Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7526) 27 апреля - 3 мая 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрС весной они возвращаютсяФестиваль "Встречи в России" Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ
На одном из обсуждений, с которых традиционно начинается каждое утро на фестивале "Встречи в России", к микрофону вышла завлит Русского театра им.Самеда Вургуна из Баку и обратилась к художественному руководителю Русского театра им.К.С.Станиславского из Еревана со словами: "Я не могу назвать вас так, как называет в какой-то момент герой спектакля "Разорванная цепь", азербайджанец, своего товарища поневоле, армянина: "Брат". Женщина не может так сказать мужчине. Поэтому я говорю вам: "Мудрец", "Учитель". Спасибо вам за ваш спектакль, живите долго и будьте счастливы, учитель!.." Режиссер Александр Григорян вышел с ответным словом и - не мог говорить, в глазах у него стояли слезы: карабахский армянин, выросший в Баку, Александр Григорян и полуосетинка-полуазербайджанка Валентина Резникова стояли, обнявшись, и не могли унять свое волнение. Как жаль, что не было в этот момент телевизионных камер, которые привычно снимают кадры вражды, ненависти, проливающейся крови, криков с проклятиями! Их не было в этот момент, когда с необычайной эмоциональной силой проявились смысл и пафос фестиваля "Встречи в России", собирающего раз в году русские театры стран СНГ и Балтии; смысл и пафос существования Центра поддержки русского театра за рубежом СТД РФ, созданного во имя того, чтобы соединить разорванное пространство.
Да бог с ними, с телевизионными камерами! Это случилось, это было очень важной фестивальной страницей, которая останется в истории Театра-фестиваля "Балтийский дом". И вовсе не в том дело, что стояли, обнявшись, граждане отнюдь не мирных по отношению друг к другу государств, ясно ведь, что не они развязали вражду. У людей театра одна национальность, один Бог, один смысл существования, как бы ни были они далеки друг от друга. Просто каждая встреча за одним столом, будь то стол для обсуждений или для возлияний, - это еще одна капля на чаше невидимых нам весов, фиксирующих состояние мира или войны, дружбы или ненависти. Уже в восьмой раз проводился в Санкт-Петербурге театральный фестиваль "Встречи в России", задуманный когда-то Сергеем Шубом и его слаженной командой именно во имя сохранения единого культурного пространства. Осенью в "Балтийском доме" собираются театры разных стран, здесь идут спектакли известных всему миру режиссеров, а весной в Питер слетаются труппы русских театров стран СНГ и Балтии, чтобы показать свое искусство, засвидетельствовать, что они еще живы и полны сил, энергии творчества. С первого года своего существования в фестивале начал принимать активное участие Центр поддержки русского театра за рубежом. Его прямое назначение - осуществление Программы государственной и общественной поддержки русских театров стран СНГ и Балтии, которая находится под патронатом Президента России. Центру удалось стать за два года надежным партнером "Балтийского дома", внести в традиционный фестиваль свою лепту, свои краски. По договоренности с Министерством иностранных дел РФ удалось обеспечить проезд всех театров-участников в город на Неве (до прошлого года на фестиваль приезжали только те театры, которые могли сами найти немалые деньги на дорогу) - МИД РФ через посольства России в странах СНГ нашел возможность, позволившую театрам показывать лучшее из того, что поставлено за последнее время. Спектакли рекомендуют для показа специалисты "Балтийского дома" и Центра поддержки русского театра за рубежом. Нынешний год - юбилейный для Содружества Независимых Государств, отмечающего свое 15-летие. Поэтому организаторы постарались, чтобы на фестивале присутствовали представители русских театров всех стран, и это удалось (к сожалению, не было на фестивале Русского театра из Туркменистана, приезд в Россию для которого