, Сергею Коковкину, в какой-то степени и мне в спектакле "Пять углов". До этого были неудачные попытки поставить эту пьесу с другими режиссерами. Потом кто-то посоветовал пригласить Гинкаса, он приехал, и с первой же читки мы поняли: он - именно тот человек, который нам нужен.

Неправильно понимать взаимоотношения режиссера и актера как процесс подчинения. Я это и на своем небольшом режиссерском опыте знаю, хотя поставил всего четыре спектакля. Да, если артист тебя не понимает, ты вынужден обращаться с ним как с ребенком, как-то его подманивать. Если же он в принципе не способен ничего понять, то с таким и работать бессмысленно.

Хотя, например, Юрий Любимов исповедует противоположную точку зрения, считая, что режиссер - это все. Но у него такой театр. Мне он может быть интересен как зрителю, но совершенно не близок как артисту. Потому что я исповедую психологический театр, а не театр постановочных аттракционов, какими бы они ни были осмысленными, глубокими и художественно-образными.

    

- Вы считаете, что в жизни художника и человека все предопределено? Что кому Бог отсыпал, то и случится?

- Нет. Что значит "отсыпал"? Бог ничего не сыплет, ну разве что когда-то манну небесную евреям в пустыне. Есть такое понятие - Промысел Божий. Так вот это не судьба, не фатум. Это трудно понять обыденным сознанием, потому что это понятие многомерное, а не линейное. Христианин, тем более если он творческий человек, абсолютно свободен. Можно в тюрьме сидеть и оставаться внутренне свободным. Я осуществляю свой выбор, а Господь уже знает, что я выберу. И надо слышать Бога, чувствовать его. Познать-то его мы не можем, только стремимся к этому. Ведь недаром есть такое расхожее уже напутствие: "С Богом!" Вот и надо просто жить "с Богом". Чувствовать, что бы ты ни делал, эту высокую точку отсчета, а не видеть только узкую задачу.

Тот, кто стремится к Богу, довольствуется тем, что Господь дает. Вообще каждому человеку Господь дает то, что ему нужно. Мы просто этого не понимаем, не видим. Нам все кажется, что нужно что-то другое, и мы ломимся в закрытую дверь. А рядом - открытая, которой мы не замечаем.

    

- Вам не кажется, что для многих постоянные разговоры на религиозные темы являются приметой какой-то извращенной моды?

- А вы знаете, это хорошая мода. Я не сторонник скептического отношения к тому, что верить в Бога стало модным. Это же не юбки, не штаны какие-то. Да, человек может сделать первый шаг к Богу, потому что это модно, но потом он втянется. Или, наоборот, произойдет отторжение. Те, кому это не дано свыше, и к Богу не придут. Это ведь такой же дар. И неверующий человек всегда будет находить аргументы в пользу своего неверия. Мне атеистов жалко всегда. Хотя и я не сразу к Богу пришел. Мне кажется, я всегда был верующим, просто раньше об этом не знал. Жил без контакта с Богом, как все мы, советские люди.

    

- Недавно прошел театральный фестиваль "Золотой Витязь", на котором обсуждался вопрос: "богоугодное ли дело - театр?". Для вас такая постановка вопроса актуальна?

- Что значит "богоугодное" или нет? Это зависит от того, с чем ты выходишь на сцену. Вот я не за всякую тему возьмусь. Мне в свое время в спектакле "Братья Карамазовы" предложили на выбор роли Смердякова и Алеши Карамазова. Смердяков - гораздо более эффектная роль со сценической точки зрения, а Алеша - менее, такой абсолютный позитив. Очень сложно такие образы играть. Но я выбрал именно Алешу, потому что это для моего внутреннего развития было важнее, чем эффектно сыграть Смердякова, что, в общем, мне ничего не стоило, честно говоря.

И у меня все время присутствует момент такого выбора. Я не возьмусь играть какую-то греховную тему. Но ощущения принципиальной греховности моего занятия у меня нет. Наоборот, я считаю, что через искусство мы можем помочь людям к Богу прийти. Смотря, какой вектор, какая направленность у твоего действия.

Как-то меня пригласили на юбилей православной киностудии. Это было в Большом зале Дома кино. Там на сцене священники выступали, детский хор пел духовные песнопения. А параллельно в Белом зале шел вечер памяти Михаила Ромма, который публично не позиционировал себя как человека верующего, в советское время живя. И я вам скажу, что любви было больше именно в этом зале. А там, где праздновали юбилей киностудии, атмосфера напоминала партийное собрание на религиозную тему. Сейчас мало кто ходит в Дом кино, а чтобы почтить память Ромма, каждый выполз из своей норы. Потому что он в своей творческой жизни руководствовался, сознательно или бессознательно, любовью. И такой свет был в этом зале, такой духовный подъем, хотя о Боге впрямую не говорили.

