Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7533) 15 - 21 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Где взять "перламутровые пуговицы"?

REN TV - первый сезон без Лесневских

ВЫВОДЫ

Анастасия МАШКОВА


Когда более полугода тому назад, аккурат к началу телевизионного сезона 2005/06 года, стало известно, что на канале REN TV поменялся владелец, а основатели компании, Ирена Лесневская и ее сын Дмитрий, покинули собственное детище, ожидания сообщества были приблизительно одинаковыми. Все обдумывали, что же, собственно, такое удивительное предпримет новый менеджмент, дабы подвинуть в конкурентной гонке других лидеров дециметрового вещания. Причем в лучшие свои годы канал Лесневских претендовал на конкурентные отношения и с федеральными каналами, тесня их, вопреки позиции тех, кто, собственно, и инициировал продажу канала, отнюдь не на поле политической журналистики, но создавая весьма рейтинговый игровой сериальный продукт, впоследствии приобретавший совсем другие категории коммерческой успешности - уже в эфире федеральных вещателей. Не будем перечислять успехи Лесневских в телевизионном кино (и не только в телевизионном), они общеизвестны. Именно этот неразменный капитал - собственное телекинопроизводство - основатели оставили за собой.

Ситуация, что и говорить, показательная. Точно так же совсем недавно смотрели в сторону "ТВЦ без Попцова", ждали: sms-викторины? Музыкальные конкурсы? Reality? Что же выстрелит в качестве "культового" аксессуара из "Бриллиантовой руки" - "то же самое, но с перламутровыми пуговицами"?

Как выяснилось, в жизни, равно как и в кино, действует один принцип, то есть на просьбу "нет ли вот такого же, но...", мы всегда ожидаем услышать отказ. Не бывает того же самого, но с бесценными "перлами".

Будем откровенны: к тому моменту, когда на REN TV "грянул гром", практически все новостные концепции, на всех каналах, уверенно дрейфовали в сторону так называемого infotainment - то есть информации, смешанной с развлечением, коммерческим продуктом (ключевое здесь слово - entertainment - плохо передается переводу). "Как это сказать по-русски", вернее, как это делать, первым объяснил, помнится, Леонид Парфенов, которому этот термин - infotainment - очень нравился.

А ключевым понятием в корпоративной идеологии, в непридуманной этике REN TV и лично Лесневской было как раз полное отсутствии так называемого стеба, медленно перерождавшегося в банальный оживляж, сиречь infotainment. "Последнее искреннее телевидение" - так назвал в одном из интервью середины 90-х канал сын и наследник основательницы. Здесь и иронию, главное оружие информационщика, работающего в России и, не побоимся пафоса, профессионально думающего по-русски, строго дозировали. Единственным достижением нового руководства, полагаю, можно считать как раз то, что на искреннем и интеллигентном REN`е никто, лапидарно говоря, не распоясался и не вдарился со всего размаху в пресловутый infotainment (тем более - в его крайние проявления).

Между тем на поле криминальной и военной журналистики именно у этого канала были особые наработки: достаточно назвать "Криминальное чтиво" и "Военную тайну". Более "желтыми" эти программы не стали: ими по-прежнему руководят основатели данного направления на канале Игорь Прокопенко и Оксана Барковская. Ну, может быть, их чуточку расширили... Вот прошел в "Криминальном чтиве" по осени любопытный сюжет о женских колониях, а по зиме вдруг выстрелил в программе целый фильм с вполне таким "лакомым" названием - "Каторжанки". Ба, да это то же самое! Правда, с "перламутровыми пуговицами": выяснилось, что у авторов сюжета в загашнике был материал на очень подробное высказывание по данной теме. И кстати, очень неплохой получился фильм - и с точки зрения профессии, и с точки зрения "обратного результата". Ведь после творений иных наших великих публицистов у нормального человека есть только одна мысль: а не повеситься ли тут нам всем, однако?.. А вот можно и по-человечески к падшим душам относиться, оказывается.

Как это ни печально, но сейчас именно правовые и криминальные сюжеты (бытовуха) дают куда более исчерпывающее представление о некоторых простых этических законах, которые в данном доме (то есть канале) либо признают, либо нет. Новостные и аналитические блоки подобным лакмусовым эффектом уже не обладают.

