Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7526) 27 апреля - 3 мая 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительВ чистом мажоре"9 месяцев" на "Первом канале" ВПЕЧАТЛЕНИЕАнастасия МАШКОВА
Забуду ли, как однажды совершенно случайно купила сразу две разные книги, авторов которых, по терминологии Дмитрия Александровича Пригова, можно смело включать в номинацию "Женская проза" и обе - с абсолютно одинаковыми цитатами в эпиграфах. "Еще много нового можно сказать и в до мажоре". Придумал Арнольд Шёнберг, известный композитор. О женской доле даже сейчас, когда номинация "женская проза" едва ли не самая востребованная и конкурентоспособная, можно сказать еще очень много нового - в до мажоре. Но все, что я хочу сказать о сериале "9 месяцев", это уже будет чистый мажор. Впервые за долгие годы я вижу в прайм-тайм сериал, смотреть который не просто приятно, но при этом еще и не стыдно. То есть нет такого знакомого чувства вины, когда (не без известной приятности, конечно) слабовольно тратишься на сладкое, вредное зрелище, ни уму, ни сердцу ровным счетом ничего не дающее. Это чувство очень знакомо тем, кто смотрит ящик не по настроению, но по профессиональной обязанности: вот не можешь ты быстро щелкнуть пультом, как все "нормальные люди", если зрелище на экране не понравилось сразу, резко и однозначно, а в итоге испытываешь на себе всю мощь гипнотического эффекта сериальных "убийц нашей жизни". А тут не просто любопытно, тут - интересно по-настоящему. Когда в последний раз было подобное общение с голубым экраном? Да, пожалуй, в первый сезон "Скорой помощи" на отечественном ТВ. И написать об этом феномене "9 месяцев" хочется не для "галочки", а по существу. Думаю, не стоит акцентировать внимание на работе режиссера Резо Гигинейшвили, в высшей степени профессиональной, на работах актеров и в особенности актрис сериала - наполненных редким теплом, мягкостью, тонами, полутонами и оттенками. И впрямь, сколько же можно всех наших замечательных артисток одним чохом ссылать в резервацию сладких дурочек, стерв и оторв, а также - Господи прости! - мелкотравчатых шлюшек... Как же они все, оказывается, истосковались по ролям "нормальных женщин"! Но, по-моему, все это очень очевидно. А сконцентрироваться хотелось бы на главном: что же представляет собой заявленная в титрах "оригинальная идея" сценариста "9 месяцев" Алисы Хмельницкой. Поверьте, этой женщине удалось не просто написать удачный сценарий. Ей удалось еще и многое доказать серьезным телевизионным дяденькам из начальственных кабинетов. Например, что сценарий, искусно наполненный цитатами, разнообразными ссылками к первой (жизнь) и второй (искусство) реальности, не скучен и перегружен, а, наоборот, бесконечно легок и открыт для восприятия. Этот феномен многоголосья, интеллектуальной полифонии литбестселлеров (классический пример - дилогия Ильфа и Петрова, "Мастер и Маргарита") давно установили психологи и историки литературы, но ведь убедить в этом производителей сериалов почти невозможно (даже если они успели порулить процессом экранизации вышеупомянутых бестселлеров). И кинозвезд в телевизионных проектах надо использовать как гиперссылку к иным фильмам и сюжетам, ничуть не смущаясь это "цитирование" всячески подчеркивать и отчеркивать, иначе не прозвучит ссылка, не будет опознана цитата, а получится до зубной боли знакомый эффект "сколько же раз можно". И минималистская драматургическая конструкция (х плюс один персонаж, замкнутое пространство, четко определенные правила игры) на телевидении куда эффектнее и эффективнее, чем пафосные вымороченные "декорации". И самое главное - нет невыносимых тем и противопоказанных массовому успеху коллизий. Все можно сделать интересно, стоит только понять, чем же ты хочешь заинтересовать зрителей. Мне, например, абсолютно все равно, будет ли этот телефильм интересен мужчинам: в конце концов, почти никто из женщин не смотрит телевизионные трансляции футболов-хокеев-боксов, но это не мешает им лидировать в рейтингах. Мне совершенно неинтересны возможные неточности в сценарии, хотя что-то уже сейчас вызывает вопросы: в конце концов, это кино, а не медицинская энциклопедия или комментарий к Кодексу законов о браке и семье. Сейчас важна прекрасно реализованная "оригинальная идея" - поговорить о жизни, о том, что не выдумано, а хорошо знакомо всем нам. Пусть только женщинам! Зато важно, как об этом решила поговорить сценаристка - чисто, мудро, не по-бабски. Вне издержек актуальной номинации "женская проза". Это ведь только кажется, что любая женщина может создать нечто оригинальное в этой номинации. Нет, не каждая может писать не только про себя, любимую, а... вообще. Случай "9 месяцев" тем более поразителен, что сценарий - дебют, а режиссер пока почти неизвестен. Более того, по своей вгиковской профессии Хмельницкая - киновед. Очень достойно работала в достойном специализированном издании, а именно в еженедельнике "Экран и Сцена", ее муж - известный сценарист Геннадий Островский, ставший креативным продюсером "9 месяцев". Но у других-то ее коллег (теперь уже коллег) и даже конкурентов куда как больше преимуществ: по пятнадцать и более реализованных сценариев, годы непрерывного сериального конвейера, призы и даже книги по сценарному мастерству. Супруги и прочие родственники в кинематографическом цеху есть почти у каждого, не будем из деликатности уточнять, но известны просто "симметричные" истории. А прозвучали в эфире "Первого канала" "9 месяцев"! Коллеги-женщины меня поймут: это ведь даже признаться публично в том, что понравились "9 месяцев", сложно. Еще сложнее признать, что следишь за "женской" номинацией в литературе и кино, в журналистике, несмотря на фырканья мужчин ("гинекология"), ищешь и находишь в ней что-то лично тебе интересное. Деньги опять-таки на это тратишь, в конце концов... Но это "до мажор" про нашу нелегкую женскую долю, чистый "мажор" впереди. Вы представляете теперь, как же трудно было решиться дебютантке на свои "9 месяцев"? Но если эта маленькая хрупкая женщина и решилась, и смогла, и все получилось... Может быть, на телевидении все не так безнадежно? И за хорошими темами и сценариями не надо далеко ходить? Может быть... Также в рубрике:
|