Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 5 (7668) 5-11 февраля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Играем в Чехова

"12 новелл о любви". Новый драматический театр

Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля

Число 12 в репертуарной афише Нового драматического театра, наверное, считается счастливым. Едва из этой афиши исчез спектакль "12 разгневанных мужчин" Реджинальда Роуза, что, как известно, было связано с перипетиями в области авторских прав, как тут же появился новый - "12 новелл о любви". И ничто в общем-то в этом названии не намекает, что автор новелл - хрестоматийный Чехов. Его не менее хрестоматийные "пять пудов любви", как водится, ассоциируются с пьесой "Чайка". Коротенькие же рассказы (а именно они стали драматургической канвой нового спектакля) в нашем восприятии связаны с чем-то комедийно-бытовым, где понятие "любви" занимает далеко не ведущее место. А вот художественный руководитель Нового драматического, режиссер спектакля Вячеслав Долгачев, предлагает нам целую "анатомию отношений", как обозначен жанр постановки в программке, где любви, конечно же, найдется место, наряду с ревностью, предательством и прочими проявлениями человеческих отношений.

Но вот что самое парадоксально-любопытное. На протяжении этого немаленького, трехчасового спектакля как-то ни разу не вспомнился ...Чехов. И пусть умудренные чеховеды не торопятся побивать автора данных строк каменьями. Речь идет о той штампованной "чеховщине", которая навязла в зубах до полной невыносимости. Спектаклей по чеховским рассказам и одноактным водевилям сегодня на российских сценах - пруд пруди, и везде гримы, бороды, немытые мужики и истерично вскрикивающие дамочки бальзаковского возраста, обряженные все как один в "достоверные" костюмы. Тут же - ничего подобного.

В пространстве малой сцены - пустой квадратный помост без всяческих декораций. Пара светлых ширм и столов-стульев, с помощью которых можно воссоздать любое место действия (сценография Маргариты Демьяновой). Впрочем, его бытовые приметы вовсе и не первостепенны: важно, что случилось, а не где это произошло. По краям помоста расставлены стулья, на которые присаживаются свободные в данный момент актеры, но они не просто отдыхают, а непосредственно реагируют на происходящее. И это, между прочим, рождает ощущение цельности действия, пусть и разбитого на 12 эпизодов.

Чеховские новеллы играются слаженной актерской командой, где подавляющее большинство - молодежь, с небольшими вкраплениями исполнителей среднего и старшего поколения. На девушках - унифицированные светлые платья, мужчины порой набрасывают современную военную одежду, если речь идет об офицерах. Порой появляющиеся сегодняшние аксессуары, честно признаться, порой кажутся излишними, ведь они всего лишь иллюстрируют известный тезис: Чехов - писатель на все времена. К тому же эта иллюстрация присутствует и в музыкальном оформлении спектакля, где звучат песни Окуджавы, романсы разных эпох и англоязычный вокал. Это, впрочем, отнюдь не мешает зрелищной непосредственности, но и не слишком помогает, поскольку чеховская вневременность блистательно явлена в актерской игре (метод которой, естественно, предложен режиссером).

Он же, вероятно, отбирал и сами рассказы. Поднадоевшие на сцене "Злоумышленник" или "Дочь Альбиона" на сей раз остались на страницах книг. А на сцене - то, что обычный зритель вряд ли знает назубок: "Поленька" и "Мститель", "Нервы" и "Старость" и так далее, до полной дюжины. Здесь нет и намека на модный ныне "литературный театр" с автором в качестве главного героя. Нет, каждая сценка - это чистая инсценировка, где препарируется, согласно жанровому обозначению спектакля, тот или иной человеческий конфликт. Нет и невольной, теперь уже эстетически обыгрываемой интонационно-постановочной монотонности. Наоборот, настроение, атмосфера, эмоции меняются каждый раз, преподнося новый, подчас неожиданный поворот данного сценического "сюжета".

Вот публика вдоволь нахохоталась в истории о "Дорогой собаке", где изрядно принявший на грудь офицер Дубов (Михаил Калиничев) втюхивает некоему Кнапсу (Сергей Моисеев) ненужную ему шавку, а та (в пластически-звуковом исполнении Антона Морозова) уморительно комментирует ситуацию со "зрительского" места. И тут же в "Переполохе" облыжно обвиненная в краже гувернантка Машенька (Надежда Пылаева) заплачет о своей горькой доле, а хозяин дома (Дмитрий Шиляев) и вовсе попытается осмыслить тему "Пропала жизнь!" Причем даже один эпизод может удивить внезапной сменой настроений, когда беззаботно веселящаяся публика вдруг ощутит ком в горле. Как в одном из явно кульминационных здесь рассказов - "Жилец". Замечательное недавнее приобретение театра, артист Антон Морозов в роли Халявкина выдаст такую эксцентрику с клоунадой, что зрители сами будут готовы вслед за артистом падать со стульев от смеха. И тут же Михаил Калиничев - Брыкович ловко перетянет творческое "одеяло" на себя и одними только паузами, что вклиниваются в горечь фраз, заставит всех замолчать и переключиться совсем в иной эмоциональный регистр.

И так далее, до самого финала, логично обозначенного эпизодом "Старость" с участием Александра Курского - Узелкова и Анатолия Сутягина - Шапкина. Пожалуй, единственная декоративно-постановочная картинка "кладбище" принесет мысли о быстротечности и суетности бытия. Но как только "надгробные статуи" с легкостью оживут и одарят зал молодыми улыбками, как тут же поймешь: всему свой час, а нам пока "туда" не время. Тем более что столь легкий, темпераментный, игровой спектакль дает всем замечательный оптимистический посыл. Не только, между прочим, творческий, но и просто человеческий.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ТЕНДЕНЦИЯ МЕСЯЦА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;