Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7647) 4 сентября - 10 сентября 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительВ полумглеКИНО НА ТВГеннадий БЕЛОСТОЦКИЙ Предыдущий фильм Артема Антонова - 30-минутный "Столичный скорый" (2004) - был отмечен 10 наградами и номинацией на "Оскара", и потому от военной драмы "Полумгла" (СТС, 13 сентября, 3.10. Россия, 2005. В ролях: Юрий Тарасов, Анастасия Шевелева, Сергей Грязнов) - полнометражного дебюта молодого режиссера - многого ждали. Тем более что ему достался сценарий опытнейших драматургов Игоря Болгарина ("Дерсу Узала") и Виктора Смирнова, победивший на Всероссийском конкурсе, который провело Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Правда, он обошелся со сценарием весьма вольно, что вызвало гневный публичный протест авторов. Но подобные конфликты не редкость, и надо еще посмотреть, кто прав. Есть основания считать, что прав режиссер: "Полумгла" была отмечена "Слоном" Гильдии киноведов и кинокритиков России и призом "За дебют" на Выборгском фестивале, а затем Гран-при "Ирис будущего" на первом Новом МКФ в Монреале. Смотрится картина с интересом. Чем-то (прежде всего трагикомическими ситуациями) она напоминает рогожкинскую "Кукушку". Зимой 1944-го группа немецких военнопленных с несколькими конвоирами и несколько чокнутым от пережитых на фронте стрессов и непрестанно глушащим водку молоденьким младшим лейтенантом (Юрий Тарасов) была заброшена судьбой в глухую деревеньку на русском Севере, чтобы построить навигационную вышку. Поначалу местные жители (женщины, несколько детей, безногий мужик и старик-хитрован) приняли "фашистюг" с нескрываемой ненавистью, но прошло совсем немного экранного времени, и природа взяла свое: истосковавшиеся по мужской ласке женские тела со страшной силой потянуло к немцам. Параллельно развивается история романтичной любви младшего лейтенанта и недотроги подросткового возраста. Все это драматургически хорошо выписано, в основном профессионально срежиссировано, добротно снят фон, на котором развивается действие, - живописная деревня и русская зима (дебютные работы оператора Андрея Воробьева, художника-постановщика Марии Белозеровой). Но есть целый ряд моментов, которые вызывают неприятие. Во время просмотра довольно быстро возникает ощущение, что картина снималась в расчете на зарубежного зрителя и на международные кинофестивали. Отсюда перебор с экзотикой и этнографией, немецкие пленные показаны с нескрываемой симпатией, а русские крестьянки хоть и страдали по случаю гибели кормильца (почти в каждую избу в разное время пришла похоронка), но явно не бедствовали и были просто счастливы, заполучив на постой за взятку продуктами статного немецкого "жеребца". Картина грешит эклектизмом - чужда ее стилистике, например, "скульптурная" группа из местных жителей - так они встречают "гостей". Абсолютно драматургически неоправдан шокирующий финал, который, по словам продюсера Игоря Каленова, "подчеркивает абсурд войны и передает тоску человека, столкнувшегося с неизбежным". Так что можно понять Игоря Болгарина, который назвал "Полумглу" "антироссийской картиной, построенной на тотальной лжи". С большими претензиями на "нетленку" снимал свою первую полнометражную картину и Михаил Сегал, и в ней также сделана попытка взглянуть на войну под неожиданным ракурсом. В основу военной драмы "Франц + Полина" ("Первый канал", 12 сентября, 0.30. Россия, 2006) легла повесть Алеся Адамовича "Немой", написанная еще в 1993 году. Заручившись согласием дочери писателя, Сегал написал сценарий и сумел заинтересовать им руководителя киностудии "Югра-фильм" Олега Урушева. История очень необычная. В 1943 году в одну из белорусских деревень пришли немцы. Двое из них - бывалый вояка и молодой солдат Франц (Адриан Тополь) - поселились в хате, где жили 16-летняя красавица Полина (Светлана Иванова) и ее мама. Очень быстро Полина и Франц полюбили друг друга, и, когда немцы получили приказ сжечь деревню с ее жителями, Франц, спасая возлюбленную и ее маму, убивает напарника и прячется с ними в погребе. И дальше пошла одиссея немецкого паренька, который, чтобы не подставиться, выдавал себя за немого, и белорусской девушки. При всей своей неправдоподобности сама по себе история имеет право быть - чего только в жизни не случается. И Адамович наверняка отталкивался от реальных фактов. И беда не в том, что молодой сценарист и режиссер основательно перелопатил первоисточник и сместил акценты (в повести, например, Франц говорил по-русски и цитировал Достоевского, а здесь он изъясняется с белорусами с помощью жестов), беда в том, что фильм фальшив. Фальшивы ситуации, в которые попадают герои, фальшивы сами герои, фальшивы отношения между персонажами, фальшивы и детали быта. Во всяком случае, таким воспринимается это кино. В принципе любой фильм Терри Гиллиама ("Бразилия", "Двенадцать обезьян", "Страх и ненависть в Лас-Вегасе") - сказочный по стилистике и антуражу, но "Братья Гримм" ("Первый канал", 11 сентября, 1.00. США, 2005) сказочны вдвойне, хотя вроде бы повествуют о драматических событиях из реальной жизни великих сказочников братьев Вильгельма и Якоба Гриммов. Но только в самом начале