Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7533) 15 - 21 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

ЕЛЕНА МОРОЗОВА: "Я должна задавать тон и прививать хороший вкус"

Беседу вела Марина КВАСНИЦКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Е.Морозова

В фильме "Изображая жертву", удостоенном Главного приза и приза Гильдии киноведов и кинокритиков на

минувшем "Кинотавре", сыграла актриса Елена МОРОЗОВА, одна из лучших в своем поколении и пока более задействованная в театре, нежели в кино.

    

- Елена, известно, что в профессии необходимо постоянное самосовершенствование. Любопытно, а чему вы учитесь у своих коллег, чему завидуете?

- Мне было любопытно понаблюдать, как Евгений Миронов готовится к роли, когда мы в Ялте работали над фильмом об Иване Бунине "Дневник его жены". Я зашла в его гостиничный номер и увидела следующую картину. Везде разложены книги, включен телевизор, а сам хозяин разговаривает по телефону, одновременно пролистывая свои конспекты. Женя говорит мне, указывая на экран: "Смотри, сейчас будет такой интересный эпизод. Как здесь здорово работает Смоктуновский!" Я поняла, что у такого сверхзанятого актера время спрессовано до предела, но он успевает все. Его трудолюбию можно позавидовать: он целый день снимается, а ночью читает мемуары, чтобы лучше почувствовать атмосферу того времени.

    

- Реализованным и востребованным актерам свойственно чувство конкуренции?

- Часто они больше радеют о пользе общего дела. Могут и отказаться от роли в чью-то пользу. Так, например, Галина Тюнина отказалась от главной роли. Она сказала режиссеру: "Марлен Дитрих? Так это же Елена Морозова!" Я также благодарна Ольге Будиной, которая привела меня на съемочную площадку фильма "Дневник его жены", когда режиссер искал актрису на роль Марги, женщины, которая влюбила в себя и увела от Бунина его юную подругу. В выигрыше оказались мы обе: наш актерский дуэт сложился замечательно, на мой взгляд.

    

- Ваша партнерша по фильму Ольга Будина проходила психотерапию после того, как вжилась в образ женщины с гомосексуальными наклонностями. А у вас есть проблема дистанцироваться от роли?

- А мне хочется совсем не отдаления от образа Марги, а приближения. Меня не смущает ее свобода в сексе, для меня это проявление ее внутренней свободы. Я смотрю на экран, на свою героиню и не верю до конца: неужели это я? На меня с экрана смотрит такая умная, волевая женщина. Я думаю: и почему я не могу взять у нее немножко ума, хорошего расчета, спокойствия в жизни?!

    

- Я читала, что вы согласились играть Колдунью в сериале "Каменская" только потому, что героиня быстро погибает. Откуда такая кровожадность?

- По-разному бывает при работе на ТВ. Порой не хочу ввязываться в долгий марафон. Недавно я отказалась от главной роли в сериале. Мне не понравился текст роли, примитивный юмор. В театре я привыкла к хорошим авторам, глубоким мыслям, тонкому юмору. А тут 10 месяцев играть какой-то литературный суррогат! Я же актриса, носитель информации, я должна задавать тон и прививать хороший вкус. Конечно, сегодня телевизор - это путь к массовой популярности, к приличным заработкам. Но я позволяю себе выбирать.

    

- Ваши героини, как правило, гибнут. Вы к этому относитесь без предрассудков?

- Это пограничное состояние. В жизни нам кажется, что это пространство небытия далеко. Но оно всегда рядом. Обычно человек чувствует хрупкость жизни лишь тогда, когда заболевает. Поскольку я нередко играю трагические судьбы, смерть, то стала острее чувствовать полноту жизни. Я люблю просыпаться утром с ощущением, что этот день - подарок.

    

- Что для вас важно знать и чувствовать о своем персонаже?

- Главное, мне важно понять волю, разум и эмоции моего персонажа и то, как они взаимодействуют. Хотя в работе над ролью может помочь любая деталь. Например, Марлен Дитрих любила таких мужчин, каких Лена Морозова не любит. Поэтому, работая над спектаклем, я какое-то время смотрю на мир ее глазами, выделяю в компании ее тип мужчин. Она восхищалась рыцарями, успешными творческими людьми, как Хемингуэй. И я начинаю испытывать восхищение теми, на кого раньше не обратила бы внимания. Иногда я ловлю себя на мысли: вот этот тип мужчин понравился бы моей Марге (фильм "Дневник его жены"), а этот - Маргарите (спектакль "Мастер и Маргарита"). Это тоже один из способов слиться с моим персонажем.

    

- У вас такой хороший тандем с режиссером Кириллом Серебренниковым, но почему-то пока только в кино. Любопытно, а как вы познакомились?

- Я им восхищаюсь и бесконечно люблю. Если он позовет, то даже не буду читать роль - с ним я готова в огонь и в воду. В театре пока не удалось вместе поработать, несмотря на задумки. Он мне давал почитать "Монологи вагины", но потом отказался от этого проекта.

Мы начинали работать в сериале "Ростов-папа", и до сих пор я с улыбкой вспоминаю об этой первой работе. Меня позвали на кастинг, я нервничала, ведь для меня это всегда мучительный и непонятный процесс. Ко мне подошел режиссер, молодой человек, и предложил почитать что-нибудь на свой вкус. Я прочитала монолог Федры из трагедии Расина. Наше знакомство состоялось, и я получила роль экстравагантной журналистки в истории, напоминающей по сюжету пушкинские "Египетские ночи".

