Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7773) 21 - 27 апреля 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

“ЗОЛОТАЯ МАСКА”

Главное забыл

ДРАМА

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля “Дядя Ваня”
В нынешнем сезоне “Золотая Маска” составила в сумме такую программу, что даже самый сумасшедший любитель фестивальных марафонов не смог бы отсмотреть всего предложенного. Ведь до собственно конкурсной программы прошли две сопутствующие: международная “Маска Плюс” со спектаклями Израиля, стран СНГ и “Польский театр в Москве”. Честно говоря, именно благодаря польской программе этот фестиваль- 2011 и останется в истории. Спектакли поляков, начиная от “гуру” Кристиана Люпы с его “Персоной Мэрилин” и заканчивая камерной моноисповедью Войчеха Земильского (“Небольшой рассказ”), вольно или невольно встали в оппозицию панораме российских спектаклей, ибо явили собой совершенно другой современный театр. И дело даже не в том, что “Вавилон” двух экстремальных женщин (драматурга Э.Елинек и режиссера М.Клечевской) шокировал жестким натурализмом зрелища и беспощадностью социального приговора, что “(А)поллония” К.Варлиховского изматывала зрительские глаза, уши и мозги жесточайшими нравственными дилеммами. Дело в том, что мы увидели театр как сгусток невероятной по силе рефлексии, услышали его как крик социальной боли, и остаться к такому равнодушным не удалось никому – ни тем, кому это решительно понравилось, ни тем, кого возмутило, ни тем, у кого возникли по ходу дела резонные вопросы как эстетического, так и смыслового порядка. Главный же вопрос: почему мы такое не можем? – давно уже витает в воздухе. Такое – в смысле взятой на себя театром обязанности бить беспощадными вопросами прямо промеж глаз. В смысле невероятной свободы приемов и актерской отваги. Феерическая Сандра Коженяк, сыгравшая Мэрилин Монро в последние дни ее звездной и одновременно глубоко трагичной жизни, надолго, если не навсегда, врежется в память.

Нет, становиться кем-то другим, а не самим собой, – дело самое последнее, в том числе и для российского театра. Но думать о смыслах его собственных высказываний, о побуждениях, да и о формах весьма и весьма необходимо. Очередная конкурсная программа национального театрального фестиваля, теоретически включающая в себя все лучшее, должна бы представить искомую картину. И лучше бы ее, эту картину, не смазывать сопутствующими впечатлениями, тем более такими обильными и такими сильными. Ведь и украинский “Эдип. Собачья будка” внес свою дозу эстетического шока. Чего уж говорить о польских спектаклях. Верное, в принципе, соображение, что крупнейший российский фестиваль должен обрастать внеконкурсными показами, расширять поле обозрения, на сей раз едва не обернулось манией величия. И нечего удивляться, что кто-то теперь, по окончании “Маски”, “главное забыл” (был в конкурсе милый, но не очень удачно прошедший петербургский спектакль с таким названием). То есть будет вспоминать и обсуждать не спектакли-номинанты, а совсем другие радости.

Что же до картины конкурса, то решение жюри в разделе “Драма” дает исчерпывающий ответ. “Дядя Ваня” Вахтанговского театра как гармоничное целое, как весьма неожиданный, жесткий и одновременно поэтичный взгляд на заигранную чеховскую пьесу – это действительно событие. Равно, как событие – и “Изотов” Александринского театра – редкий в наших широтах спектакль атмосферы, образа, зрелища, в котором слово – всего лишь элемент, притом не самый главный, а целое тем не менее взывает и к разуму, и к исторической памяти, и к сильной эмоции. Почему поставивший его Андрей Могучий выбран “лучшим режиссером”, а не Римас Туминас? Или, наоборот, почему “Изотов” – не “лучший, спектакль” (когда и премию за лучшую работу художника получил Александр Шишкин – тоже за “Изотова”)? Все это – вопросы регламента номинаций самой премии, а регламент, даже самый умный и взвешенный, все равно слегка туповат.

Хотя впервые в истории фестиваля на конкурс был выдвинут целый проект – четыре спектакля РАМТа, поставленных молодыми режиссерами. И впервые (если не считать некогда участвовавшей и победившей “Каштанки” Екатеринбургского ТЮЗа) в соревновании участвовали спектакли, поставленные для детей. Проект получил спецприз жюри. Но самое, наверное, ценное здесь то, что наконец-то восторжествовала простая, в сущности, истина: спектакли не делятся на детские и взрослые, они делятся на хорошие и плохие.

Опять провинция решительно проиграла Москве и Петербургу. Хотя ее узор на этом фестивале сложился интереснее, чем имеет обыкновение складываться. Было свое обаяние и в воронежских “Электре и Оресте”, которых режиссер Михаил Бычков поставил как трагедию современных детей, затянутых в воронку взрослых злодеяний. Чисто, хотя немного по-детски, прозвучало платоновское “Возвращение”, поставленное молодым Олегом Юмовым (Новосибирский театр “Глобус”). А “Екатерина Ивановна” Ярославского театра имени Ф.Волкова – и вовсе стильная работа. В мрачной социально-бытовой истории Леонида Андреева режиссер Евгений Марчелли высвободил вечную тему сшибки полов, тему мужской агрессии и мужского малодушия. В спектакле, наполненном бешеной страстью, нет примет конкретного времени, но есть отчетливый привкус андреевского декаданса, опрокинутого в наши сегодняшние ощущения. Смелой и одаренной актрисе Анастасии Светловой, думаю, не досталась основная “Маска” (она получила спецприз жюри) только потому, что в конкурсе была Ольга Яковлева, чей высокий класс игры и породы в спектакле МХТ “Обрыв” попробуй-ка обойди.

Казалось, и потрясающего в роли дяди Вани Сергея Маковецкого обойти невозможно. Но “Маску” за лучшую мужскую роль получил Игорь Гордин, чья работа в спектакле МТЮЗа “Кроткая” действительно хороша. Артист, уже давно обративший на себя внимание серьезом и профессионализмом, в последние годы обрел еще и свободу, и яркую выразительность. А все же, на мой вкус, Маковецкого не переиграл.

Обошла “Маска” и спорного “Гамлета” Валерия Фокина (Александринка). Жесткий, беспощадный к нынешнему времени и его взаимоотношениям с великой шекспировской пьесой спектакль остался без награды. Ничего не взял и спектакль Константина Богомолова “Wonderland-80” (“Табакерка”). А между тем это достаточно редкая в наших пенатах вольная композиция разноплеменных текстов и столь же нечастая попытка откровенной общественной рефлексии – ведь режиссер соединил два “зазеркалья”: советское из “Заповедника” Довлатова и сказочное кэрролловское (“Алиса”).

“Маска” на стадии финального выбора все еще стойко предпочитает традицию. Если зажмуриться и представить себе, что в список номинантов попадает эдакая российская “(А)поллония”, то представить ее у нас лауреатом пока не удается, даже зажмурившись. К слову, автор этих строк по-прежнему верит в то, что и традиционным методом РПТ (русский психологический театр) можно совершить на сцене талантливое открытие, и не надо толкаться, всем места хватит. Но когда есть факт формального новаторства, обеспеченного к тому же острым современным смыслом, стоит ли при “раздаче слонов” так осторожничать? А то ведь каждый второй зритель все еще вспоминает неистовых поляков, главное же, ради чего устраивается национальный театральный фестиваль, вроде как и забыл.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;