Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7526) 27 апреля - 3 мая 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
РелигияПраздник свободыИстоки пасхальной радости Александра КОЛЫМАГИНА В Советском Союзе Пасха никогда не значилась в списке официальных мероприятий. Тем не менее многие люди, пусть и с осторожностью, отмечали этот день. О том, что это было действительно с оглядкой, свидетельствует "застойный" анекдот. Один приятель звонит другому на работу и радостно восклицает: "Христос воскресе!". "Мне уже сообщили", - мрачно отвечает тот, посматривая на сидящих вокруг сослуживцев. Главным знаком праздника для большинства сограждан был, да, пожалуй, и остается праздничный стол - с куличами, пасхами, крашеными яйцами. Яйца обычно красили в красный цвет, загодя собирая для этого луковичную шелуху. Существует церковная легенда, объясняющая, откуда появился такой обычай. Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, проповедовала в Риме. По преданию, она была знатного рода, и ее пропустили к императору Тиберию. Дворцовый ритуал требовал, чтобы каждый приходящий к императору приносил ему дар. Но что могла принести Мария, единственным сокровищем которой была вера во Христа? Она встала перед Тиберием и протянула ему простое яйцо. "Христос воскрес", - было ее приветствие. Удивленный император воскликнул: "Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить. Так же трудно, как поверить, что это белое яйцо может стать красным!". Не успел он договорить свои слова, как яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потом потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Само название праздника - Пасха - связано с центром всей ветхозаветной истории: чудесным избавлением и долгим путем Исхода израильского народа из дома рабства, из египетского плена. Это название сохранилось в новозаветной христианской традиции далеко не случайно, не потому лишь, что именно в дни Пасхи происходили те события, о которых мы вспоминаем теперь. Изначально путь вслед за Христом означал выход из духовного рабства и плена, освобождение человеческой души от несвободы, грязи, греха и бессмысленного страдания. Этот путь, невозможный для одних лишь слабых человеческих сил, всегда был связан с живой памятью о евангельских событиях. И доныне каждый день перед Пасхой Церковь как бы вновь оказывается в том историческом времени, на улицах предпраздничного Иерусалима, вновь переживает историю верности и предательства, равнодушного отступничества и ослабевающей надежды, безмерного страдания и лучезарной радости. И сегодня мы, участвуя в богослужениях Страстной седмицы, не можем не соединиться в этом сохраненном Церковью воспоминании. Есть и еще одна сторона пасхальных богослужений, связанная с существовавшей долгое время традицией крещения именно в эти дни тех, кто заканчивал долгую (в первые столетия жизни Церкви - многолетнюю) подготовку к принятию этого таинства. В Великую субботу из баптистерия новокрещеные - со свечами в руках, в белых одеждах - шли в храм. Именно с того далекого времени существует традиция начинать с крестного хода главную часть праздничного пасхального богослужения. С этим же связан и обычай читать в первые дни после Пасхи в храмах Деяния апостолов - ту книгу Нового Завета, где говорится о рождении Церкви, о первых годах Ее жизни. Празднование Пасхи продолжается сорок дней - вплоть до Вознесения, но особенно праздничной остается первая неделя - Светлая седмица, с ее радостными, краткими службами, с ежедневным крестным ходом и пением тропаря "Христос воскресе из мертвых...", с евангельскими чтениями, посвященными воспоминанию событий, связанных с воскресением Христа. Один из самых трогающих душу рассказов о воскресении удивительно прост. Из одного селения в другое шли два человека из тех, кто ходил за Христом, и с горечью обсуждали все происшедшее. По дороге к ним пристал еще один путник и стал спрашивать, о чем это они говорят. "Как? Неужели ты не знаешь, что случилось в эти дни в Иерусалиме?" И они вновь рассказали ему и о совершившейся казни, и о своих несбывшихся надеждах. Он стал доказывать им, что все пророки говорили именно об этом - о предстоящем страдании и смерти Мессии. Разговаривая так, они вошли в селение и стали упрашивать попутчика остаться поужинать вместе. Он согласился, и в тот момент, когда, начиная трапезу, он преломил хлеб, "глаза их открылись", и они вдруг узнали Его. И потом говорили друг другу: как мы могли не узнать Его? Не горело ли в нас сердце наше, когда мы шли, беседуя, и он объяснял нам слова Писания? Так и все, кто однажды встречается со Христом воскресшим, вдруг, обернувшись назад, могут с удивлением сказать: как же мы не узнавали Его раньше? Не горело ли в нас наше сердце, когда мы в добрую минуту открывали Евангелие, заходили в храм, простыми, немудреными словами обращались к Богу со всем, что лежало у нас на душе? И в этот миг - что бы потом ни ждало нас в нашей жизни - мы становимся участниками такой светлой и тихой радости, такой удивительной вести, такого торжества, с которыми не может сравниться ничто в этом мире. Также в рубрике:
|