Кирилл был удивлен, когда я уже на первый съемочный день принесла ему рисунки с изображением своей героини. А я именно так, через рисунок, начала фантазировать о роли. Потом он всем говорил: "Вот видите, что значит серьезная актриса". Вот так мы встретились в реальном мире. Но у меня такое ощущение, что мы с ним были всегда вместе. Кажется, что даже юность мы прожили вместе.

    

- Какой он в работе?

- Точный, отвечающий на вопросы, любящий нюансы. Ему интересно, как актер внутри себя проживает роль, а не только то, как он умеет быть выразительным. Я смотрела фрагменты фильма "Изображая жертву" по сценарию братьев Пресняковых, смеялась и грустила. Такой коктейль чувств! Мне кажется, что я ничего не играла, а мою роль выстроил и смонтировал режиссер.

Моя героиня - девушка, которая мечтает о простом женском счастье: выйти замуж и родить ребенка. При этом ее избранник - странный парень, не такой, как все: он изображает жертвы, в том числе трупы, на следственных экспериментах. И она рядом с ним становится какой-то особенной, поэтому моя героиня по-своему романтична. Режиссеру важны были в работе любые точные детали. Например, художник никак не мог подобрать моей героине юбку. Кирилл забраковывал все варианты. Потом, наконец, взял меня за руку и повел в магазин. Поздно вечером в центре Москвы работали только бутики, но мы нашли желаемое. Может быть, никто и не обратит внимания на эту простую, серую в полоску, юбку в фильме. Но она стала комфортной одеждой для моего персонажа.

    

- В сентябре выходит на экран мистический триллер "Мертвые дочери" с вашим участием. Как произошла ваша встреча с режиссером Павлом Руминовым?

- Я посмотрела его фильм "Дедлайн" и со словами восхищения дала посмотреть картину директору театра "Практика" продюсеру Эдуарду Боякову. Он сразу заинтересовался фигурой молодого и талантливого режиссера, привел его в компанию "Централ Партнершип". Проект очень быстро запустили в производство. Режиссер провел большую подготовительную работу перед съемками. Такой тщательной раскадровки я еще не видела. Руминов вообще человек уникального интеллекта. Он умеет моментально настроить актеров в момент съемки - подойдет и шепнет что-то на ухо.

    

- В своем ток-шоу Тина Канделаки долго и безуспешно пыталась добиться от вас ответа на вопрос: с кем из партнеров хотелось бы сыграть в эротической сцене? В чем причина вашей растерянности?

- Я боялась кого-то обидеть. Меня бы устроил любой хороший актер - и Челентано, и Артем Смола, и Виталий Хаев, и Джонни Депп... Вот только с Брэдом Питтом мне было бы скучно.

    

- Одно время вы эпатировали публику заявлениями в интервью, что хотите уйти от реальности. Что вы вкладываете в это понятие?

- Мне хочется уйти от масскультуры, которую насаждает телевидение. Для многих это и есть реальность - то, что живет в телевизоре. С экрана тебе говорят: съешь жвачку, и ты острее почувствуешь любовь, выпей пиво, и ты поймешь, что такое дружба. Но неужели нам нужны такие допинги? Мне хочется поспорить с той реальностью, когда подросткам продают алкогольные напитки, напичканные губительными консервантами. Но никто не бьет тревогу, государству это невыгодно. Это бизнес. Вот медиамагнаты и занимаются ведьмовством. Мне бы хотелось, например, чтобы были какие-то зоны отдыха, куда можно было бы прийти на полчаса и отдохнуть, прилечь, подремать. Это восстанавливает силы лучше, чем банка энергетического напитка.

    

- Как задумывался ваш провокационный и шокирующий спектакль "Дневник грязной Евы"?

- Все началось с мистификатора Бориса Бергера. Это современный граф Монте-Кристо. Он подал идею сделать моноспектакль по мотивам дневников из Интернета. Мы записали СD. Была презентация диска в издательстве. Потом я начала сама лазить по сетевым дневникам и обнаружила, что это может быть любопытно. Я сама пишу дневник, но для меня это очень интимное пространство. Мне стало любопытно, что кто-то делится сокровенными мыслями со всем миром через Интернет. Запомнилась история о том, что русская девушка влюбилась в араба, но никто из ее окружения не понял глубины ее чувств. Через эти дневники можно транслировать образ современной женщины. Она ищет своего избранника, размышляет о скоротечности жизни, о страхе смерти, пытается понять свое предназначение. Чтобы острее звучал драматический конфликт, на сцене появляется матерчатый муляж человеческого тела. С ним я начинаю игру-танец, когда хочу рассказать о страхе смерти, передать весь ужас перехода в небытие. Эта техника в хореографии называется контактной импровизацией. Такое направление в танце, когда исполнитель может разыгрывать диалог не только с партнером, но со стеной, со столом, с полом.

Мне нравится, что текст спектакля может меняться, полностью обновляясь. Любой желающий может прислать мне свой текст, и, возможно, я включу его в свой моноспектакль. Вот недавно русская девушка из Канады прислала мне интересный монолог, и я уже произношу со сцены ее слова.

    

- Исповедальный материал требует полного самообнажения на сцене?

- Это нужно в любой роли. А иначе какой смысл быть актрисой?

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;