Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7533) 15 - 21 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираХАНС ОТТОМАЙЕР: "Музей - открытая книга"По материалам журнала "Шпигель" подготовила Ольга РОМАНЦОВА
2 июня в Немецком историческом музее в Берлине открылась новая постоянная выставка, посвященная истории Германии. В общей сложности на площади 7500 квадратных метров в старинном здании берлинского Цейхгауза на Унтер-ден-Линден демонстрируется свыше восьми тысяч экспонатов. Экспозиция охватывает 2000-летний период - от времен Римской империи до объединения Германии. Треуголка Наполеона и стол Гитлера соседствуют с фрагментом Берлинской стены и производившейся в ГДР двухтактной микролитражкой "Трабант". Новая постоянная экспозиция рассказывает как об успехах, так и о темных страницах германской истории, отметила федеральный канцлер Ангела Меркель, которая приняла участие в церемонии открытия выставки. По словам главы правительства ФРГ, люди в восточной части страны порой иначе воспринимают события новейшей истории Германии, чем жители ее западных федеральных земель. Новая выставка призвана соединить эти воспоминания воедино, сказала Меркель. Корреспондент журнала "Штерн" встретился с генеральным директором Немецкого исторического музея Хансом ОТТОМАЙЕРОМ.
- Господин Оттомайер, какое представление о Германии должно возникнуть после этой выставки у иностранцев, и что подумают немцы о себе самих? - Они поймут, что прошли долгий путь, пережив много плохого и хорошего. Что политическая история государства полна конфликтов и войн. Они увидят, как после тяжелых кризисов люди возвращали стране благосостояние, а их наследники снова его растрачивали. Музей должен стать местом, где можно больше узнать о себе и своей нации. Это наша визуальная память. Особенно если в нем представлены экспонаты, ставшие символами нашей истории.
- Вы хотите стимулировать процесс национального самосознания? - Об этом думают во всех странах Европы. В Варшаве есть Музей польской истории. В Амстердаме - Рииксмузей. В Москве тоже есть Исторический музей. Нужно заниматься этой работой, иначе уничтожится наша культурная и историческая память. В большинстве школ уже не проводят уроки истории. Я преподаю в Университете Гумбольдта. У студентов есть смутное представление о Фридрихе II, но они совершенно не понимают, что происходило до этого - что, например, сделал Мартин Лютер или Фридрих Барбаросса. А ведь тот, кто не знает своих собственных корней, никогда не сможет продвинуться дальше. Мы осознали это, увидев, какой резонанс вызвала выставка о Первой мировой войне, которую мы показали год назад. В прошлом году здесь побывали 630 000 человек.
- Почему вы показываете модель крематория, этой "фабрики смерти"? - Это тоже часть истории. Музей - открытая книга, в которой посетители должны увидеть все повороты немецкой истории.
- Вы отдали ХХ столетию львиную долю выставочной площади - 2300 квадратных метров. - Потому что это самая сложная эпоха.
- Тот, кто хочет увидеть экспонаты, связанные с Третьим рейхом, должен спуститься по лестнице в подвал музея. Вы сделали это намеренно? - Нет, просто зенитные орудия и авиационные бомбы были слишком тяжелыми для того, чтобы тащить их наверх. Мы показываем много экспонатов эпохи нацизма. Рассказываем о преследованиях, терроре и искусстве этой эпохи. Например, у нас есть гипсовая модель зала "Гермина", рассчитанного на 180 тысяч посетителей, который должен был построить в Берлине Альберт Шпеер.
- Почему на вашей выставке много экспонатов из Европы? - Германия всегда сравнивала себя со своими европейскими соседями. Посетители могут спросить: "Почему у вас висят там портреты Людовика XIV или английского короля Георга II?" Это очень легко объяснить. Оба были так или иначе связаны с Германией.
- Считаете ли вы немцев, приехавших из России, или турков, вступивших с немцами в брак, частью нации? - Конечно. Так было всегда. Государственные границы постоянно менялись, в Германию бежали французские гугеноты, поляки-горнорабочие переезжали в Рурскую область.
- Почему ваша выставка начинается с IX века нашей эры, с битвы в Тевтобургском лесу? - Описывая эту битву 2000 лет назад, Тацит впервые написал о германцах и о внезапном нападении Арминиуса на римское войско. Это сражение стало немецкой Троей. В то время Рим был гораздо богаче. Германцы не хотели строить города, не могли писать и не имели государства.
- Тогда Германия тоже была разделена на две части? - Да, римская стена тянулась через всю страну. Северная часть Германии никогда не принадлежала римлянам. Интересно, что линия, где находилась стена, почти соответствует религиозной границе между католиками и протестантами. С тех пор немцы никак не могут сделать выбор. Одним нравится империя, устроенная по римскому образцу. Другим - анархическое государство, где каждый отвечает сам за себя.
- Почему на выставке нет останков императоров? Ведь существует череп Генриха II, рука короля Рудольфа? - Пусть останки королей хранятся в церквях или их резиденциях. На выставке и так представлено 150 экспонатов, принадлежащих другим музеям.
- В том числе и австрийским? - Нет, регалии Священной Римской империи - держава и корона, украшенная 144 драгоценными камнями, - хранятся в Вене. Эти драгоценности принципиально никому не отдают в аренду. Любые просьбы безнадежны.
- На выставке представлено много современного и средневекового оружия... - Это экспонаты из старого арсенала Рюсткаммер. Молодые люди интересуются рыцарской эпохой. И дело тут не только в фильмах об Астериксе и Обеликсе. Рыцари заставляют их задуматься об истории. С этой эпохой связано множество мифов и приключений.
- Отдел выставки, посвященный эпохе реформации, производит тяжелое впечатление. - Реформация связана с очень трудной эпохой. Тридцатилетняя война, эпидемии, голод, разруха. Страна находилась у края пропасти, была полностью разрушена. Это время я могу сравнить только с 1945 годом. Во время Тридцатилетней войны в Германии погибло 11 миллионов человек. И все же страна возродилась.
- Когда прекратилось кровопролитие? - В эпоху барокко. Немцы наладили экономику, начали ввозить предметы роскоши. Однако создание страны началось только с времен Наполеона, разрушившего Священную Римскую империю. Возникла новая конституция, расцвела кредитная система.
- В 1864 году Германия победила Данию, в 1866 году - Австрию, а затем, в 1871 году, - Францию. Откуда брались силы для войн? - Для меня загадка, что происходило между 1855-м и 1871 годами. Даже после разгрома революции 1848 - 1849 годов ничто не предсказывало столь стремительного экономического взлета и стремления к мировому господству.
- Почему? - С 1520 года развитие страны шло волнообразно: народ создавал благосостояние, а затем снова начинались конфликты. Так было всегда. Например, в Мюнхене за год (в 1913 году) построили новые мосты, здание оперы, кварталы новых домов. И всего через несколько лет во время войны все было разрушено, и люди остались с пустыми руками.
- Какие уроки можно из этого извлечь? - Мы живем на развалинах прошлого. Они окружают нас везде и рассказывают о том, как сильно в людях стремление все разрушить. Его надо преодолеть. Я надеюсь, что новая экспозиция поможет укрепить национальное самосознание. Ее идея возникла у меня в 1987 году, когда пала Берлинская стена. Я решил, что музей будет не только местом, где немцы испытывают стыд за позорное прошлое. Здесь можно получить информацию о немецкой истории и ответить на вопрос: "Кто мы?" Также в рубрике:
|