Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7647) 4 сентября - 10 сентября 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

На честном слове

Москва начинает инвентаризацию памятников истории и культуры

НАСЛЕДИЕ

Мария ТОКМАШЕВА
Наталья СЕМИЧЕВА
Елена ГАРЕВСКАЯ


"Что имеем - не храним, потерявши - плачем". Если вы хотите коротко и ясно описать то, что происходит сегодня в сфере охраны памятников истории и культуры, эта народная мудрость подойдет лучше всего. Хотя, конечно, "не хранят" одни, а "плачут" в основном другие...

Практически каждый день на лентах новостей появляются сообщения: где-то - к старинному особняку пристроили этаж, где-то - шедевр архитектуры заменили на новодел, очень похожий, почти точь-в-точь, только отряхнули пыль веков, где-то - вообще снесли памятник, переживший все пожары и потрясения бурной двухвековой российской истории и не выдержавший эпохи стабильности и процветания, когда тысячи коммерчески выгодных квадратных метров бьют, как козырный туз шестерку, историю и культуру вместе взятые. Посмотрите, слова "варварская застройка" так часто мелькают в СМИ, что практически стали градостроительным термином. Хотя те варвары, из темных веков, к своим городам или городищам как раз относились аккуратно. Уничтожение архитектурного шедевра - уже не сенсация, а статистика: утверждают, что буквально ежедневно мы теряем по памятнику. Велика Россия - есть что ломать...

Однако самое интересное даже не то, что при таких обстоятельствах суды не завалены делами о незаконном сносе памятника или изменении его облика. А то, что до сих пор национальное достояние не описано и не учтено. "Русская Атлантида", исчезающая на наших глазах, почти так же неизвестна, как та, которую то ли загубили, то ли потеряли исторически недостоверные атланты. Конечно, и учет, и контроль как-то исконно противны мятущейся русской душе, случись ей заплутать в ведомостях, дебетах и кредитах. Однако тот факт, что до сих пор не явилось подзаконного акта о Едином Государственном реестре, вполне тянет на почетное место в списке российских "чудес света", который с таким энтузиазмом составляют по нашим городам и весям.

Москва внесла значительную и печальную лепту в перечень утраченных памятников истории и культуры. Однако столица - город контрастов, а потому и в деле организации охраны памятников она намерена оказаться в числе лидеров. Видимо, реалистично взглянув на обозримые перспективы появления необходимых федеральных документов, Москва приступила к совершенствованию собственного регионального законодательства в сфере наследия. И начала, что вполне естественно, с составления своего реестра памятников истории и культуры.

На прошлой неделе руководитель Москомнаследия Валерий Шевчук сообщил, что московские чиновники собираются провести полную инвентаризацию объектов историко-культурного наследия до конца 2009 года. Понятно, что такого рода мероприятие требует и средств, и специалистов. И то, и другое у Москвы есть. Реестр предусматривает не просто учет памятников, но и их подробное описание: федерального или регионального значения объект, в чьей собственности находится, что из себя представляет. В том случае, если объект принадлежит частному лицу, Москомнаследие должно заключить с собственником охранный договор. Сейчас такой документ есть только у шестидесяти пяти процентов собственников московских памятников истории и культуры. По сути, сегодня ответственность за сохранение культурного наследия - дело сугубо личное. И почти единственный гарант уважительного отношения к памятнику - честное слово собственника. А наше купеческое "честное слово", твердое, как гранит, - уже тоже памятник истории и деловой культуры. Лакуны в федеральном законодательстве дают широкий простор для фантазии: под руководством опытных юристов можно памятник истории и культуры "отреставрировать" до неузнаваемости, а при необходимости и снести - полностью или частично.

