Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7533) 15 - 21 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Солнце на луковой грядке

Гастроли "Коляда-Театра" в Москве сопровождались грязелечением

Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля "Ревизор"

С 29 мая по 3 июня в Москве проходили гастроли "Коляда-Театра" - вначале на Другой сцене Театра Современник, а потом в Центре им. Вс.Мейерхольда. Для этого небольшого и весьма юного коллектива из Екатеринбурга (в декабре ему стукнет всего-то пять лет) приезд в столицу, что и говорить, - событие важнейшее. О чем можно судить хотя бы по тому обстоятельству, что средства на поездку искали сами (театр - частный), а приехав в Москву, ютились в каком-то общежитии без особых удобств. И каждый вечер пытались изо всех сил создавать для зрителей уют и комфорт, которого сами были лишены. Декорировали театральные фойе нелепыми ковриками с мишками в лесу и лебедями, кружевными салфетками и половиками. Привлекали публику большим ассортиментом печатной продукции: фотографиями самого Николая Коляды - своего гуру и почти единственного драматурга и режиссера, сборниками его же пьес, а также драматургией его учеников и последователей. Самый известный из них - Олег Богаев, чьи пьесы неоднократно печатались и ставились, а спектакль Камы Гинкаса в МТЮЗе "Комната смеха" принес молодому автору и вовсе немалый успех. Но не все так успешны, многие публикуются впервые, и полистать эти страницы небезынтересно, отыскав некую общность с учителем.

Да и сам

Николай Коляда - человек, конечно, чрезвычайно самобытный, в этом ему не откажешь, вне зависимости от того, нравится вам его творчество или нет. Теперь он помимо того что руководит театром собственного имени, где не только ставит спектакли, но и сам в них играет, выступает в качестве сценографа, проводит конкурс драматургов "Евразия" и потихоньку приступает к постановке пьес своих учеников в собственном театре. Выпускает "Театральную газету", показывает старые фильмы Свердловской киностудии в рамках проекта "Кино-Коляда", проводит народные гулянья и забавы для детей, естественно, "Новогодние колядки" - фамилия обязывает, - много чего другого сообразно специфике города и его зрителей, собственному вкусу и художественному чутью.

В Москве Коляда и его коллектив попытались воспроизвести атмосферу, царящую на родной сцене, получилось довольно душевно и весело, с забавными "звонками", приглашающими в зрительный зал песенкой "Пусть всегда будет солнце", обработанной на манер все тех же колядок. Потом перед публикой появится Коляда, хотя уже в фойе он присутствует, у него берут автографы, расспрашивают о чем-то. На голове у него - тюбетейка набекрень. А к зрителю он выходит с крысой, задействованной в одном из спектаклей, объясняет, почему звучит песенка про солнце: "Потому что солнце русской драматургии Николай Коляда перед вами". Становится весело на душе. Звучит детский голосок, призывающий взрослых выключить мобильные телефоны. И так перед каждым спектаклем - заведенный ритуал.

Не все, конечно, почитают Коляду за солнце, кое-кто за "ужас, летящий на крыльях ночи". Так, во всяком случае, называлась одна из рецензий на его спектакль (да и московские критики на этот раз покидали в антракте спектакли дружными рядами), и этот заголовок стал названием документального фильма Марины Чувайловой, снятого на Свердловской киностудии. Показали его после одного из спектаклей в Москве, а рассказывает он о том, как живет театр.

Сцену всякий раз загромождали какие-то бесчисленные мелочи в виде все тех же ковриков с мишками, пошловатых китайских безделушек, всяких павлинов в разных видах. Все это двигалось, издавало звуки - настоящая барахолка ширпотреба. Все это можно было бы назвать параджановщиной, вспоминая бесчисленные параджановские "безделушки", откровенный китч, собранный из найденных на помойках мелочей, отдающий погребальным обрядом и при этом, без сомнения, относящийся к разряду искусства. Китч от Коляды примерно такого же толка, и на фоне всех этих многочисленных предметов и предметиков, ничтожных вещиц развивается не менее ничтожная, на посторонний взгляд, жизнь незначительных персонажей, являющаяся для них самих ценной и значительной. Живут ли они в квартире, из которой нужно выезжать, потому что появились другие, и состоятельные, владельцы, являются ли персонажами извечно укорененной у нас гоголевской жизни, перенесенной Колядой в своем спектакле на грядку с луком.