всегда чрезвычайно сложен в силу разных обстоятельств): свое искусство продемонстрировали театры Украины, Беларуси, Молдовы, Грузии, Армении, Азербайджана, Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. Не было на фестивале прибалтийских театров, которые традиционно участвуют во "Встречах в России". Жаль, но ничего не поделаешь - они в СНГ не входят, значит, и праздник был в каком-то смысле не их... Но то, что было на фестивале, производило впечатление искусства очень разного, во многом несопоставимого, но, несомненно, живого, стремящегося, с одной стороны, остаться в рамках русского психологического театра, с другой же - расширить границы, впуская в это пространство традиции той страны, в которой этот конкретный русский театр существует. На "Встречах в России" родилась год назад новация, которая ныне укрепилась. Это - мастер-классы для молодых артистов русских театров стран СНГ, которые проводятся на базе СПГАТИ, а затем режиссер Егор Чернышов показывает поставленный в результате занятий спектакль. В прошлом году это была "Композиция До мажор" - песни, стихи, фрагменты прозы о Великой Отечественной войне, очень эмоционально воплощенная артистами из Киргизии, Украины, Литвы и других стран. В этом году на фестивале был показан "эскиз спектакля" (как определен жанр в программке) "На дне" М.Горького. В его создании приняли участие молодые актеры из Узбекистана, Украины, Таджикистана, Грузии и России (Санкт-Петербург). Спорный по трактовке и режиссерскому решению, спектакль привлек интересными актерскими работами, свидетельствующими о том, что труппы русских театров стран СНГ пополнились молодыми силами, несмотря на очевидные трудности с театральным образованием в этих государствах. Что касается спектаклей фестиваля, приходится повторить: они были очень разными и по тематике, и по режиссерскому мастерству, и по актерским работам. Так, единодушное признание вызвал спектакль "Танго" С.Мрожека Русского театра им. М.Ю.Лермонтова (Алматы) в постановке Игоря Пискунова, сильным эмоциональным ощущением наполнены спектакли Александра Григоряна (Армения) - "Разорванная цепь" А.Григоряна и М.Мариносян и "Лунное чудовище" Р.Калиноски, с большим успехом прошел моноспектакль Ирины Мегвинетухуцеси "Желтый ангел" (Грузия, постановка Автандила Варсимашвили), горячие споры вызвали "Борис Годунов" А.С.Пушкина в исполнении Русского театра из Киргизии (постановка Владислава Пази), "Ромео и Джульетта" Киевского русского театра "На левом берегу Днепра" (режиссер Алексей Лисовец), немного "сырым" выглядел "Тартюф" Мольера в постановке Наби Абдурахманова (Русский молодежный театр, Узбекистан), но на фестивале был сыгран премьерный спектакль, еще во многом не устоявшийся. Весьма спорным показался и спектакль Современного Художественного театра из Минска "Мещанская свадьба" Б.Брехта (режиссер Михаил Лашицкий), но у этого молодого коллектива, существующего всего два года, все еще впереди - по словам художественного руководителя театра Владимира Ушакова, они пока еще ищут себя и не хотят быть традиционными. Спектакль "Страсти по Андрею" поставлен молодым талантливым режиссером Петру Вуткэрэу на сцене Русского театра им.А.П.Чехова (Молдова) по "Палате № 6" - вот где, пожалуй, особенно отчетливо сходятся традиции русского и национального искусства: яростный, глубокий и сильный, он порой отходит от чеховской эстетики и устремляется к жгучей современности, но уважительного отношения к классике при этом не теряет. К сожалению, не все удалось увидеть на фестивале - программа была такой насыщенной, что некоторые спектакли шли в параллель, критики вынуждены были делиться, чтобы на следующее утро на обсуждении каждый из театров услышал то, ради чего в конечном счете и приехал в Санкт-Петербург: подробный разбор своей работы. Не все, скорее всего, остались довольны этим разбором, но хочется верить, что он пойдет на пользу спектаклям - участникам "Встреч в России". Также в рубрике:
|