Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 4 (7514) 26 января - 1 февраля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Учитель французского

Мишель Плассон выступил с БСО

Евгения КРИВИЦКАЯ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


М.Плассон

Дирижер Мишель Плассон хорошо известен столичной публике - уже несколько сезонов подряд он приезжает обучать российские оркестры тонкостям французского музыкального стиля. После успешного альянса с Российским национальным оркестром Плассон встал за пульт Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Неизменные "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси и Вторая сюита из балета "Дафнис и Хлоя" Равеля дополнились в этот раз его же "Благородными и сентиментальными вальсами" и "Морем" Дебюсси.

Приглашение Плассона в БСО - не случайность. Во-первых, в юбилейный сезон оркестр проведет ряд программ с новыми для себя зарубежными дирижерами, пополняя свой репертуар. Во-вторых, известно, что в свой приезд в 2004 году Плассон посетил концерт БСО с Федосеевым и восхитился художественным результатом, назвав их игру феноменальной. Так что идея о сотрудничестве, что называется, витала в воздухе. Однако по поводу перспектив в области постижения французской музыки нашими оркестрами маэстро тогда высказался более скептически: одно дело понимать, а другое - играть.

Действительно, главная проблема в интерпретации Дебюсси, Равеля и иже с ними - это звук, оркестровые краски. Опытный дирижер, каким является Плассон, конечно же, быстро объяснит, как преодолеть все "подводные камни" прихотливой ритмики, найдет нужный пульс течения времени, расскажет об образной стороне - связи французской музыки рубежа XIX - XX веков с живописью, литературой. Но добиться, чтобы оркестр умел в каждой фразе найти свою краску, чтобы эти поиски не превратились в старательную работу, убивающую трепетную поэтичность музыкального слова, - эта задача практически не решаема за две-три репетиции. Наверное, требуется более регулярное обращение к богатой сокровищнице оркестровой музыки, какой являются произведения французский авторов - не только признанные классики Дебюсси и Равель, но и Шоссон, Шабрие, Флоран Шмитт, Альбер Руссель, наконец, Форе...

Каков должен быть исполнительский эталон? Для этого стоит послушать записи французских оркестров середины прошлого века, к примеру Оркестра Ламурё под управлением И.Маркевича (диск с реставрированными записями вышел в 2002 году на "IMG Artists"), да и самого Плассона, когда он музицирует вместе со своим бывшим Оркестром Капитолия Тулузы. Необыкновенно разнообразная динамическая шкала в пределах коротких фраз, гибкое и свободное взаимодействие между группами в оркестре и масса других деталей, из которых, собственно, и складывается это трудноопределимое понятие "французский вкус".

Сам Плассон - необыкновенно темпераментный дирижер. Во время концерта он порой подпевал музыкантам БСО, пританцовывал, стремясь заразить их своей увлеченностью: ведь утонченность музыки вовсе не предполагает вялой расслабленности и блеклого звучания. Но иногда возникало ощущение, что в старании быть воздушными оркестранты чувствовали себя немного скованными. Наиболее эффектно выходили концовки всех произведений там, где воздушная истома сменялась энергичным подъемом к финальному апофеозу. В целом же Равель с его более четкими формами и конкретной картинно-танцевальной основой удался лучше, чем Дебюсси.

В "Море", например, совсем не было той тревожно-мистической атмосферы, которая должна с первого тремоло литавр захватить слушателя, и поэтому местами было просто скучновато. "Послеполуденный отдых фавна" - пьеса гораздо более лаконичная и ясная по форме - получилась стилистически точнее, особенно кода с ее затухающими красками и истаивающими в истоме звуками. Внезапно возникла неуловимая одухотворенная атмосфера, которой отчетливо не хватало в буднично сыгранном соло флейты в начале. Самым захватывающим стал "Общий танец" из "Дафниса и Хлои", где точно рассчитанное нарастание, великолепное звучание оркестра в полный голос захватило слушателей в вихрь оргиастической пляски финала балета.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;