Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7533) 15 - 21 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Русское солнце вселенной Дада

Сергей Шаршун в Музее личных коллекций

Елена ТИТАРЕНКО


С.Шаршун. "Контрабас". 1945 г.

Очевидно, написать исчерпывающую историю русского искусства ХХ века удастся еще не скоро. Только покажется, что почти все открытия позади, как откуда ни возьмись - новое имя... Правда, художника, чья выставка открылась в Музее личных коллекций, специалисты знают давно, хотя широкой публике предстоит очередное "посвящение": Сергей Шаршун только входит в наш арт-контекст. И в последнее время благодаря не столько энтузиазму музейных хранителей, сколько всплеску интереса арт-рынка к тем персоналиям, что совсем недавно в центр внимания не попадали, заслоненные более раскрученными, "понятными народу". Но вот среди оного обнаружились индивиды, готовые за общение с искусством платить наличными, сильно превышающими стоимость билета в музей. Коль скоро передвижники, мирискусники, как и мастера салонные, но прославленные, с рынка почти исчезли, шишкины-айвазовские-кустодиевы стали неимоверно дороги, да и современники не отстают (на последнем "Сотбис" за миллион фунтов "улетел" Краснопевцев!), то и мода на "реалистическое" сменилась новой тенденцией: в Россию теперь активно везут наследие русских эмигрантов. Благо география их распыления по миру широка, ресурс обещает долго не истощиться; но уж надежнее всего доставка прямо из Парижа, как суп в рассказах Хлестакова...

Впрочем, оставим иронию: Париж всегда Париж, даже в анекдотах. А потому на выставку в МЛК можно идти смело, не опасаясь подделок: провенанс картин из коллекции солидной галереи Бенуа Сапиро "Минотавр" считается безупречным. В России их прежде не показывали, и турне продолжится в Русском музее. А печаль лишь о том, что все у нас как-то урывками, выставочная картина рассыпается на сотни осколков, и фрагменты зеркала так малы, что вряд ли сложатся в ясное отражение. Как бы не исказить портрета... Проще всего избежать этой опасности, устроив художнику "персоналку" в формате ретроспективы, позволяющую сразу и масштаб оценить, и эволюцию понаблюдать. Добавить бы коллекцию Третьяковки, которой Шаршун завещал свои работы (три десятка картин передал в 70-е его душеприказчик Рене Герра, и в 1995 году наконец-то некоторые показали), да то, что недавно вызвало ажиотаж в модной галерее под Москвой... Ан нет, музейщикам и галеристам, видно, договориться нелегко! Вот и мелькает имя на этикетках там и сям - то на Рублевке, то на шикарном Салоне в Манеже, теперь вот и в солидном музее, - но надо напрячь силы, собирая воедино обрывочные впечатления, чтобы за подписью встало лицо, жизнь и судьба.

А участь Шаршуну выпала на удивление нестандартная - даже во времена, от идиллии бесконечно далекие. Да, эмигрант, но не беженец из России: он еще до 1917-го обитал на Западе. Правда, сбежал - от отца-купца (тот категорически противился увлечению сына искусством) в армию, потом - за границу; изъездив Европу, добрался до Барселоны, для русских малопривлекательной. Признавался, что испано-мавританское искусство, "крашеные фаянсовые квадраты изменили мою живописную концепцию, дав волю моей исконной славянской натуре: мои картины стали красочными и орнаментальными". Итак, уехав из России в 1911 году, художник обосновался на Монпарнасе, а затем провел три года в Испании. Вряд ли там он познакомился с Пикассо (место встречи - Париж - изменить нельзя), но никуда не деться от факта: прямых высказываний Пикассо о художниках русского зарубежья 1920-30-х почти не зафиксировано, но скромный Сергей Иванович и тут стал исключением. В каталоге его поздней персональной выставки приведено безапелляционное мнение Пикассо: "Для меня существуют только два художника- Хуан Грис и Шаршун". Ответ последнего был оригинален: в письме 1970 года с выражением благодарности "за доброе ко мне расположение" он не преминул вставить фразу: "Но позвольте мне Вам сказать, смеясь, что я не переношу Хуана Гриса"!

Далее - дадаизм: много ли русских художников выбрали этот рискованный путь? Ниспровергать основы всегда готовы, но к движению Тцара и Пикабиа они примыкали редко. Шаршун же оказался в эпицентре скандального течения - именно в Барселоне 1916-го. После Первой мировой - новая встреча с дадаистами в Париже, и Шаршун - в их рядах: на "Выставке антиискусства" в 1919 году показывает "Сальпенжитную Деву Марию" - маленькую скульптуру "Танец" в духе футуризма, на которой развешаны воротнички и галстуки, - а в 1921-м играет роль в перформансе "Суд над Баррэсом". Вносит вклад и в "икону" дадаизма из Центра Помпиду - участием в коллективном творчестве над абсурдистским панно "Какодилатный глаз", которое долго приписывали одному Ф.Пикабиа. Прямо под изображением глаза, который помещен в центр композиции, испещренной десятками надписей и подписей, - начертанное по-французски имя Шаршуна, а сбоку собственная версия - "Русское солнце".

В эти годы в круге постоянного общения художника родом из Бугуруслана - Бретон, Тцара и Кокто, дружелюбно настроены Марсель Дюшан и Макс Эрнст. Но с группой "Дада" он все же порвал, хотя весь двухтысячный тираж своей брошюры "Dadaismus" Шаршун хотел увезти в Россию, куда собрался в 1922-м, да так и не уехал: пока дожидался в Берлине визы, встретил Айседору Дункан, та поделилась впечатлениями от Москвы, откуда только что вернулась... И вскоре художник оказался вновь в Париже, где узнает и славу, и нужду. Там ему пригодится дадаистский опыт - на русских балах и авторских вечерах "флюгер-рулевой и гитарист Сергей Шаршун", как подписал он одну из листовок своего сочинения, будет устраивать акции в духе дада.