Каналу, вернее, его новому руководству, оказалось не по пути с Ольгой Романовой, аналитиком и женщиной-брендом, однако "Неделя с Марианной Максимовской" благополучно сохранилась. (Кстати, и Романову увольняли по всем правилам новейшего корпоративного кодекса, с "формальностями", каковые, как известно, лучше всего позволяют утаить предмет разногласий: отличная реклама жизни без "барских замашек".) Программа "24 часа", по праву считавшаяся не столько самой интеллигентной, сколько самой "для интеллигентов" (то есть переполненной подробностями и вполне занудной, будем и сами искренними, политкорректностью), стала несколько проще и суше. Здесь явно дублируют новости каналов-федералов в том смысле, что некоторые актуальные сюжеты (проверялось по теме "Бизнес на утилизации мусора") появляются после того, как они "прошли" в эфире, положим, "Первого". Хотя зачастую эти сюжеты не то чтобы лучше, но явно более толковые.

У обновленного канала хватило мудрости - а возможно, просто все остальные уже создали аналогичный "продукт", - дабы сохранить в неприкосновенности безусловный хит REN TV ток-шоу "Час суда" и его куда более способную "сестру" "Час суда. Дела семейные" с новой телезвездой Еленой Дмитриевой. Стоит подивиться интуиции тех, кто поставил на человека, работавшего на ТВ (Дмитриева возглавляла одно время юридическую службу "России"), но никогда не бывшего публичной персоной. "Справедливое утро" с Дмитриевой и Павлом Астаховым - это последняя усвояемая инъекция реального на российском ТВ и, без всяких шуток, подлинно удавшийся пример пресловутого infotainment. Не говоря уж о том, что в утреннем эфире это единственная альтернатива неперевариваемой "джинсе", прочно поселившейся в телевизорах и умах российских "фрекен Бок" с тех пор, как тон стали задавать новые каналы, избравшие своим главным визуальным символом нечто "очень гламурненькое"...

Впрочем, не нынешнему REN TV, главному проводнику рекламы всяческих "Нефертити" для похудания и "Фениксов" от запоев, кому бы то ни было тут давать советы...

К чести канала, надо отметить, что в его публицистическом блоке всегда были правильные и честные программы о проблемах зависимостей - от псевдовитаминов до героина, - обращенных с самому разному зрителю. В целевую аудиторию они били всегда, и когда некто Александр Анатольевич (неужели тот самый, с MТV?) режиссировал опус о наркотраффике и когда пенсионерам объясняли, что к чему на лекарственном рынке... Пенсионеры в качестве сознательных зрителей сейчас не в чести. Хотя именно они покупают то, что рекомендуют в "TV shop", вот что удивительно. Поэтому аудиторию канала решили омолаживать? На REN TV внезапно "визуализировался" роскошный голос канала, а именно Вася Стрельников, что начал вести дивную программу выходного дня с исчерпывающим названием "Мозголомы". Поколение подросших поклонников героического, зосимовского периода MТV Russia наконец-то вновь услышало в эфире до боли знакомое "ззззз-дравствуйте!" незабвенного "дяди Васи". Другой "покупной" гомункулус - "Суперняня" с Туттой Ларсен, окончательно завязавшей с тинейджеровским имиджем. На другие копирайты денег, похоже, пока не хватило. Равно как уже не хватает на качественное фестивальное кино при наличии в эфире импортного кинематографического ширпотреба: это же немыслимая роскошь по нынешним рейтингам в кинопоказе... С СТС, положим, или ТНТ глупо состязаться в формате развлекательном: они тратят больше денег на покупку шоу, а вот воля прививать вкус к хорошему кино была неизменной только здесь.

Зато те люди, что реально создавали альтернативу покупным западным шоу, с канала уходят. Одни из них знамениты, другие известны лишь собственным коллегам, третьи создавали лицо канала. После смены вех на канале Вячеслав Муругов, создатель (как автор идеи и худрук) и продюсер "Солдат", "Студентов", "Туристов", а также легендарного первого "НЕ Голубого огонька", получил предложение, от которого не отказываются: стал исполнительным продюсером и главой департамента развлекательных программ СТС. А "Солдаты" и "Студенты" пока остались "в дому". Надолго ли?

Так что же по существу поменялось после продажи канала? Как это ни банально - нет Лесневских. Все вроде бы то же самое, и даже "Секретные материалы" вновь обнаружены в эфире... Дом прочно поставлен, его не разрушить сезонным небрежением. Но какие-то едва уловимые признаки разорения, запустения заметны невооруженным взглядом. Канал "с именем" - во всех смыслах - стал каналом без лица.

Что же касается тех самых "перламутровых пуговиц", то нам еще предстоит вполне утомительное дефиле, дабы мы оценили их (пуговиц) невероятный вклад в новый имидж канала.

Также в рубрике:

ВЫВОДЫ

ПРЕМЬЕРА

СЕРИАЛ

ПЕРСОНА

АНОНС

НОВОСТИ КАНАЛОВ

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;