Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7533) 15 - 21 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительГде взять "перламутровые пуговицы"?REN TV - первый сезон без Лесневских ВЫВОДЫАнастасия МАШКОВА Когда более полугода тому назад, аккурат к началу телевизионного сезона 2005/06 года, стало известно, что на канале REN TV поменялся владелец, а основатели компании, Ирена Лесневская и ее сын Дмитрий, покинули собственное детище, ожидания сообщества были приблизительно одинаковыми. Все обдумывали, что же, собственно, такое удивительное предпримет новый менеджмент, дабы подвинуть в конкурентной гонке других лидеров дециметрового вещания. Причем в лучшие свои годы канал Лесневских претендовал на конкурентные отношения и с федеральными каналами, тесня их, вопреки позиции тех, кто, собственно, и инициировал продажу канала, отнюдь не на поле политической журналистики, но создавая весьма рейтинговый игровой сериальный продукт, впоследствии приобретавший совсем другие категории коммерческой успешности - уже в эфире федеральных вещателей. Не будем перечислять успехи Лесневских в телевизионном кино (и не только в телевизионном), они общеизвестны. Именно этот неразменный капитал - собственное телекинопроизводство - основатели оставили за собой. Ситуация, что и говорить, показательная. Точно так же совсем недавно смотрели в сторону "ТВЦ без Попцова", ждали: sms-викторины? Музыкальные конкурсы? Reality? Что же выстрелит в качестве "культового" аксессуара из "Бриллиантовой руки" - "то же самое, но с перламутровыми пуговицами"? Как выяснилось, в жизни, равно как и в кино, действует один принцип, то есть на просьбу "нет ли вот такого же, но...", мы всегда ожидаем услышать отказ. Не бывает того же самого, но с бесценными "перлами". Будем откровенны: к тому моменту, когда на REN TV "грянул гром", практически все новостные концепции, на всех каналах, уверенно дрейфовали в сторону так называемого infotainment - то есть информации, смешанной с развлечением, коммерческим продуктом (ключевое здесь слово - entertainment - плохо передается переводу). "Как это сказать по-русски", вернее, как это делать, первым объяснил, помнится, Леонид Парфенов, которому этот термин - infotainment - очень нравился. А ключевым понятием в корпоративной идеологии, в непридуманной этике REN TV и лично Лесневской было как раз полное отсутствии так называемого стеба, медленно перерождавшегося в банальный оживляж, сиречь infotainment. "Последнее искреннее телевидение" - так назвал в одном из интервью середины 90-х канал сын и наследник основательницы. Здесь и иронию, главное оружие информационщика, работающего в России и, не побоимся пафоса, профессионально думающего по-русски, строго дозировали. Единственным достижением нового руководства, полагаю, можно считать как раз то, что на искреннем и интеллигентном REN`е никто, лапидарно говоря, не распоясался и не вдарился со всего размаху в пресловутый infotainment (тем более - в его крайние проявления). Между тем на поле криминальной и военной журналистики именно у этого канала были особые наработки: достаточно назвать "Криминальное чтиво" и "Военную тайну". Более "желтыми" эти программы не стали: ими по-прежнему руководят основатели данного направления на канале Игорь Прокопенко и Оксана Барковская. Ну, может быть, их чуточку расширили... Вот прошел в "Криминальном чтиве" по осени любопытный сюжет о женских колониях, а по зиме вдруг выстрелил в программе целый фильм с вполне таким "лакомым" названием - "Каторжанки". Ба, да это то же самое! Правда, с "перламутровыми пуговицами": выяснилось, что у авторов сюжета в загашнике был материал на очень подробное высказывание по данной теме. И кстати, очень неплохой получился фильм - и с точки зрения профессии, и с точки зрения "обратного результата". Ведь после творений иных наших великих публицистов у нормального человека есть только одна мысль: а не повеситься ли тут нам всем, однако?.. А вот можно и по-человечески к падшим душам относиться, оказывается. Как это ни печально, но сейчас именно правовые и криминальные сюжеты (бытовуха) дают куда более исчерпывающее представление о некоторых простых этических законах, которые в данном доме (то есть канале) либо признают, либо нет. Новостные и аналитические блоки подобным лакмусовым эффектом уже не обладают. Каналу, вернее, его новому руководству, оказалось не по пути с Ольгой Романовой, аналитиком и женщиной-брендом, однако "Неделя с Марианной Максимовской" благополучно