Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 5 (7668) 5-11 февраля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

У времени в плену

Фестиваль современного танца "На грани" завершился в Екатеринбурге

БАЛЕТ

Наталия КУРЮМОВА
Екатеринбург


"Провинциальные танцы"

Фестиваль современного танца "На грани", завершившийся в Екатеринбурге, - первый на Урале за последний десяток лет. Несколько дней формулу contemporary dance - (современного танца) искали четырнадцать трупп (от новичков до звезд) и четыре хип-хоп команды. Вместе с ними - зрители, все четыре вечера заполнявшие залы, и делегация французских менеджеров, чиновников и критиков, приехавших "присмотреть" что-то для 2010 года - Года России во Франции (и наоборот).

Инициатива провести смотр-платформу принадлежала экс-директору Французского альянса в Екатеринбурге Эдвару де Люмле. Львиную часть организационных проблем на себя взял Свердловский академический театр музыкальной комедии во главе с неутомимым Михаилом Сафроновым. Арт-директором проекта стала критик Лариса Барыкина, много лет занимающаяся проблемами явления, до сих пор полумаргинального для нашей культуры.

Хотя географически фестиваль был ограничен "уральским треугольником": Пермь, Челябинск, Екатеринбург, с небольшими вкраплениями Западной Сибири и Удмуртии, его трудно назвать региональным. Костяк программы составили почти все главные танцньюсмейкеры России: "Провинциальные танцы", Челябинский театр современного танца, "Балет Евгения Панфилова", "Эксцентрик-балет Сергея Смирнова", компания "Киплинг", Екатеринбургский театр танца. Благодаря достойному контексту комфортную среду для появления на публике получили и не столь брендовые коллективы.

Среди последних запомнился яркий дебют Олега Ваниева, танцовщика из состава "провинциалов". Его "Бессонница", где две парочки существуют в реалиях кладбищенского кошмара, - своего рода пародия на жанр эротического триллера и, видимо, актуальная для молодежной субкультуры тема. В "Невесте" тюменской труппы "ARTформ" (хореограф Оксана Шматенок) бесхитростный сюжет про замужество против воли и разрушенное девичье счастье разворачивается в формах драматизированного народно-сценического бурлеска. "Комната тонких нитей", которую балетмейстер Ольга Зимина из Сарапула исполняет с одной из своих учениц, исследует психологические проблемы дочек-матерей и демонстрирует пользу свободной пластики выразительного танца для развития юных танцовщиков.

Для екатеринбуржца Александра Гурвича танец - в первую очередь непрерывное, полифоничное развитие множества пластических линий. В его работе "Дождь", представленной со студентами факультета современного танца Гуманитарного университета, из случайных касаний, столкновений, взглядов трех молодых людей в полиэтиленовых накидках и хрупкой девушки возникают новые отношения и связи, наплывающие друг на друга, словно потоки воды.

Для французского концептуалиста Рашида Урамдана - это постоянный эксперимент с движением, изображением и смыслом. В представленном на суд зрителей мастер-классе те же студенты образовывали своими телами некую телесно-душевную плазму (то, что Саша Вальц определила как "нетело"), заполняющую пространство. Одновременно, в видеопроекции, ребята давали личные интервью, а также читали отрывки из воспоминаний людей, переживших травматичный опыт войны. Мария Грейф, одна из лучших исполнительниц труппы Ольги Поны, в работе "Год серого гуся" сосредоточилась на теме преображения. Под волшебную музыку Нино Рота группа меланхолично и однообразно двигающихся девушек (до этого они как бы стирали, отбивали и отжимали белье) грезит об иной, прекрасной жизни.

"Casting-off" хореографа Ларисы Александровой в театре Панфилова - попытка "Свадебки" нового времени: женщины в свадебных кринолинах с букетами и мужчины в черных фраках. Но нет уже объединяющей и беспристрастной поступи ритуала, есть хаотичные пульсации желаний, что сталкивают в минутной страсти - и разводят, ставших чужими людей, навсегда, оставляя на память лишь конфетти фотографий. Тяга к архетипическому, к ритуальности прорывалась в спектаклях-номинантах на ближайшую "Маску". В "Глиняном ветре" Сергей Смирнов вступает в диалог с эстетикой "Мира искусства" и раннего Дягилева: две, словно сошедшие с древних барельефов, группы людей с их профильными позами выглядят цитатой из фокинского "Фавна". "Киплинги" же обратились к цветастой мифологии индейцев Латинской Америки. Там женщина, как и героини "Хури-хури", с их остроумной фантазией, невозмутимостью и позитивной энергетикой - основа мира. Ольга Пона в очередной раз подтвердила, что продолжает свое бескомпромиссное путешествие прочь от банальных сюжетов и историй к высокотехнологичным идеальным танцевальным структурам. В ее спектакле "Притяжение" людские тела (танцовщики работают безупречно) подвергаются разнообразным пластическим метаморфозам. "Голод" Балаша Баранье овеян поэтикой французского деконструктивизма: перманентный эпатаж, брутальный телесный экстрим, спазмы, судороги, биения плоти. Золотомасочный новаторский спектакль Татьяны Багановой "После вовлеченности-2" будоражит музыкой мистического Гурджиева, что рождает прихотливый рисунок лихорадочно танцующих пар.

Удалось ли вывести заветную формулу контемпорари участникам фестиваля? Ведь для каждого из них со-временность - своя. И надо отдать должное организаторам и публике: каждый был принят таким, каков он есть. Возможно, именно в этом разнообразии - будущее фестиваля "На грани". Он появился в нужном месте и вовремя: не в самый простой момент истории российского современного танца, но именно для того, чтобы его поддержать.

Также в рубрике:

БАЛЕТ

  • У времени в плену
    Фестиваль современного танца "На грани" завершился в Екатеринбурге

МУЗЫКА

ТЕАТР

НАСЛЕДИЕ

ВЫСТАВКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;