Гастрольный репертуар включал четыре пьесы самого Коляды в его же режиссуре - "Нежность", "Землемер", "Амиго", "Тутанхамон". Плюс "Старая зайчиха" в рамках проекта "Театр в бойлерной", гоголевский "Ревизор" в постановке опять-таки Николая Коляды, "Клаустрофобия" Константина Костенко, драматурга из Хабаровска, как уже ясно, в режиссерской адаптации руководителя театра и его же, Костенко, комедийный телесериал "8 одноактных комедий". То есть представлен был полный срез, проведены полноценные гастроли, дающие представление о том, с кем мы имеем дело. Как акция это было придумано и реализовано блестяще. А уж что это есть по существу - другое дело.

"Ревизор" - безусловно, самый яркий и наверняка концептуальный спектакль из тех, что были представлены в Москве. К тому же позиционировавшийся как народная комедия в постановке народного режиссера и с участием Олега Табакова, Инны Чуриковой и других московских артистов, которые, как указано в программке, на сцене из скромности не показываются, а возможно, даже и не подозревают о существовании этого спектакля. Посреди пошлейших полотенчиков с лебедями, которыми увешаны российские автотрассы, розовых мочалок, которые будут приспособлены актерами для самых разных нужд, обитают престранные гоголевские персонажи. Все в тюбетейках, Городничий - в церковной сутане, барышни - в кокошниках. На гармошке играют, в телогрейках, босиком, а иногда и голышом, как Добчинский с Бобчинским, они и разговаривают бог знает каким говорком, делая ударения вопреки всем нормам русского языка, даже в слове "ревизор" ударным становится второй слог. И весь спектакль этот народец занимается чем-то вроде грязелечения, копаясь в небольшой грядке перед рампой, комья земли запуская друг в друга и даже в зрителей, используя комья в виде денежной массы и прочих универсальных предметов. Периодически в грядку будут сажать зеленый лук, а потом его пожирать. Приступая к репетициям, Коляда принес в театр 20 пакетов земли, разместил их на пленке, призвал актеров разуваться и ходить. С этого все и началось. И теперь экстравагантное начинание обросло другими вольностями, вроде заталкивания героев в баки, откуда торчат только их голые коленки. На голове у Городничего шлем с кольчужкой и каравай на самой макушке, так что Хлестакову, изрядно изголодавшемуся во время своих мытарств, есть чем червячка заморить, откусив хлебца, можно сказать, от городничьей головы. Здесь бесконечно моют пол, хотя речь идет о всепоглощающей грязи, в коей безвозвратно и по уши увязла матушка-Русь. И ноги тут моют каждую минуту, как только потопчут грядку, так и отмываются, хоть и оборванцы все поголовные. Разве что Осип - истинный барин. Представьте себе вальяжного Юлия Гусмана, одетого как бай. Примерно так выглядит артист Геннадий Ильин. А Хлестаков - Олег Ягодин, некогда Ромео в спектакле Коляды "Ромео и Джульетта", показанном в Москве, - такой ершистый, он как уж на сковородке, а замашки дворовой шпаны. Вообще, труппа Коляды достаточно богата на таланты, хотя есть не просто проходные работы, а и безликие.

Все увиденное, от "Амиго" до "Ревизора", за некоторым исключением, - довольно своеобычно, аляповато и напоминает веселую художественную самодеятельность, причем в детском ее варианте, такое подростковое творчество, отвязное и безбашенное, искреннее и наивное. Гремучая смесь таланта, торжествующей пошлости, движения по нисходящей, в том смысле, что действие стремительно катится к худшему от лучшего, исчерпывая найденный прием к концу спектакля. Второй акт почти всегда хуже первого, повторяет его, а иногда просто уничтожает, приводит к потере интереса.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;