    

- Но есть ведь еще расхожее утверждение, что актерство по-своему уродует душу человека, заставляя постоянно уходить от себя, говорить чужие слова, носить чужую одежду.

- Понять, кто ты есть, - это одна из сложнейших задач, независимо от профессии. Любой человек, ищущий смысл жизни, задумывающийся о том, зачем он на свет родился, как мир устроен, себя познать до конца не может. Вероятно, это и невозможно. Но стремиться к этому надо.

Актерство же многообразно. И если выходить на сцену, чтобы гордыню свою потешить, желать славы без конца, то это, конечно, греховное занятие. Кстати, общественное признание, слава, назовите это как угодно, и дарование лицедейское - разные Божьи дары. Они иногда сочетаются в одном человеке, иногда - нет. Ведь бывают бездарные артисты, но очень прославленные. Или талантливейшие, но совершенно неизвестные. Стало быть, прямой взаимосвязи нет.

Я вот стал знаменитым в 17 лет. Но, понимаете, никакой моей заслуги в этом нет. Так Господь распорядился, а я просто честно выполнял свою работу перед камерой. Может быть, слава - это даже и крест, испытание. Другой всего себя источит, сожрет этим желанием славы. Но не дано ему это. Конечно, в основном-то корежит человека тщеславие. Я знаю очень многих актеров, личность которых именно искорежена этим тщеславием. Они несамостоятельны, такими людьми очень легко управлять. Льсти им, дергай за ниточки, и из них можно веревки вить. Я же отношусь спокойно и к комплиментам, и к критике. Считаю, что это часть ритуала данной профессии, не более того.

    

- В какой момент и почему только актерство перестало вас удовлетворять и вы решили разнообразить свою творческую деятельность режиссурой, сочинительством, педагогикой?

- Так как я рано прославился, то вроде получил все, о чем мечтал. И как-то подумал: ну и что? Что, вот в этом и есть смысл жизни? Я очень быстро ощутил некую относительность этого всего. И все время мучил меня вопрос: кто я такой на самом деле? Хотя бы в профессиональном смысле.

А писал я всегда. Еще в школе это выражалось в каких-то сочинениях, которые иногда даже учителя друг другу показывали. Это были, как правило, иронические литературные попытки. Потом мы вместе что-то писали с Никитой Михалковым, он меня даже заставлял, стимулировал. И счастье подлинное я, пожалуй, больше всего испытываю именно от литературы. Потому что там ты ни с кем не связан - ты и белый лист бумаги.

Но я долго думал: кто же я - артист, режиссер, писатель? А разобрался в этом, только когда уже стал верующим человеком. Я согласен с Серафимом Саровским, что смысл жизни - в стяжании Духа Святого. А когда еще я этого не знал, то у себя в дневнике записал: смысл жизни человека - в трансформации. Актер ведь тоже трансформируется. Вопрос - во что? Можно скатиться вниз, а можно подняться ввысь, образно говоря. Поэтому, когда я понял, что смысл жизни в ней самой, мне стало спокойнее.

Был период, когда мой близкий родственник тяжело болел, а я за ним ухаживал. И вдруг в момент этого, в общем, тяжелого испытания и для меня, и для моих близких я поймал себя на мысли, что счастлив, вот этим занимаясь, что мне ничего не нужно более. У меня есть конкретная задача - я должен поехать в больницу, что-то привезти. Было какое-то гармоничное состояние. Не нужно спектакль выпускать, на съемочную площадку выходить. Счастье-то - в ощущении гармонии, понимаете? Да, оно может прийти и через художественное творчество. И даже думаю, что я счастлив еще и тем, что мне художественное творчество дано было во спасение. Еще тогда, когда у меня не было религиозного сознания. Это для меня был путь к этому сознанию.

    

- То есть вы не ставите перед собой конкретных целей: в этом году я поставлю спектакль, в следующем займусь педагогикой?

- Нет, у меня все совершенно по-другому складывается. Хотя склонность к режиссуре у меня была. Мой режиссерский дебют - спектакль "Карнавал" по пьесе Леонида Зорина. Именно Зорин меня сподобил на это. Я был на съемках в Ялте, шел по набережной, встретил Леонида Генриховича, он пригласил меня в гости. Я пришел, а он мне сказал: у меня есть пьеса, и я вижу, что никто, кроме вас, в ней главного героя сыграть не сможет. Я спрашиваю: "А кто это будет ставить?" Он отвечает: "А вы сами и поставьте, Женечка, ведь все равно от этого не уйдете, насколько я вас знаю и чувствую". И он сам обо всем договорился у нас в театре, я даже никаких усилий не предпринимал для организации этого дебюта.