Был и период, когда он забросил живопись - пахал в прямом смысле слова, занимаясь на юге Франции сельским хозяйством, пока в 1944-м не явился некий поклонник, купивший старые картины... Выставлялся в зрелые годы без счета - в Европе, США, Канаде. И вот что любопытно: причисляемый ныне к классикам Шаршун практически наш современник. В трудах и лишениях, а отнюдь не в безбедности, заключенной между датами 1888 - 1975, дожил он до преклонных лет - венцом карьеры стала в 1971-м ретроспектива в Центре Помпиду, который в данном случае стоит назвать официально: Национальный музей Франции.

Описывать богатые аллюзиями, построенные на тонких цветовых переходах и тональных нюансах картины Шаршуна - занятие неблагодарное. Абстракция вообще материя трудновыразимая словами, во всяком случае, на первый взгляд, пока не всмотришься в картины, не погрузишься внутрь их пластической стихии. И тогда глаз перестает подчиняться разуму и отдается сфере чистого наслаждения, будто скользя вослед движениям кисти, с тщанием и вкусом выписывавшей и геометрические фигуры всевозможных оттенков коричневого и серого, как в композиции "Орнаментальный кубизм № 30", или наложенные одна на другую плоскости - близкие по тону, словно ноты из-под клавиш одной октавы... Кстати, переживший наравне с другими мощное влияние Кандинского, Шаршун часто оставлял в своих абстракциях следы, тени реального мира. Пожалуй, не только это роднит его с сонмом мастеров "второго ряда". Но тем удивительнее, что и в гуще художников, которыми полнилась эмиграция, в котле воздействий и заимствований наш герой остался узнаваемым, из отголосков разнообразных арт-направлений начала ХХ столетия выработав неподражаемую манеру. И это не эпигонство, не холодная стилизация, а нечто тонко сплетенное, изощренно сотканное, вошедшее в историю под замысловатым названием "орнаментальный кубизм"... Врожденный романтизм, природный дар художника, отвергавшего протестный иррационализм или очевидный антиэстетизм, исследователи называют среди причин, вызвавших расхождение с дадаистами. Шаршун "не мог стать надуманным маньеристом, он просто тяготел /.../ к абстрактному и фантастическому, к напевности волнообразных линейных и цветовых созвучий, наивности выразительного цвета, символической таинственности мотивов и знаков", - мнение поэта А.Раннита приводит доктор искусствоведения Андрей ТОЛСТОЙ. В фундаментальном труде "Художники русской эмиграции" он едва ли не впервые в отечественной литературе подробно рассказал о Сергее Шаршуне. И хотя велико искушение продолжить повествование о богатой поворотами биографии, я предпочла расспросить уважаемого коллегу о впечатлениях от выставки.

- Чрезвычайно яркая личность! Не забудьте, Шаршун не только художник, но и талантливый литератор. Еще в 1918 году он написал поэму в прозе "Долголиков", позже еще две, причем "Неподвижная толпа" - на французском, как и экспрессивно-абсурдистский роман "Праведный путь"; сочинял дадаистские листовки - "Клапан", "Вьюшечки"... Литературное творчество Шаршуна гораздо теснее связано с дадаизмом, чем его деятельность художника, хотя как тут не вспомнить рукописные книги русских футуристов. А основанный им журнал "Перевоз Дада" существовал до 1973 года, меняя названия. Человек он был увлекающийся, в частности пережил влияние Андрея Белого, символизма и сюрреализма, интересовался антропософией... Но в искусстве сумел остаться самостоятельным, потому и не затерялся в море художников, наводнивших в 1920-е "русский" Берлин, затем - Париж. Он входил в разные группы, но выработал индивидуальный почерк, и его творчество нельзя свести к какому-либо одному направлению: здесь и синтез, и анализ, словом, поразительный сплав. За год до смерти он совершил путешествие на Галапагосские острова и сделал ряд абстракций, вдохновленных тамошними закатами...

    

- Андрей Владимирович, как удалось Шаршуну не кануть в Лету, только ли стараниями Рене Герра?

- Еще в юности, общаясь с Бретоном, Арпом, Эрнстом, он стал интернациональной фигурой - один из немногих. Работы Шаршуна в музеях Запада - редкий пример русского искусства не "для внутреннего употребления". Уже после Второй мировой войны он стоял вровень с когортой С.Поляков - Н. де Сталь - А.Ланской, а это русские беспредметники абсолютно парижского уровня. Однако он сохранил связь и с российской визуальной традицией, с национальным пониманием орнаментики, воплотившимся в его "декоративном импрессионизме".

    

- А насколько эта выставка встраивается в наш нынешний художественный контекст?

- В последние два года художники русской эмиграции - на пике интереса со стороны состоятельных людей. Возможно, это продиктовано не столько потребностями "чистой" культуры, сколько развитием прагматической ее части, перекройкой представлений о том, что является коллекционным искусством. И хотя массовая публика не жалует абстракционизм, интерес к художникам этого направления пока не исчезает, что отрадно. Не исключено, что этот процесс приведет и к "реабилитации" русского авангарда, репутация которого подорвана огромным числом "фальшаков". Наследие эмигрантов большими порциями внедряют на наш арт-рынок, музеи не стоят в стороне (так, ГМИИ готовит выставку Андрея Ланского), а в итоге - нормальный процесс, если выразиться высокопарно, стирания белых пятен. А их еще вдоволь!

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

АРТ-ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;