Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7526) 27 апреля - 3 мая 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Одиночные залпы наследия

Ученики Шагала в галерее "Улей" и Борис Чернышев в "Ковчеге"

Елена ШИРОЯН


Б.Чернышев. "Порт-Артур. Поселок и маяк". 1945 г.

Разве мы смели бы думать лет двадцать тому назад, что по количеству выставочных залов и галерей Москва будет сопоставима с Парижем и Лондоном! Конечно, во многом мы еще отстаем, но уже не так фатально, не "навсегда", как шутили. Факт отрадный, но и порождающий новые проблемы: усердный зритель рискует впасть в состояние депрессии, не в силах с ходу решить простой прежде вопрос "Куда пойдем?". Кругом соблазны - для полноценного вкушения бьющей через край художественной жизни надо быть энтузиастом, и весьма выносливым. Музейщики и галеристы, со своей стороны, вынуждены выказывать чудеса изобретательности, дабы выжить в нешуточной борьбе за посетителя: правда, при довольно скромных пока ценах на билеты больших доходов он не принесет, зато является потенциальным покупателем. Если крупным музеям наличие очередей обеспечит в лучшем случае сумму по счетчику "за свет", то небольшие, мобильные галереи при гибкой политике могут остаться на плаву даже при условии бесплатного входа... Однако реалии арт-рынка - тема для отдельного исследования, достойная не одной диссертации, но малозначимая для искренних и бескорыстных поклонников прекрасного, большинство которых не отягощено тугим кошельком. При этом едва ли не каждый выходной нужно делать выбор в длиннейшем списке арт-событий! Делать ставку приходится на знакомые имена или интригующие названия. Например, что стоит за словом "Улей"? Вовсе не дань модному занятию, регулярно превращающему Манеж в выставку достижений пчеловодства: одна из новых столичных галерей поименована в честь колонии художников на Монпарнасе вековой давности - "La Ruche". Хлипкое здание с тесными, но дешевыми мастерскими, битком набитое одаренными выходцами из разных стран, ныне звездами мировой величины, стало очагом Парижской школы. В этом созвездии для россиян ярче прочих светил - Марк Шагал, чье имя - залог успеха любого проекта, будь то музейная выставка или аукцион. Стоит ли удивляться, если народ охотно пойдет в "Улей" смотреть детские рисунки? Немногих затащишь на подобные выставки, хотя все знают: дети, не скованные канонами, рисуют прекрасно, их "методы" берут на вооружение профессионалы; но если проект осенен именем великого маэстро, это уже совсем другая история. А экспозиция "Беспризорники - ученики Шагала" вышла занимательная, даром что миниатюрная. На стенах полуподвала, спрятанного во дворах на Петровке между музеями Большого театра и современного искусства, вывешено два десятка детских рисунков с непонятными подписями. Все до единой перевели с языка идиш и напечатали на этикетках - получилась выразительная история еврейского местечка времен Гражданской, где по улицам шагают ослы и телята, пьяницы беседуют с собаками, мастерская портного поражает электролампой, а наряду с праздником Пурим в душу западает вторжение большевиков. На этом фоне чуть не потерялись три листа графики Марка Шагала - куда интереснее смотреть композиции его подопечных, то ли окрыленных уже познавшим славу мэтром, то ли даривших вдохновение ему самому. Рисунки эти, датированные 1919 - 1921 годами, прежде никогда не выставлялись, а теперь дали пищу для споров ученых: относятся ли скромные выгоревшие листы к витебскому периоду творчества Шагала, когда тот руководил художественным училищем в родном городе, или разрисованы питомцами колонии беспризорных в подмосковной Малаховке, где Марк Захарович недолго преподавал до отъезда за границу? Как бы то ни было, несложно допустить, что рисунки безвестных детей 9 - 11 лет, собранные кинорежиссером Григорием Рошалем и ныне принадлежащие его внуку, художнику Михаилу Федорову-Рошалю, публика не пропустит.