Кто спорит, историческое здание в центре большого города должно быть не только тяжким хозяйственным обременением, но и выгодным бизнес-проектом. Это нормальный рыночный подход. Но рынок - не базар, он должен регулироваться установленными государством нормами, правилами игры. Вроде и опыт имеется: государственная охрана историко-культурных ценностей начала складываться еще в XIX веке, в начале ХХ было разработано, но не утверждено "Положение об охране древностей", которое и стало прообразом законодательных актов в РСФСР. Основным правовым актом, регулирующим вопросы охраны и использования недвижимого культурного наследия (памятников истории и культуры) был закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 1978 года, а его основные позиции развивало "Положение об охране и использовании памятников истории и культуры", утвержденное Советом Министров СССР в 1982-м. Нельзя сказать, чтобы советское законодательство в корне отличалось от сегодняшнего: также запрещалась угрожающая памятникам деятельность, владельцы объектов должны были соблюдать установленные режимы пользования, исповедовались четкая государственная охрана и учет памятников. Да и по большому счету Положение 1982 года в отсутствие подзаконных актов к 73-му ФЗ действует до сих пор.

"К сожалению, в России не так много осталось памятников, и, если не принять в ближайшие несколько лет кардинальные меры, мы рискуем потерять многие наши святыни", - говорил недавно Валерий Шевчук. За совершенствование законодательства ратуют и депутаты Госдумы, и чиновники Минкультуры, Росохранкультуры, и даже первые лица государства.

Но, как проницательно заметил Иван Андреевич Крылов, хотя и по другому поводу, "да только воз и ныне там". Вечно живая басня "Лебедь, Щука и Рак" как нельзя лучше иллюстрирует многолетний уже процесс согласования подзаконных актов к 73-му закону.

Например, на недавних слушаниях в Совете Федерации глава Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Александр Кибовский рассказал, что в прошлом году направить субвенции на уход за памятниками в регионы не удалось из-за несогласованности вопроса с Министерством финансов.

До 31 декабря 2010 года все шесть необходимых подзаконных актов к 73-му ФЗ должны быть приняты. Видимо, предполагается, что за два года удастся все-таки преодолеть буквально непреодолимые противоречия между ведомствами, которые возникли по, казалось бы, безупречной аксиоме "национальное наследие необходимо сохранить". Возможно, удастся даже преодолеть и сам межведомственный подход к этой проблеме, как выяснилось, очень вредящий делу. Но за два года немало воды утечет. И многое еще может исчезнуть. Что теряем мы с уничтожением этих старинных домов, скверов, переулков? Память детства? Чувство преемственности с нашей великой и горькой историей? Ощущение родного дома? Впрочем, об этом лучше расскажут коренные москвичи.

Лев РУБИНШТЕЙН :

- Чтобы сказать, что такое Москва сегодня, я не могу обойтись без ретроспективного взгляда. На моей памяти Москва менялась существенно. Я, например, помню время, когда не было высотки на площади Восстания - нынешней Кудринской. Я вырос рядом, здание поднималось при мне. Я помню, как поколение моего старшего брата - шестидесятников-демократов - жутко бранило сталинскую архитектуру за то, что она порушила старую добрую Москву. На моей памяти много чего ругали, поэтому у меня на эту проблему несколько раздвоенный взгляд. Опыт показывает, что Москва - такой город, который регенерируется как единое целое, как бы с ним плохо ни поступали. Это не Петербург.

История архитектуры Москвы - это история последовательного уродства: сносят то, к чему привыкло некое поколение москвичей, строят новое, все плюются, потом привыкают, следующее поколение построенное считает стариной и красотой, потом это опять рушат и т.д. Но то, что происходит сейчас, противоречит моему оптимистическому подходу. По-моему, пройдена точка невозврата. Это как в океане. Понятно, что он способен к самоочищению, но только тогда, когда туда не выливают критическое количество нефти.

Как культурно и социально осторожный человек, я готов как версию принять утверждение, что когда-то все, что мы воспринимаем как кошмар и безобразие, будет признано нормальным. Но что-то мне мешает так думать. Мне кажется, что с Москвой произошло нечто необратимое. Это уже другой город. Как говорили мне друзья, понимающие в архитектуре, к середине 1990-х годов, когда появились деньги, у Москвы был шанс построить много чего красивого и современного на общемировом уровне. Однако возобладал какой-то провинциально-мещанский вкус конкретных начальников, который они сейчас навязывают москвичам. Меня это очень печалит. Я оказываюсь в некоторых местах, которые я знаю с детства, и у меня нет никаких зацепок. Во все времена строили что-то новое, но я всегда знал, что здесь стоит дом, в котором жила моя однокурсница, а вот здесь всегда была парикмахерская и т.д. Сейчас я прихожу в привычные места и обнаруживаю, что они совпадают с прежними только названиями. Когда живешь здесь постоянно, это еще не так заметно. Показательны впечатления людей, которые здесь бывают наездами. У меня есть знакомая дама, которая выросла на Петровке, а сейчас живет в Нью-Йорке. Она перестала приезжать в Москву, потому что ей тут нечего делать. Раньше она приезжала сюда, чтобы окунуться в атмосферу детства и юности, потом оказалось, что она приезжает в чужой город.

