Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7526) 27 апреля - 3 мая 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаАрхи ФутураНорман Фостер в Москве Анна МАРТОВИЦКАЯ
Эта выставка с самого начала была обречена на успех, и шлейф восторженных эпитетов еще долго будет тянуться за ней. Чего стоит хотя бы то, что объектом показа в ГМИИ им. А.С.Пушкина, традиционно ассоциирующемся с раритетами живописи и скульптуры, впервые стала современная архитектура. А уж приезд в Россию Нормана Фостера - мегазвезды мирового зодчества, настоящего лорда и просто очень обаятельного человека - сделал открывшуюся экспозицию во всех смыслах уникальной. Архитектуру у нас так еще никогда не показывали. С одной стороны, никогда не привозили свои работы звезды мирового зодчества, с другой - архитектура еще ни разу не демонстрировалась как вид искусства, равноправный живописи, скульптуре, музыке. В сознании обывателей архитектура - это некий набор чертежей и планов, - и именно поэтому выставки, посвященные тем или иным постройкам, пользуются успехом только среди профессионалов. Лорд Фостер смело ломает этот стереотип. Он убежден в том, что экспликации и разрезы ни к чему: они лишь отвлекают публику от главного. Не оставив в залах ничего, кроме макетов и фотографий, Фостер добивается поразительного эффекта: архитектура, освободившаяся от навязанных строительством штампов, возвращается в контекст изобразительного искусства и дает возможность понять, в чем состоит ее истинное величие. Поначалу даже зарождается недоверие к представленным макетам: неужели все эти невероятные здания построены и стали частью повседневной городской жизни? В этом контексте особый интерес, конечно, представляет проект башни "Россия", ведь необычный треугольный шпиль должен будет покорить московское небо. Не меньшим вниманием публики пользуется проект реконструкции Новой Голландии в Санкт-Петербурге. Кстати, сам Фостер, общаясь с журналистами, признался, что не знает, какая из этих работ была для него важнее. Создать новый символ города, лишь начинающего претендовать на роль мировой архитектурной столицы, - это, конечно, амбициозно, но не менее ответственно и интересно соревноваться с абсолютом таланта мастера прошлой эпохи, сажая "звездолет" прямо позади знаменитой арки Валлен-Деламота. Экспозиция "Норман Фостер. Пространство и время" поделена на четыре почти равноправных раздела: "Башни", "История и культура", "Инфраструктура", "Устойчивость". Наверное, у непосвященного зрителя больше всего вопросов вызовет последнее понятие. По-английски оно звучит как "sustianability" - этот термин, представляющий собой симбиоз слов "устойчивость" и "независимость", придуман и введен в архитектурный контекст именно Норманом Фостером. На стыке двух важнейших для него понятий архитектор и создал свой неповторимый стиль. Здесь можно вспомнить формулу классики по Винкельману - "благородная простота и спокойное величие" - вот девиз, которым всегда руководствуется Фостер. Архитектура, по его мнению, прикладное искусство в том именно смысле, что она обязана учитывать особенности места, для которого создается, и решать насущные проблемы людей, для которых создается. Вот почему хай-тек, который в принципе считается синонимом агрессивной и чуждой природе архитектуры, у Фостера всегда оказывается олицетворением гармонии и естественности. Пожалуй, самым большим удивлением для москвичей на выставке станут даже не сами постройки Фостера, а... сопроводительные записки к ним. В каждом из этих небольших текстов подробно описывается, для чего у здания именно такие стены и именно такой купол. Дело в том, что для Фостера ключевым аспектом архитектуры оказывается экологичность, и если подавляющее большинство архитекторов (в том числе и российских) сосредоточены на придумывании эффектных форм и лишь во вторую очередь способов их эксплуатации, то лорд начинает проектирование со скучных вопросов потребления электроэнергии, воды и воздуха. В результате его здания полны естественного света и состоят из грамотно продуманных открытых пространств - дорогие в строительстве, они потом десятилетия напролет экономят своим хозяевам средства на электроэнергии и кондиционировании. Главное свойство архитектуры Фостера - улучшать качество жизни. То, что при этом его здания поражают, вдохновляют и опьяняют, сам лорд считает побочным эффектом. Конечно, выставка не могла вместить в себя все постройки Нормана Фостера. Бюро лорда работает более чем в 20 странах и за почти 40 лет своего существования завоевало 400 международных архитектурных наград. В Москву оно привезло свои самые знаковые объекты. Экспозиция более всего напоминает ожившие страницы учебника по современной архитектуре: знаменитые "Чеза Футура" ("Дом Будущего") и Виадук Мило, башни Торре де Кольсерола и Коммерцбанка, проекты реконструкций Дрезденского вокзала, Британского музея и Рейхстага. Отдельная витрина отведена под варианты купола здания немецкого парламента: здесь воочию продемонстрирована кропотливая работа по поиску единственно возможной архитектурной формы, отвечающей всем требованиям конкретного места и времени. И это лучшая иллюстрация творческого принципа знаменитого британца. Также в рубрике:
|