Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7526) 27 апреля - 3 мая 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаСкольжение по грани"Поворот винта" Бенджамина Бриттена в Мариинском театре Елена ТРЕТЬЯКОВА
Музыкальный театр Бенджамина Бриттена - пятнадцать опер - почти неизвестен отечественной публике (в "Зазеркалье" шел "Ноев ковчег", в "Санктъ-Петербургъ-Опере" в прошлом сезоне выпустили "Поругание Лукреции"). Совершенно очевидно, что это крупнейшее явление в мировой культуре в высшей степени заслуживает быть освоенным. Мариинский театр обращался к творчеству Бриттена единственный раз (в 1965 году был поставлен "Питер Граймс"). Дальше пауза затянулась на сорок с лишним лет. И вот теперь выбор пал на "Поворот винта" (режиссер Дэвид Маквикар, художник Таня Маккалин, за дирижерским пультом - Валерий Гергиев). Спектакль Маквикара мрачен, как и положено быть истории о призраках, столкновение с которыми грозит смертью. Черный задник и порталы, черный пол, черно-серые костюмы. Несколько полупрозрачных панелей перемещаются вдоль рампы, в расчете на то, что за каждой может таиться кто-то зловещий. Слуги тоже в черном, они постоянно что-то переставляют - кровати, стол, стулья, пианино - будто ничто в этом доме не находит своего единственного места. Иногда вдруг раздвигается задник, открывая светлое пространство, и быстро сдвигается обратно, словно испугавшись. Тьма поглощает свет - в прямом и переносном значении слова. Благодаря такому решению сцены создается атмосфера гнета и страха. И это - величина постоянная, она задана от начала до конца и не подлежит развитию. Может, поэтому спектакль без внутренней динамики и кажется несколько монотонным - кружится на одном месте. Все персонажи, их взаимоотношения не получили внятных характеристик - они лишены психологии, мотивировок, подтекстов. Работает сюжет. В доме призраки. Их все видят, кроме экономки миссис Гроуз. Они способны завладеть детьми. Но борьбы за детские души как бы и не получается - вся борьба в том, что гувернантка решает остаться в загадочном доме до конца. Смерть Майлза не выглядит освобождением. Мрак остается мраком. Можно было бы сказать, что произведение освоено режиссером, что называется, по первому слою, впрямую, даже иллюстративно. Так и хочется подробностей, обоснований, объяснений, причинно-следственных связей... Но и в этой неопределенности, какой-то нераскрытости и даже сухости - что-то есть. От Генри Джеймса - автора литературной первоосновы, который не отвечал на вопросы, но ставил их. Правда, ставил более объемно - скорее так, как сыграл партитуру Бриттена оркестр Гергиева. То, что осталось нереализованным сценически, воплотила музыка - наполнила, обогатила. В ней были нервность, трепетность, напряженность, тонкость чувств, скольжение по грани, бессознательность, хрупкость... И то же - в вокальных партиях, в самих их соотношениях. Особенно точное попадание - это Николай Ирви в партии Майлза - маленький, тонкий мальчик, чей голос звучал как натянутая струна. Дальше можно перечислять подряд - Андрей Илюшников (Пролог, Питер Куинт), Ирина Васильева (Гувернантка), Екатерина Реймхо (Флора), Елена Витман (Миссис Гроуз), Любовь Соколова (Мисс Джессел) - качество вокального исполнения никем не было снижено. В целом спектакль "Поворот винта" поставлен как должно, без неожиданностей и нетривиальных ходов, без режиссерских домыслов и сверхсюжета. По партитуре - не противореча ей, не дискутируя, с полным пиететом. А партитура - гениальная... Также в рубрике:
|