изображаемая на экране жизнь похожа на реальную. На наших глазах братья в гротесковом исполнении голливудских звезд Мэтта Дэймона и Хита Леджера дурачат темных крестьян, якобы изгоняя за заранее оговоренную сумму из их жилищ и амбаров всякую нечисть, проказы которой сами же инсценируют разными хитрыми и совсем нехитрыми способами. И вот однажды произошел облом: они вдруг столкнулись с самыми настоящими сказочными персонажами. И дальше все пошло, как в настоящей сказке: "живые" деревья, умеющие передвигаться и хватать людей своими жуткими корнями и ветвями, говорящие животные, зверь, превращающийся в человека прямо на наших глазах, злая колдунья, которая много веков спит в неприступной заброшенной башне, - ее-то и предстоит разбудить нашим героям, чтобы спасти похищенных из деревни детей. Смотреть это действо, представляющее собой мешанину эффектно снятых, но плохо связанных между собой сцен, метафор, намеков, ссылок на классические сказки, дети вряд ли смогут - они просто ничего не поймут. Взрослые зрители, возможно, и поймут, но вряд ли будут увлечены: несмотря на вроде бы богатейший изобразительный ряд, с экрана так и веет скукой. Не пропустите телепремьеру самурайского боевика Такеши Китано "Затойчи" (СТС, 13 сентября, 22.45. Япония, 2003) - первого по-настоящему успешного в коммерческом отношении фильма культового японского режиссера. В нем есть все, что придется по вкусу поклонникам жанра экшн, - стремительно развивающееся действие, крутые и совершенно неожиданные для зрителя повороты сюжета, превосходно снятые драки и поединки на мечах, колоритные персонажи. Но вместе с тем это и высокохудожественное кино, доставляющее немалое удовольствие киногурманам: в нем не может не восхищать выразительная пластика, виртуозная операторская работа, психологическая глубина характера главного героя (сам Китано играет слепого странника, искусно владеющего мечом и обладающего молниеносной реакцией), притчевая многозначность, что и было отмечено "Серебряным Львом" МКФ в Венеции, пятью премиями Японской киноакадемии и рядом других наград. Удачей стала и научно-фантастическая драма "Близкие контакты третьей степени" ("Первый канал", 9 сентября, 1.40. США, 1977. Режиссер и автор сценария Стивен Спилберг. В ролях: Ричард Дрейфус, Франсуа Трюффо, Мелинда Диллон). Ряд необъяснимых происшествий - сбои в подаче электроэнергии, возвращение из ниоткуда самолетов, исчезнувших в 1945 году, - обескураживают ученых. Наименее скептичные люди науки расценивают эти явления как прямое доказательство существования разумной инопланетной формы жизни, которая вмешивается в жизнь людей. Рой Неари едет в пустыню, где были найдены самолеты, чтобы провести собственное расследование. Это один из лучших фильмов о контактах с внеземными цивилизациями, коренным образом отличающийся от потока ширпотребовской продукции, включая знаменитые блокбастеры типа "Звездных войн". Картина была удостоена "Оскаров" за операторскую работу и спецэффекты. О контактах с внеземными цивилизациями речь идет и в фантастическом триллере "Пришелец" (ДТВ, 11 сентября, 16.30. США, 2002. Режиссер Гэри Фледер. В ролях: Гэри Синиз, Мадлен Стоу, Винсент Д'Онофрио). Смотрели, конечно, "Бегущего по лезвию бритвы" и "Вспомнить все". Эти два хита поставлены по бестселлерам Филипа Дика, который известен прежде всего как замечательный придумщик. Неслучайно права на экранизацию всех его произведений закуплены на корню. Вот и эта картина поставлена по рассказу Дика, и отличная литературная первооснова послужила фундаментом ее успеха. Гэри Фледер мастерски "одел" увлекательную сюжетную интригу в эффектные, но ненавязчивые спецэффекты, действие у него развивается динамично, хороши актеры, и в первую очередь - исполнитель главной роли Гэри Синиз. Он играет молодого ученого Спенсера, который в далеком будущем создал уникальное оружие для борьбы с инопланетными захватчиками с Альфы Центавра. А те чрезвычайно коварны: они засылают на Землю роботов, которые, убивая землян, принимают их облик и успешно занимают их место, становясь бомбой страшной разрушительной силы. В один прекрасный день Спенсера самого объявляют пришельцем. В ситуации, когда его ищут все спецслужбы страны, он должен доказать свою невиновность. А также понять, кто он есть на самом деле... А на закуску посмотрите космический боевик "Звездные войны: Эпизод 2. Атака клонов" (ТНТ, 14 сентября, 15.30. США, 2002. Режиссер Джордж Лукас. В ролях: Хэйден Кристенсен, Натали Портман, Эван МакГрегор, Самуэль Л.Джексон). Уже тот факт, что очередная глава (вторая, если следовать хронологии событий) знаменитой космической саги собрала в прокате 626 миллионов долларов при бюджете 150 миллионов, вызывает к ней уважение и повышенное внимание. Это особого рода кино - зрелищное, шумное, с множеством действующих лиц и морем спецэффектов (порядка двух тысяч). Понять в деталях, что происходит на экране, и разобраться в хитросплетениях сюжета могут разве что фаны "Звездных войн". Но и самые обыкновенные зрители, если "просто расслабятся", получат удовольствие, потому что все в картине сделано в высшей степени профессионально и подчинено единой цели: развлечь и увлечь. Также в рубрике:
|