Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 5 (7668) 5-11 февраля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Один дома

"Дима" в галерее "Наши художники"

Елена ШИРОЯН


Д.Ракитин. "Карандаши. Зима". 1993 г.

Способность видеть мир по-своему, иначе, чем все вокруг, ценилась всегда, но сейчас за это дают особенно высокую цену. С Запада тенденция пришла и в наши пенаты, неожиданно соединив в галерее "Наши художники" премьер-министра и скромного эмигранта. К слову, почти ровесников: вероятно, так отмечено наступление года равных возможностей.

В разгар сезона ньюсмейкером выступила хозяйка галереи с подмосковной Рублевки Наталья Курникова, купившая самый дорогой лот благотворительного аукциона в Петербурге, где распродавали живописные творения отечественных шоу-звезд и политиков. Поэтому главной приманкой для СМИ на вернисаже "Наших художников" был холст В.В.Путина, а вовсе не таинственный Дима, чье имя-псевдоним без указания фамилии значилось на приглашении. (Если угодно, ставьте ударение на последний слог: так произносят в Париже, где последнее десятилетие живет художник.) Разумеется, первым делом прибывшие совершали ритуальное восхождение на верхний этаж, где в гордом одиночестве (ну а что же можно поставить рядом?!) обретался мерцающий бусинками "Узор на заиндевевшем окне", но довольно быстро спускались к Диме. Новое для Москвы имя, хотя неплохо известное в Европе, лишь поначалу вызвало снисходительное любопытство: на поверку художник оказался не просто хорош, а очень хорош.

Надо сказать, Дима выставляется уже лет двадцать, с "квартирников" в Москве переместившись в немецкие и голландские галереи, а позже музеи. В 1995-м его полотна показали Русский музей и Музей архитектуры, но москвичи успели их забыть. С другой стороны, в момент кризиса процветающей столичной галерее самая статья следовать совету древних: "Чаще поворачивай стиль". А Дима - явление в нашем арт-ландшафте необычное. Но главное, это воистину явление. В точности по формуле: "Талант - единственная новость, которая всегда нова".

Впрочем, ничего сногсшибательного на картинах вы не увидите. Обыденные предметы домашнего обихода: чашки, бутылки, стулья, нехитрая еда. Из арсенала художника - карандаши, порой походящие на небоскребы. Одинокое письмо парит на холсте, синевой напоминающем небо, и словно зовет вырваться за пределы квартиры, где происходит тихая жизнь всех этих вещей. Немного видно из окна: узором древесных ветвей, проезжающие машины, светящиеся окна или пламенеющие крыши окрестных домов. Иногда здания строятся в линеечку или толпятся, будто собравшись поболтать.

Однако, как у каждого большого художника, совершенно неважно, что изображено, какой конкретный сюжет толкнул к холсту. Важно - как. А это в самом деле удивительно, несмотря на внешнюю "заурядность" мотива. Тут вспоминаются Сезанн, Моранди и Сутин. И Пауль Клее, который, по Тарковскому, "сидел себе один в аллее с разноцветными карандашами", и наш Владимир Яковлев... Кипящие чайники в разной цветовой гамме, но с единым "профилем" выстраиваются в цикл, напоминая серии русских авангардистов, например, "сумочки" Розановой. Хотя у Димы собственная манера, не очень-то похожая на знаменитых "предшественников". А главное, собственная судьба, не позволяющая анализировать его работы с привычных позиций. Ведь художник по-настоящему нигде не учился - только занимался на дому. Аккуратно выполнял задания, а после ухода преподавателя делал все иначе... Правда, выросший в семье искусствоведов Ракитиных, с детских лет окруженный живописью, будь то альбомы или выставки, Дима никак не может быть назван человеком без образования. Это редкий в наши дни пример "домашнего воспитания", о котором все мы знаем лишь понаслышке, поскольку с младых ногтей проходим процесс социальной адаптации.

Именно этого процесса (не станем обсуждать его вред и пользу) избежал художник Дмитрий Ракитин, принадлежа к числу тех людей, которых стыдливо называют "не как все". Иными словами, это наш, русский - он родился и прожил первые 25 лет в Москве - "человек дождя" (да-да, речь идет о великой роли Дастина Хоффмана). При попытке понять, как соотносятся у художника "насмотренность" и "особость" его отстраненного, освобожденного от суеты и комплексов взгляда на мир, поневоле встаешь в тупик. Кто-то из искусствоведов отрицает фактор "наученности", восклицая: "Гений!" Другой, напротив, объясняет, как много значило внимание родных, заметивших тягу к рисованию и сделавших все для того, чтобы развить способности ребенка, который с детства ушел в себя... Конечно, Дима по-своему поддерживает связь с миром внешним, где есть улица, и природа, и музеи; но куда прочнее он укоренен в размеренном домашнем пространстве со сменой времен года, где вехами служат Рождество или Пасха, с простыми "базовыми" ценностями. Лишь если разъять эту цепь взаимосвязей, можно осознать важность ее мельчайшего звена.

Художник с пронзительно непосредственным, но, кажется, доходящим до самой сути вещей восприятием жизни день за днем занят нелегкой работой - живописью. Не той, какой учат в институтах, зато помнящей свою первооснову. "Через такого, как Дима, живопись самореализуется с той полнотой и чистотой, которые необходимы, чтобы противостоять современному истощению ее языка", - пишет в каталоге известный критик Елена Мурина.

Сложный цвет, напряженные сочетания красок, открытая фактура холста, который "дышит", особая архитектоничность форм. На наших глазах происходит их рост, а будничные вещи превращаются в формулы бытия. Трудно сказать, что поражает больше - тонкость колорита, невероятно острое чувство цвета, выстроенность внешне незамысловатой композиции (ее особенно подчеркивает асимметрия и фрагментарность). Или глубина этих картин, за которой ощущаются искренность и незащищенность, чрезвычайно редкие у профессионалов. Чаще они присущи живописцам "наивным". Но в эту категорию Дима не вписывается, как не подходит и под определение актуального сегодня "art brut" (искусства "грубого" или "сырого", переводить можно по-разному, но речь не идет о художниках-примитивах). Кстати, Василий Ракитин, отец Димы, рассказал, что смотреть его работы приходил и директор парижского Музея "брутального" искусства. Но не счел их подходящими для своей коллекции: за этим автором стоит вековая культура.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;