Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 4 (7514) 26 января - 1 февраля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

В любви все возрасты проворны

Людмила Касаткина в премьере ЦАТРА

ТЕАТР

Ирина АЛПАТОВА
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


А.Руденко - Гарольд, Л.Касаткина - Мод в сцене из спектакля

Традиция постановки бенефисных спектаклей для наиболее ярких звезд отечественной сцены у нас никогда не прерывалась, а в последние сезоны ее проявления даже участились. Хотя здесь важна одна очень существенная деталь - хорошо, если спектакль не просто выстроен вокруг одного персонажа, а представляет собой достаточно гармоничное зрелище. Тогда он способен убить сразу двух зайцев - признаться в любви бенефицианту и представить качественное действо, каждому участнику которого есть что сказать. Спектакль Театра Российской Армии "Школа любви", по счастью, получился именно таким.

Название "Школа любви" обманчиво в своей новизне. На самом-то деле в основу постановки легла вещь, достаточно известная в театральном мире - роман Коллинза Хиггинса "Гарольд и Мод". Что ново, так это инсценировка, а вернее, практически оригинальная пьеса, сочиненная по мотивам романа режиссером Андреем Житинкиным. Она, впрочем, отнюдь не ломает сюжетных концепций, просто перебрасывает известную историю в наши дни, где задействованы мобильные телефоны и компьютеры, а невест для Гарольда его мать ищет в Интернете.

Главное же остается неизменным - внезапная и странная любовь юного Гарольда к 80-летней Мод и все накрученное вокруг этого нестандартного романа. Из этой истории можно сделать как водевиль, так и слезную мелодраму. Житинкин настаивает на жанре трагикомедии с явным сентиментальным налетом. И кажется, это идет прежде всего от личности актрисы, исполнительницы роли Мод, - Людмилы Касаткиной, которой неинтересно играть просто забавный, хотя и местами лирический анекдот.

Андрей Житинкин известен как мастер острой театральной формы и всяческих экстравагантных зрелищ. Но на сей раз он решил этим отчасти пренебречь, крупным планом подав зрителям не столько режиссера, сколько артистов, которые составили весьма сплоченный и гармоничный ансамбль. Правда, вообще без "формы", конечно же, не обошлось, и в этом немалая заслуга сценографа и художника по костюмам Андрея Шарова, постоянного соавтора Житинкина. Сцена ограничена по периметру каким-то дощатым строением с попеременно открывающимися дверями, в середине - нечто похожее на стог сена. По бокам - два странного вида фикуса, заменяющие спинки кресел. При известной трансформации этот нехитрый антураж, находящийся на стыке реальности и фантазии, может представлять любое место действия - квартиру Гарольда, комнатку Мод, церковь, кладбище, берег моря и т.д.

В этом спектакле Житинкина редко услышишь полутона, нюансы и прочие "тонкие" вещи - здесь все откровенно, порой грубовато, актеры пишут не пастелью, но яркими, размашистыми мазками. Впрочем, не перегибая палку. И в этом безусловный лидер - Лариса Голубкина, мать Гарольда. Энергичная светская дама со звучным голосом - настоящий кладезь энергии. Благо ей есть куда ее направить - на "спасение" не вполне адекватного сыночка Гарольда (Анатолий Руденко), который и публику-то поначалу успевает как следует напугать. Лишь только открывается занавес, мы видим этого юнца, неспешно раскачивающегося в петле. Это потом уже выяснится, что он вообще большой любитель инсценировки самоубийств, для чего у него имеется разнообразный инвентарь - скелет в красных носках, отрубленная рука и тому подобные вещи. Всем этим очень удобно пугать интернет-невест (все трое - в виртуозно-комедийном исполнении Екатерины Климовой).

Так все и движется по замкнутому кругу: Гарольд чудит - мама ищет невест - те приходят и падают в обморок - Гарольд снова чудит. Но до поры, пока однажды на кладбище (Гарольд - еще и большой любитель похорон) он не встречает замечательную старушку, которая везет на тачке украденное где-то деревце, чтобы посадить его на погосте. Впрочем, назвать Мод - Касаткину старушкой весьма проблематично. Иногда актрисы играют ее этакой вечной девочкой, по недоразумению заключенной в зримую оболочку хорошо пожившей дамы. Людмила Касаткина, по счастью, этого избежала. Ее Мод - просто женщина без возраста, не желающая обрастать старческими привычками, но и не педалирующая юношескую прыть. Она крадет в зоопарке тюленя, бьет чечетку, забирается на дерево - и все это совершенно естественно, так что вопрос о возрасте просто не возникает.

Но сосредоточиться на этом лишь озорстве режиссеру и актрисе, видимо, показалось мало. И во второй части спектакля все это дополняется трагической историей подлинной жизни Мод - со старыми фотографиями, концлагерным номером на руке, воспоминаниями об ушедших в мир иной близких. Мод - Касаткина становится более строгой, печальной. И быть может, именно эта глубина, а не только легкомысленное кокетство и привлекают молодого Гарольда - Руденко к этой весьма нестандартной женщине. Да так, что он уже готов надеть ей на палец обручальное кольцо.

Финал этой истории сделан по рецептам традиционной мелодрамы, что, вероятно, идет слегка вразрез с более легким и энергичным настроем, стилем всей постановки. Умирающая Мод - Касаткина откинулась в кресле, рыдающий Гарольд - Руденко замер у ее ног. Без этой уступки "слезному" жанру вполне можно было бы обойтись, ведь главным героем спектакля все-таки была жизнь, а не столь красивая смерть.

Также в рубрике:

ТЕАТР

МУЗЫКА

КИНО

ВЫСТАВКА

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;