Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7526) 27 апреля - 3 мая 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Религия

Праздник свободы

Истоки пасхальной радости

Александра КОЛЫМАГИНА
Борис КОЛЫМАГИН
Фото Дмитрия КОРОБЕЙНИКОВА


В Советском Союзе Пасха никогда не значилась в списке официальных мероприятий. Тем не менее многие люди, пусть и с осторожностью, отмечали этот день. О том, что это было действительно с оглядкой, свидетельствует "застойный" анекдот. Один приятель звонит другому на работу и радостно восклицает: "Христос воскресе!". "Мне уже сообщили", - мрачно отвечает тот, посматривая на сидящих вокруг сослуживцев.

Главным знаком праздника для большинства сограждан был, да, пожалуй, и остается праздничный стол - с куличами, пасхами, крашеными яйцами. Яйца обычно красили в красный цвет, загодя собирая для этого луковичную шелуху. Существует церковная легенда, объясняющая, откуда появился такой обычай.

Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, проповедовала в Риме. По преданию, она была знатного рода, и ее пропустили к императору Тиберию. Дворцовый ритуал требовал, чтобы каждый приходящий к императору приносил ему дар. Но что могла принести Мария, единственным сокровищем которой была вера во Христа? Она встала перед Тиберием и протянула ему простое яйцо. "Христос воскрес", - было ее приветствие. Удивленный император воскликнул: "Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить. Так же трудно, как поверить, что это белое яйцо может стать красным!". Не успел он договорить свои слова, как яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потом потемнело и, наконец, стало ярко-красным.

Само название праздника - Пасха - связано с центром всей ветхозаветной истории: чудесным избавлением и долгим путем Исхода израильского народа из дома рабства, из египетского плена. Это название сохранилось в новозаветной христианской традиции далеко не случайно, не потому лишь, что именно в дни Пасхи происходили те события, о которых мы вспоминаем теперь. Изначально путь вслед за Христом означал выход из духовного рабства и плена, освобождение человеческой души от несвободы, грязи, греха и бессмысленного страдания.

Этот путь, невозможный для одних лишь слабых человеческих сил, всегда был связан с живой памятью о евангельских событиях. И доныне каждый день перед Пасхой Церковь как бы вновь оказывается в том историческом времени, на улицах предпраздничного Иерусалима, вновь переживает историю верности и предательства, равнодушного отступничества и ослабевающей надежды, безмерного страдания и лучезарной радости.

И сегодня мы, участвуя в богослужениях Страстной седмицы, не можем не соединиться в этом сохраненном Церковью воспоминании.

Есть и еще одна сторона пасхальных богослужений, связанная с существовавшей долгое время традицией крещения именно в эти дни тех, кто заканчивал долгую (в первые столетия жизни Церкви - многолетнюю) подготовку к принятию этого таинства. В Великую субботу из баптистерия новокрещеные - со свечами в руках, в белых одеждах - шли в храм. Именно с того далекого времени существует традиция начинать с крестного хода главную часть праздничного пасхального богослужения.

С этим же связан и обычай читать в первые дни после Пасхи в храмах Деяния апостолов - ту книгу Нового Завета, где говорится о рождении Церкви, о первых годах Ее жизни.

Празднование Пасхи продолжается сорок дней - вплоть до Вознесения, но особенно праздничной остается первая неделя - Светлая седмица, с ее радостными, краткими службами, с ежедневным крестным ходом и пением тропаря "Христос воскресе из мертвых...", с евангельскими чтениями, посвященными воспоминанию событий, связанных с воскресением Христа.

Один из самых трогающих душу рассказов о воскресении удивительно прост. Из одного селения в другое шли два человека из тех, кто ходил за Христом, и с горечью обсуждали все происшедшее. По дороге к ним пристал еще один путник и стал спрашивать, о чем это они говорят. "Как? Неужели ты не знаешь, что случилось в эти дни в Иерусалиме?" И они вновь рассказали ему и о совершившейся казни, и о своих несбывшихся надеждах. Он стал доказывать им, что все пророки говорили именно об этом - о предстоящем страдании и смерти Мессии. Разговаривая так, они вошли в селение и стали упрашивать попутчика остаться поужинать вместе. Он согласился, и в тот момент, когда, начиная трапезу, он преломил хлеб, "глаза их открылись", и они вдруг узнали Его. И потом говорили друг другу: как мы могли не узнать Его? Не горело ли в нас сердце наше, когда мы шли, беседуя, и он объяснял нам слова Писания?

Так и все, кто однажды встречается со Христом воскресшим, вдруг, обернувшись назад, могут с удивлением сказать: как же мы не узнавали Его раньше? Не горело ли в нас наше сердце, когда мы в добрую минуту открывали Евангелие, заходили в храм, простыми, немудреными словами обращались к Богу со всем, что лежало у нас на душе? И в этот миг - что бы потом ни ждало нас в нашей жизни - мы становимся участниками такой светлой и тихой радости, такой удивительной вести, такого торжества, с которыми не может сравниться ничто в этом мире.

Также в рубрике:

РЕЛИГИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;