То же и с педагогикой. Я случайно встретил тогдашнего ректора Щукинского училища Владимира Этуша, он мне предложил этим заняться. Так что я очень внимательно отношусь к подобного рода случайностям. Якобы случайностям. К каким-то вызовам, которые мне предлагает судьба.

    

- Неожиданным?

- Да, но в этой неожиданности есть закономерность. Очень часто я даже не хочу субъективно в тот момент этим заниматься. Но всегда осознаю: значит, для чего-то это нужно. Не мне лично, но для чего-то нужно.

Я вот всего полгода работал в Театре имени Ленинского комсомола с Анатолием Эфросом. Но, пожалуй, идеальное ощущение театра у меня осталось именно от того времени. А в Театре имени Моссовета, куда я потом пришел, мне было далеко не столь комфортно. И как-то я пожаловался одному человеку, занимающемуся духовной практикой: почему я должен в этом театре работать, зачем мне это нужно? А он мне резонно ответил: а почему вы думаете, что это вам нужно? Может быть, просто так нужно? Понимаете?

    

- Понимаю, что это очень хорошо, когда найдется кто-то, способный помочь в твоих сомнениях и метаниях.

- А ведь это и есть тот момент, когда Бог с нами говорит через кого-то или что-то. Можно фразу какую-то услышать по радио. Ты можешь в троллейбусе ехать, где кто-то кому-то что-то сказал, и вдруг эта фраза тебе в совершенно другом контексте попадает в душу. Вот так Господь с нами и говорит. Я совершенно уверен, что никаких случайных встреч не бывает. Когда люди, живущие в одно время, встречаются, то их души, как камни драгоценные, шлифуются друг о друга. Идет какая-то общая гигантская духовная работа, которая от нас требует только смирения и терпения. И определенной духовной ответственности, а не выгоды в ее буквальном, земном понимании.

    

- Очень многие, подходя к юбилейной дате, начинают испытывать беспокойство, а то и недовольство собой и обстоятельствами: что-то не успели, что-то не сложилось. У вас есть подобные ощущения?

- Нет, чего Бога-то гневить? Можно быть недовольным собой, но не обстоятельствами. Известная ведь истина: не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним.

    

- Даже если они крайне тяжелы?

- Да, конечно. А как же иначе? А как люди в лагерях ни за что сидели? Кстати, неверующие, как правило, там гибли, потому что их сознание постоянно находилось в конфликте с обстоятельствами. Они себя этим конфликтом убивали, помимо внешних чудовищных условий. А люди религиозные спасались своей верой, понимая, что это испытание им дается ради чего-то. И даже своих гонителей они порой обращали в веру, тому много свидетельств, и получали вдруг поддержку совершенно неожиданную от палачей своих.

Поэтому надо жить в мире с самим собой и другими. И стараться, если возникают какие-то настроения черные или конфликты, а они неизбежны, трансформировать их в мирный процесс. Художник часто в себя вбирает боль чужую через произведение, пропускает ее сквозь себя и выдает нам свет. Это целительный процесс. Вообще любой большой художник - целитель.

    

- Вот говоришь с вами и понимаешь, насколько вы несовременный человек.

- Это в каком смысле?

    

- В смысле отношения к художнику, произведению, целительству этому. Сейчас очень многие спектакли или фильмы не свет после себя оставляют, а желание утопиться, чтобы в этой мерзости не жить. Вы, наверное, этого просто не видите?

- Почему же? Я по должности смотрю. Вот я был на спектакле Нины Чусовой "Мамапапасынсобака" в Современнике. Мне он очень понравился, и я даже добивался, чтобы она за него премию СТД получила. А потом она ставит у нас "Ревизора" - это вообще за гранью добра и зла и вне культурного процесса. Я был потрясен, как один и тот же человек может столь разные вещи сотворить. Это же чудовищно, и сейчас много такого. Идет некий "авангард", что ли, для меня означающий потерю целостного восприятия мира.

    

- А по-моему, здесь еще большая доля дилетантизма.

- Нет, эти люди вполне профессиональны, к сожалению, этим они и страшны. Если бы они были просто дилетантами, ну и бог бы с ними. Они очень невежественны и думают, что до них ничего не существовало. И потом, они ведь ничем иным и выделиться-то не могут, кроме своих проверенных приемов. Они не способны удивить внутренним глубоким постижением произведения, без внешнего эпатажа. Им это не дано, они даже не понимают, что такое возможно. Это касается и режиссеров, и актеров, и драматургов. Поэтому надо все с ног на голову поставить или везде увидеть нетрадиционные сексуальные отношения. Вообще, как авангард - так все ниже пупка. Возникает ощущение грязи, какой-то банной жижи. И так они друг другу сами нравятся, такой восторг испытывают. Но что делать? И это пройдет.

    

- Думаете?

- А как же? Гармония, вера, свет все победят. Но я никого не виню. Все мы проходим через испытания, все можем ошибаться.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;