Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7526) 27 апреля - 3 мая 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияЛицо города или дырка от бубликаНачался год "Культурной столицы Поволжья" ИНИЦИАТИВАОльга ГОРНОВА Волги в Перми нет, есть Кама. Поэтому "отцы города" на торжествах по случаю запуска программы неоднократно оговаривались - называли Пермь "столицей Прикамья". В любом случае ключевым было слово "столица". - В истории остается только культурный имидж региона - именно он "делает место", - сказала руководитель программы "Культурная столица Поволжья" Анна Гор на "круглом столе", тема которого так и обозначалась - "Культурный имидж как инструмент развития региона". О том, каким представляется образ самой Перми, высказался московский художественный критик Александр Панов: - Ценности Перми символичны, эфемерны. В истории Земли был пермский период, у города есть своя мифология, и даже Нижний Новгород не может в этом с Пермью соперничать. Но все эти ценности не материализованы, визуально город совершенно неинтересен, отличается разве что огромной протяженностью в пространстве, которое расчерчено перпендикулярно-параллельными улицами с постройками преимущественно советской эпохи. А вот признаки современной цивилизации в Перми налицо: как грибы после дождя растут грандиозные торговые центры; хрущовки и сталинки сплошь завешаны броскими рекламными щитами; на каждом шагу - кафе и кофейни, где можно дорого перекусить. Самый занятный образец капиталистической надстройки над советским базисом - совсем новый трехзвездочный отель "New Star" (где и проживали гости "Культурной столицы..."), расположенный на улице с загадочным названием "Г. Звезда" (как выяснилось не сразу, "г." - это "газета")... На фоне этого "просто имиджа" культурный имидж Перми более привлекателен. Во-первых, в городе благополучная театральная ситуация. Особая гордость - Театр оперы и балета, которому, по словам нашего экскурсовода, "всего 80 лет". Несмотря на "несолидный" возраст, театр (особенно его балетная труппа) за границей конкурирует с Большим и Мариинским. Сейчас пермские танцовщики гастролируют в США. Получили "Золотую Маску". Другие театры - менее "звездные". Тем не менее про свой ТЮЗ пермяки говорят исключительно с восторгом. Да и Театр драмы, кажется, скорее жив, чем мертв. Тут и там попадались на глаза его интригующие афиши: "Премьера. "Гамлет". Играют только мужчины". Во-вторых, город Пермь связан со многими славными именами, главное из которых - Сергей Дягилев. Он не родился, но вырос здесь. В городе есть его Дом-музей - единственный в стране связанный с жизнью великого пропагандиста русского искусства. Замечательных земляков, как мне показалось, у пермяков все-таки меньше, чем у нижегородцев. Зато кто здесь только не живал и не бывал проездом! Пермь не забывает и про них. Так, 2006 год проходит в городе под знаком "Год Пастернака в Прикамье", поскольку в этом году исполняется 90 лет со времени жизни поэта на пермской земле. Он пробыл в Прикамье всего-то с января по июнь 1916 года, но вспоминал об этом периоде как об одном из лучших времен своей жизни, и даже прототипом города Юрятина, где происходит действие "Доктора Живаго", была Пермь. Об этом свидетельствуют многочисленные открытки, которые раздаются прохожим. А еще в связи с Годом поэта в городе предполагается восстановление памятных объектов, связанных с Пастернаком, формирование условий для культурного туризма, проведение исследовательской и просветительской работы... Специалисты в изобразительном искусстве высоко ценят и Пермскую художественную галерею. С конца 1920-х она располагается в бывшем кафедральном соборе монастыря. Кстати, мало церквей - это еще одно чувство нижегородца, оказавшегося в Перми. Местные народы были крещены поздно, поэтому православие здесь имело необычные формы. Например, языческие пристрастия пермяков XVII - XVIII веков вылились в традицию создавать скульптурные иконы. Хотя объемные изображения Бога, Богородицы и святых в православной традиции запрещены. Впрочем, православная скульптура, крупнейшая коллекция которой (370 экспонатов) как раз и хранится в Пермской галерее, отличается от католической. Она менее "материальна" и, подобно