Не привык пустовать и "Ковчег" - ветеран галерейного дела с постоянным кругом зрителей, знающих: здесь всегда выставки с изюминкой. Давний цикл "Незабытые имена" - своего рода реанимационная палата, где "курс лечения" проходят то Антонина Софронова, то Валерий Каптерев, то Никита Родионов. Мастера разных поколений получают право голоса, дожидаясь, пока до них дойдут руки у музейщиков. В этом ряду Борис Чернышев (1906 - 1969) - тяжеловес: его имя до сих пор окружено уважением, а работы хранятся и в Третьяковке, и в Русском, и в музеях глубинки. Правда, посмотреть их там в изобилии вряд ли удастся - но ведь потому и устраиваются выставки! Нынешнюю, юбилейную, кураторы объявили еще и послесловием к предыдущему проекту - "Желтым страницам". Поясним, в рассказе о газете в искусстве ХХ века произведения Б.Чернышева занимали не последнее место: его "фирменный" прием - размашистая живопись на газетных листах. Этого художника можно считать новатором, предшественником современных формализованных методов - столбцы печатных строк он любил за четкий ритм, сообщающий дополнительные качества вольному письму акварелью или темперой. К тому же его ноу-хау - камерные мотивы поверх "носителя" с официозной пропагандой. Это не был стихийный мастер: пройдя во Вхутемасе отличную школу у блистательных учителей - Петрова-Водкина, Истомина, Бруни, Фаворского, - Чернышев отлично осознавал, где живет и что делает. Твердо следуя по собственному пути, он шел вразрез с когортой "строителей социализма", умудряясь быть свободным человеком в несвободной стране. Даже стремясь воплотить советские идеалы, веря в социальную утопию, он давал образы совсем не "соцреалистические", а интимно-лирические, сугубо гуманистические, сродни любимой им эпохе Возрождения и Древней Греции. И это несмотря на крен в сторону коллективизма, доверчивое сердце и работу в монументальном искусстве. Последний фактор (помимо вечной нищеты, в которой пребывал теперешний классик) объясняет и симпатию к дешевым, бросовым материалам: в 1930-е он писал фрески, а рыхлая оберточная бумага - отличный полигон, ибо способна впитывать и "гасить" краски точно так же, как влажная, ждущая росписи стена. Эти-то приглушенные тона и создают особый настрой - "тихие" пейзажи покоряют глубиной, настроением, осмысленностью, верностью старой традиции. "Тихой" была и его манера монументалиста, обладавшего безупречным чувством формы и пространства. Судить об этом можно по композициям в "Ковчеге", в основном ландшафтным, реже - с фигурой человека. Немало зарисовок с тончайшими цветовыми градациями (а на их основе - крупноформатных станковых работ) сделано по впечатлениям пешего перехода в Порт-Артур через Монголию, пустыни Гоби и Чахар, хребет Хинган и Маньчжурию. Это произошло в самом конце войны, которую художник прошел в составе 3-го Белорусского фронта, в 1945-м переведенного в Забайкалье.

Наследие Бориса Чернышева огромно - одной лишь темперной живописи три тысячи листов, работал он и в скульптуре, но делом всей жизни считал мозаику: ее сохранили здания Москвы, пансионаты Крыма и Кавказа. Он любил выкладывать композиции из натуральных камней - в противовес советской мозаике из дорогой смальты, хамовато-резкой, с кричащими красками. Чувствовал родство с мастерами классических стран Средиземноморья, стоявшими у истоков искусства мозаики. А когда мог вдохнуть древний воздух, как в Грузии, появлялись вкрапления красного, радость колориста... Увы, обо всем не скажешь в небольшой выставке, кураторы которой хотели раскрыть Чернышева с иной стороны, как станковиста и художника для тонких ценителей. И все же можно было включить в экспозицию, для полноты облика героя, хотя бы подборку фотографий... Впереди большая ретроспектива Б.П.Чернышева в Третьяковке - намеченная к его столетию, она не вместилась в планы галереи на этот год, когда на дворе собственный юбилей. Впрочем, не будем отчаиваться: важнее полноценно показать наследие мастера, чем поставить галочку в календаре.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

АРТ-ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;