Для меня сейчас советская архитектура является почти родной. Во-первых, это атмосфера моего детства, во-вторых, как бы это ни было тоталитарно, как бы это ни было бесчеловечно, архитектурой занимались профессионалы. Сталинская архитектура - это архитектура.

Чтобы не быть совсем мрачным, расскажу вот что. Как-то мы сидели с друзьями и обсуждали современную Москву, кто-то из присутствующих рассказал, что прочитал интервью с Еленой Батуриной, в котором она, вроде бы, сказала, что, будучи в Венеции, едва сдерживала слезы - до чего город довели. Тогда я предложил следующий мега-проект: виртуально назначать городское руководство на один срок в города мирового значения и представить, что бы где он сделал. В Париже была бы восстановлена Бастилия. В Риме был бы восстановлен Колизей с подземными гаражами. В Пизе была снесена башня и на ее месте построена вертикальная и т.д. Мой оптимизм основывается сегодня на том, что хотя бы это невозможно.

Леонид ЖУХОВИЦКИЙ :

- Я считаю, что Москва довольно быстро идет к своей гибели. И дело не только в том, что уничтожается историческая Москва, дело в том, что уничтожается московский образ жизни и возможность жить в городе. Точечная застройка привела к тому, что на месте пятиэтажек встали небоскребы. Кроме того, количество автомобилей на километр площади увеличилось во много раз. Я опасаюсь, что когда будут заселены эти большие многоэтажные коробки, расположенные вдоль московских улиц, Москва просто встанет. И лихорадочные попытки что-то сделать все равно не решат проблему. Раньше Москва была городом для людей. Это был бедный, разрушающийся город, но по нему можно было ходить пешком. Город существовал в масштабах человека. Сегодня все по-другому. Людям надо как-то передвигаться по городу, а такой возможности просто нет.

Старая Москва - это не просто бульвары и постройки. Это прежде всего образ жизни, это люди. Москвичи в старой Москве были спокойными, обстоятельными, умели дружить. Они находили время для того, чтобы поиграть с детьми и погулять с собакой. Но теперь москвичи - это люди, вечно спешащие и бегущие по своим делам. Сегодня уничтожено много старых московских дворов. А ведь московские дворы всегда были хранителями особой московской нравственности. Москвичи общались между собой, тесно дружили, у каждого из нас была своя Москва, состоящая из десятков или сотен человек. Люди не были так оторваны друг от друга, как сейчас. В целом Москва очень сильно перегружена. Чтобы добраться из Бибирева в Чертаново на машине, потребуется не менее трех часов, на метро ездить тоже стало невозможно. В Москве уже давно не 11 миллионов человек, как нам говорят, а все 15. Здесь живет масса незарегистрированных граждан, кто-то использует Москву как транспортный узел. Я считаю, что нам нужно не гордиться тем, что Москва является одним из самых населенных городов, а бояться этого. Ведь Москва просто-напросто становится пространством, непригодным для жизни.

Сергей ГАНДЛЕВСКИЙ :

- Конечно, я отношусь к происходящему в Москве негативно. Давать какие-то конкретные оценки я не готов, так как я не архитектор. Но я не слишком рад кардинальным переменам, которые затронули облик города. Скажу так: мне было бы приятнее, если бы сохранилась старая Москва, а не новые застройки.

Также в рубрике:

НАСЛЕДИЕ

ПОДРОБНОСТИ

КОНФЛИКТ

  • Без "Доблести"
    Знаменитый мемориал тринадцать лет не находит хозяина
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;