иконе, рассчитана на фронтальный взгляд. Трудно не заметить и того, что лики Спасителя на некоторых таких иконах имеют этнические черты народов Прикамья. Помимо собственной экспозиции галереи, украшенной именами лучших русских художников, довелось наблюдать и большую сборную выставку "Советский идеализм 1920 - 1930-х" (из собрания самой галереи, а также Третьяковки и Русского музея). На грандиозных полотнах много неба и высоты, самолетов и дирижаблей, парадов и заводских цехов, цветов и улыбок, красных галстуков и флагов, моряков и Сталина. Общее впечатление от выставки - свет, хотя некоторые композиции вызывали у современных зрителей приступы смеха. Например, натюрморт "От соски до автомашины - все из советской резины". Столичный год начался с открытия памятника. Пермь увековечила героя, которого вспоминает каждый россиянин при слове "Пермь". Герой этот - "пермяк - соленые уши". К истории фразеологизма: некогда город славился как центр соледобычи, пермяки таскали на плечах огромные мешки с солью, она сыпалась на уши и вперемешку с трудовым потом вызывала тот недуг, который и отличал пермяков. Открытие получилось немноголюдным, но традиционным. С русскими народными танцами, декламацией стихов и официальными лицами города и края. А вот сам памятник оказался остроумным. Он составлен из двух фигур: первая - фотограф с камерой, а уже напротив него - постамент с ушами вкруг пустого овала лица. Вот такой аттракцион, благодаря которому "лицом города" может стать любой прохожий. А застывшему фотографу, видимо, отведена роль призывающего к действию. При желании в этом памятнике можно углядеть метафорический смысл. Лицо города такое, каким обладает его прохожий. "Имидж региона" - лишь форма, и заполнять ее можно по-разному. Если же ничем не заполнять, то "имидж" окажется лишь дыркой от бублика. Такой формой можно назвать и программу "Культурная столица". В буклете с культурно-столичной программой Перми на год я насчитала 25 проектов. Они затрагивают все сферы культуры - от православия до мобильной связи. Фестивали университетов и воздухоплавателей, компьютерного искусства и кино, гражданской песни и старинной музыки, джаза и рока, перформансов и современной пластики, этники и архитектуры, вечера поэтов и военных музыкантов, экспериментальные и традиционные театральные постановки, создание музея пермской театральной культуры и выпуск настольной игры для детей "Парные картинки. Чудские образки". Почти все это замешено на МЕСТНОМ материале, хотя без гостей со всей России и из-за рубежа тоже не обойдется. Все проекты направлены на преумножение и осознание того, чем богат край, а не на "изменение сознания" его жителей, о необходимости которого так часто говорят участники программы. Сознание-то и так изменится, когда наполнится гордостью за таланты своей земли. Такие начинания, как в Перми, не грех поддержать и государству: краевое руководство выделило на осуществление программы крупную сумму. Кстати, презентация проектов состоялась в торговом центре с символичным названием "Столица". То, что КУЛЬТУРНОЕ событие происходило в ТОРГОВОЙ точке при участии ЧИНОВНИКОВ (вице-губернатора О.Е.Ощепкова), означало единство культуры, бизнеса и государства. Ну и конечно же, обеспечивало демократичность. Впрочем, не все случайные посетители "Столицы" догадывались, по какому случаю фейерверк: "а город подумал - ученья идут". Наверное, притягивание большого числа людей к событиям обеспечивается не только людным и шумным местом, сколько разнообразием, интересностью самих событий. Можно надеяться, что в Перми будет именно так. Нижний Новгород, как известно, стал в этом году "Культурной столицей Поволжья" наряду с Пермью. В рамках программы киноцентр "Рекорд" проводит полную рестроспективу фильмов Александра Сокурова. Пожалуй, это единственный из "столичных" проектов, связанный с Нижегородчиной, поскольку Сокуров - выпускник нашего университета. В том же "Рекорде" сейчас продолжается фестиваль фильмов канадца Клода Жютра, 13 апреля стартует фест кино Нидерландов. Нам обещано еще немало программ - в основном кинематографических и в основном зарубежных. Все это любопытно и здорово. Вот только не очень понятно, причем тут "имидж региона". Также в рубрике:
|