Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7668) 5-11 февраля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияУ времени в пленуФестиваль современного танца "На грани" завершился в Екатеринбурге БАЛЕТНаталия КУРЮМОВА
Фестиваль современного танца "На грани", завершившийся в Екатеринбурге, - первый на Урале за последний десяток лет. Несколько дней формулу contemporary dance - (современного танца) искали четырнадцать трупп (от новичков до звезд) и четыре хип-хоп команды. Вместе с ними - зрители, все четыре вечера заполнявшие залы, и делегация французских менеджеров, чиновников и критиков, приехавших "присмотреть" что-то для 2010 года - Года России во Франции (и наоборот). Инициатива провести смотр-платформу принадлежала экс-директору Французского альянса в Екатеринбурге Эдвару де Люмле. Львиную часть организационных проблем на себя взял Свердловский академический театр музыкальной комедии во главе с неутомимым Михаилом Сафроновым. Арт-директором проекта стала критик Лариса Барыкина, много лет занимающаяся проблемами явления, до сих пор полумаргинального для нашей культуры. Хотя географически фестиваль был ограничен "уральским треугольником": Пермь, Челябинск, Екатеринбург, с небольшими вкраплениями Западной Сибири и Удмуртии, его трудно назвать региональным. Костяк программы составили почти все главные танцньюсмейкеры России: "Провинциальные танцы", Челябинский театр современного танца, "Балет Евгения Панфилова", "Эксцентрик-балет Сергея Смирнова", компания "Киплинг", Екатеринбургский театр танца. Благодаря достойному контексту комфортную среду для появления на публике получили и не столь брендовые коллективы. Среди последних запомнился яркий дебют Олега Ваниева, танцовщика из состава "провинциалов". Его "Бессонница", где две парочки существуют в реалиях кладбищенского кошмара, - своего рода пародия на жанр эротического триллера и, видимо, актуальная для молодежной субкультуры тема. В "Невесте" тюменской труппы "ARTформ" (хореограф Оксана Шматенок) бесхитростный сюжет про замужество против воли и разрушенное девичье счастье разворачивается в формах драматизированного народно-сценического бурлеска. "Комната тонких нитей", которую балетмейстер Ольга Зимина из Сарапула исполняет с одной из своих учениц, исследует психологические проблемы дочек-матерей и демонстрирует пользу свободной пластики выразительного танца для развития юных танцовщиков. Для екатеринбуржца Александра Гурвича танец - в первую очередь непрерывное, полифоничное развитие множества пластических линий. В его работе "Дождь", представленной со студентами факультета современного танца Гуманитарного университета, из случайных касаний, столкновений, взглядов трех молодых людей в полиэтиленовых накидках и хрупкой девушки возникают новые отношения и связи, наплывающие друг на друга, словно потоки воды. Для французского концептуалиста Рашида Урамдана - это постоянный эксперимент с движением, изображением и смыслом. В представленном на суд зрителей мастер-классе те же студенты образовывали своими телами некую телесно-душевную плазму (то, что Саша Вальц определила как "нетело"), заполняющую пространство. Одновременно, в видеопроекции, ребята давали личные интервью, а также читали отрывки из воспоминаний людей, переживших травматичный опыт войны. Мария Грейф, одна из лучших исполнительниц труппы Ольги Поны, в работе "Год серого гуся" сосредоточилась на теме преображения. Под волшебную музыку Нино Рота группа меланхолично и однообразно двигающихся девушек (до этого они как бы стирали, отбивали и отжимали белье) грезит об иной, прекрасной жизни. "Casting-off" хореографа Ларисы Александровой в театре Панфилова - попытка "Свадебки" нового времени: женщины в свадебных кринолинах с букетами и мужчины в черных фраках. Но нет уже объединяющей и беспристрастной поступи ритуала, есть хаотичные пульсации желаний, что сталкивают в минутной страсти - и разводят, ставших чужими людей, навсегда, оставляя на память лишь конфетти фотографий. Тяга к архетипическому, к ритуальности прорывалась в спектаклях-номинантах на ближайшую "Маску". В "Глиняном ветре" Сергей Смирнов вступает в диалог с эстетикой "Мира искусства" и раннего Дягилева: две, словно сошедшие с древних барельефов, группы людей с их профильными позами выглядят цитатой из фокинского "Фавна". "Киплинги" же обратились к цветастой мифологии индейцев Латинской Америки. Там женщина, как и героини "Хури-хури", с их остроумной фантазией, невозмутимостью и позитивной энергетикой - основа мира. Ольга Пона в очередной раз подтвердила, что продолжает свое бескомпромиссное путешествие прочь от банальных сюжетов и историй к высокотехнологичным идеальным танцевальным структурам. В ее спектакле "Притяжение" людские тела (танцовщики работают безупречно) подвергаются разнообразным пластическим метаморфозам. "Голод" Балаша Баранье овеян поэтикой французского деконструктивизма: перманентный эпатаж, брутальный телесный экстрим, спазмы, судороги, биения плоти. Золотомасочный новаторский спектакль Татьяны Багановой "После вовлеченности-2" будоражит музыкой мистического Гурджиева, что рождает прихотливый рисунок лихорадочно танцующих пар. Удалось ли вывести заветную формулу контемпорари участникам фестиваля? Ведь для каждого из них со-временность - своя. И надо отдать должное организаторам и публике: каждый был принят таким, каков он есть. Возможно, именно в этом разнообразии - будущее фестиваля "На грани". Он появился в нужном месте и вовремя: не в самый простой момент истории российского современного танца, но именно для того, чтобы его поддержать. Также в рубрике:
|