сохранилась. (Кстати, и Романову увольняли по всем правилам новейшего корпоративного кодекса, с "формальностями", каковые, как известно, лучше всего позволяют утаить предмет разногласий: отличная реклама жизни без "барских замашек".) Программа "24 часа", по праву считавшаяся не столько самой интеллигентной, сколько самой "для интеллигентов" (то есть переполненной подробностями и вполне занудной, будем и сами искренними, политкорректностью), стала несколько проще и суше. Здесь явно дублируют новости каналов-федералов в том смысле, что некоторые актуальные сюжеты (проверялось по теме "Бизнес на утилизации мусора") появляются после того, как они "прошли" в эфире, положим, "Первого". Хотя зачастую эти сюжеты не то чтобы лучше, но явно более толковые. У обновленного канала хватило мудрости - а возможно, просто все остальные уже создали аналогичный "продукт", - дабы сохранить в неприкосновенности безусловный хит REN TV ток-шоу "Час суда" и его куда более способную "сестру" "Час суда. Дела семейные" с новой телезвездой Еленой Дмитриевой. Стоит подивиться интуиции тех, кто поставил на человека, работавшего на ТВ (Дмитриева возглавляла одно время юридическую службу "России"), но никогда не бывшего публичной персоной. "Справедливое утро" с Дмитриевой и Павлом Астаховым - это последняя усвояемая инъекция реального на российском ТВ и, без всяких шуток, подлинно удавшийся пример пресловутого infotainment. Не говоря уж о том, что в утреннем эфире это единственная альтернатива неперевариваемой "джинсе", прочно поселившейся в телевизорах и умах российских "фрекен Бок" с тех пор, как тон стали задавать новые каналы, избравшие своим главным визуальным символом нечто "очень гламурненькое"... Впрочем, не нынешнему REN TV, главному проводнику рекламы всяческих "Нефертити" для похудания и "Фениксов" от запоев, кому бы то ни было тут давать советы... К чести канала, надо отметить, что в его публицистическом блоке всегда были правильные и честные программы о проблемах зависимостей - от псевдовитаминов до героина, - обращенных с самому разному зрителю. В целевую аудиторию они били всегда, и когда некто Александр Анатольевич (неужели тот самый, с MТV?) режиссировал опус о наркотраффике и когда пенсионерам объясняли, что к чему на лекарственном рынке... Пенсионеры в качестве сознательных зрителей сейчас не в чести. Хотя именно они покупают то, что рекомендуют в "TV shop", вот что удивительно. Поэтому аудиторию канала решили омолаживать? На REN TV внезапно "визуализировался" роскошный голос канала, а именно Вася Стрельников, что начал вести дивную программу выходного дня с исчерпывающим названием "Мозголомы". Поколение подросших поклонников героического, зосимовского периода MТV Russia наконец-то вновь услышало в эфире до боли знакомое "ззззз-дравствуйте!" незабвенного "дяди Васи". Другой "покупной" гомункулус - "Суперняня" с Туттой Ларсен, окончательно завязавшей с тинейджеровским имиджем. На другие копирайты денег, похоже, пока не хватило. Равно как уже не хватает на качественное фестивальное кино при наличии в эфире импортного кинематографического ширпотреба: это же немыслимая роскошь по нынешним рейтингам в кинопоказе... С СТС, положим, или ТНТ глупо состязаться в формате развлекательном: они тратят больше денег на покупку шоу, а вот воля прививать вкус к хорошему кино была неизменной только здесь. Зато те люди, что реально создавали альтернативу покупным западным шоу, с канала уходят. Одни из них знамениты, другие известны лишь собственным коллегам, третьи создавали лицо канала. После смены вех на канале Вячеслав Муругов, создатель (как автор идеи и худрук) и продюсер "Солдат", "Студентов", "Туристов", а также легендарного первого "НЕ Голубого огонька", получил предложение, от которого не отказываются: стал исполнительным продюсером и главой департамента развлекательных программ СТС. А "Солдаты" и "Студенты" пока остались "в дому". Надолго ли? Так что же по существу поменялось после продажи канала? Как это ни банально - нет Лесневских. Все вроде бы то же самое, и даже "Секретные материалы" вновь обнаружены в эфире... Дом прочно поставлен, его не разрушить сезонным небрежением. Но какие-то едва уловимые признаки разорения, запустения заметны невооруженным взглядом. Канал "с именем" - во всех смыслах - стал каналом без лица. Что же касается тех самых "перламутровых пуговиц", то нам еще предстоит вполне утомительное дефиле, дабы мы оценили их (пуговиц) невероятный вклад в новый имидж канала. Также в рубрике:
|