Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7533) 15 - 21 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаИзображая эйфорию"Кинотавр" подвел итоги Светлана ХОХРЯКОВА
12 июня в Сочи завершился XVII Открытый Российский кинофестиваль "Кинотавр". Жюри под руководством кинодраматурга и режиссера Рустама Ибрагимбекова выпало тяжкое бремя. Понятно, что разумно и нестыдно распределить призы - задача крайне сложная, а часто непосильная, ведь в жюри собираются очень разные люди со своими иногда довольно странными представлениями о жизни и искусстве, со своими человеческими и эстетическими пристрастиями. А тут ситуация усугублялась еще и тем, что не было на фестивале абсолютных фаворитов. Картины нынешнего "Кинотавра" за редким исключением и при всей разности их системы координат расположились примерно на одном художественном уровне, довольно высоком (многие это признавали и осознавали). Но мнения кинематографистов и критиков оказались диаметрально противоположными по поводу той или иной картины, не в том смысле, что у критиков одни, а у кинематографистов - иные (как часто случается), они у всех, на удивление, сложились слишком пестрые. Один лишь пример: дебютная картина Ивана Вырыпаева "Эйфория", показанная в последний фестивальный день, возводилась в разряд гениальной (на эпитеты давно у нас не скупятся, в гении могут записать кого угодно, как и в звезды) - это с одной стороны, а с другой - ее называли провальной и профессионально беспомощной. Все время витали разговоры о том, что наступили в очередной раз времена дилетантов, когда кто угодно может найти деньги и снять то, что ему заблагорассудится. Скажем, нет никакого кинообразования у Вырыпаева, нет его и у Авдотьи Смирновой, представившей на "Кинотавре" свой дебютный фильм "Связь". Да и сама дебютантка на пресс-конференции привела слова своего отца Андрея Смирнова, который после просмотра картины дочери сказал: "Зачем я четыре года учился во ВГИКе, когда можно снять фильм и без этого". Но дело, конечно же, не в формальном обладании дипломом киновуза. Существеннее в данном случае другое: наступила эпоха какого-то нового, безусловно, смелого и самонадеянного кино, не оглядывающегося ни на кого и ни на что, плевать хотевшего на мэтров-ветеранов. На этом фоне Константин Лопушанский и Валерий Рубинчик с их "Гадкими лебедями" и "Нанкинским пейзажем" выглядят какими-то динозаврами. Но динозавры эти остаются безусловными профессионалами, чего всем желаем, и топтать их, списывать со счетов - а это некоторые новобранцы себе позволяют - категорически нельзя. Вначале и самим бы следовало хоть чему-нибудь научиться. Быть самородком, конечно, славно, но школу пройти все же надо. Пришли на экран новые и очень простые герои и какие-то стертые на первый взгляд типажи, среднестатистические люди. Редко вдруг возникнут персонажи, странно и непримитивно мыслящие и чувствующие. И интерес часто вызывают картины, фиксирующие морок нынешней жизни столь же замороченно и экстравагантно. Результат - разный. Есть талантливые интерпретации нашей зачумленной жизни, проявляющейся в не менее странном и примитивном языке, наводненные бранью, нецензурными словами (таких фильмов, наверное, было не меньше половины). Зрители стыдливо покидали кинозал, от греха подальше эвакуируя детей. По количеству разночтений и трактовок конкурировала с "Эйфорией" картина "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова. В следующем номере мы подробнее поговорим об этих новых синдромах, как и о самих картинах, безусловно заслуживающих внимания, вне зависимости от того, нравятся они кому-то или нет. А пока сообщим имена победителей. Критики долго не могли прийти к единому решению, кому же отдать свой приз, который на любом фестивале почитается как один из наиболее существенных. В итоге после многочасовых бдений решили вручить не одного, а сразу двух своих "Слонов" фильмам "Изображая жертву" и "Живой" Александра Велединского (эту картину тоже называли великой и в то же самое время запутанной, не решившей массу задач и имеющей немалое количество упущенных возможностей). В программе "Кинотавр. Короткий метр" Гильдия киноведов и кинокритиков совместно с киностудией "Медиа Сити" (и по ее инициативе) отдали предпочтение "Зимним каникулам" Дмитрия Тихомирова, таким образом, авторы фильма получили не только моральное, но и материальное удовлетворение в виде сертификата на 10 тысяч долларов от "Медиа Сити". Жюри этого конкурса во главе с Виталием Манским отдало свои голоса фильму "Девочки" Валерии Гай Германики (она вызвала на фестивале бурную реакцию, опять-таки самую разнообразную). Два диплома достались "Ромашкам" Филиппа Коршунова и "Топорищу" Николая Борца. В целом конкурс короткометражек был довольно слабым, в нем, как никогда, было слишком много абсолютно мертвого кино с редким пробуждением от вечной спячки. И это пострашнее будет, нежели не самый яркий уровень основного конкурса. Молодые, которые оказались на сей раз не такими уж молодыми, а часто весьма зрелыми людьми, особого оптимизма не внушают. Что-то ждет нас в светлом будущем кинематографа... Жюри Рустама Ибрагимбекова, а приходилось полагаться на его восточную мудрость в столь непростой ситуации, заседало всю ночь и пришло к следующему решению. Главную награду фестиваля вручили фильму "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова. Р.Ибрагимбеков, который, как говорят в кулуарах, был против такого выбора своих коллег, произнес на церемонии закрытия фразу, многое объясняющую: "Побеждало большинство, а что из этого получается, вы знаете из истории КПСС". Приз за режиссуру получил Борис Хлебников ("Свободное плавание"), за лучший сценарий им. Г.Горина - Игорь Порублев и Александр Велединскоий ("Живой"), за лучшую музыку к фильму им. М.Таривердиева - Андрей Сигле ("Гадкие лебеди" Константина Лопушанского). Приз за лучшую женскую и лучшую мужскую роли - Рената Литвинова и Александр Яценко ("Мне не больно" Алексея Балабанова). Приз за лучший дебют достался картине "Связь" Авдотьи Смирновой. Спецдиплом жюри "За яркое и экспрессивное изображение" вручен "Эйфории" Ивана Вырыпаева. Также в рубрике:
|