Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7773) 21 - 27 апреля 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаЧайковский без “маленьких лебедей”В КЗЧ стартовал цикл юбилейных концертов Геннадия Рождественского Евгения КРИВИЦКАЯ
И вот – возвращение к Чайковскому. Впрочем, при составлении программы своего персонального филармонического абонемента Рождественский не отступил от правила удивлять публику: забытая реконструкция симфонии № 7 “Жизнь” (выполненная С.Богатыревым) или опера “Воевода” откроют нам какие-то иные грани творчества композитора. Но интересно было послушать в исполнении прославленного мастера и хорошо знакомые страницы классики. Приближаясь к юбилею (напомним, что абонемент имеет подзаголовок “К 80-летию со дня рождения Г.Рождественского”), дирижер на подиуме ничем не выдает свой возраст. Его вступительный комментарий – как и всегда, блестящий театр одного актера, – для многих особенно желанный и обязательный номер программы, – в этот раз завершился эффектным жестом в публику, сразу же завоевав ее благосклонность. Все первое отделение было отдано Серенаде для струнного оркестра, в которой, по словам Г.Рождественского, струнные показаны во всем их разнообразии и великолепии. Оркестр Государственной академической симфонической капеллы России помог дирижеру “оправдать” эту характеристику. Тут было и роскошное звучание всего струнного аккорда в теме-рефрене первой части, напоминающее вибрирующее органное тутти, и рядом прозрачнейшее пиано; звенящие унисоны в Вальсе и трогательная кантилена в Элегии – любой жест Рождественского находил отклик у музыкантов Госкапеллы. Но главным “козырем” стал, конечно, виртуозный Финал с его безудержным плясом, который струнные сыграли с неистовым драйвом. Можно было наблюдать, как в антракте к присутствующему в КЗЧ руководителю Госкапеллы Валерию Полянскому подходили совершенно незнакомые слушатели, восхищаясь качеством игры его оркестра. Балеты Чайковского – особая страница в творчестве Геннадия Рождественского. Он не стал приглашать в свою программу “маленьких лебедей”, а предпочел знаменитые скрипичные соло – музыку самой высшей пробы, – выбрав солистом Александра Рождественского. И тут дирижер нашел, чем удивить публику, включив в балетный дивертисмент Антракт “Сон” к второй картине “Спящей красавицы”, который был купирован при жизни Чайковского и “восстановлен в правах” С.Дягилевым для лондонской постановки балета. Звучали и несколько соло из “Лебединого озера” (Черное па де де, Русский танец), где самым прекрасным, конечно же, остается Белое адажио: здесь скрипка поет, сливаясь в сладостном дуэте с виолончелью (Евгений Аврушкин). Хорошо, что солист и дирижер не стали “искать” новых трактовок, а исполнили эту великую музыку в лучших классических традициях: очень красиво, благородно и возвышенно – “от сердца к сердцу”. Драматургия вечера подвела к кульминационному моменту – увертюре “1812 год”. Дух сражения явно передался дирижеру, который “фирменным” колющим жестом, словно выбрасывая пику, вел свои оркестровые полки на бой. Драматичные эпизоды (как, скажем, главная партия или фугато в разработке) контрастировали с лирической “русской темой”, тепло и задушевно пропетой скрипками. Примечательно, что эта мелодия “перебралась” в увертюру из того самого уничтоженного Чайковским “Воеводы”, и мы (совсем по Станиславскому) еще раз услышим ее в одном из дальнейших концертов. Интересно было наблюдать, как менялись жест и даже поза дирижера по мере развития сюжета. Вот зазвучали первые звуки “Марсельезы”, легко и точно сыгранные деревяшками: маэстро побалетному отставил левую ногу, всем своим видом напоминая оркестру об изящных “французиках из Бордо”. А когда в коде вступила “банда” выстроившихся на задней линии сцены духовиков в желтых мундирах и поплыл малиновый звон (в оркестре была и небольшая настоящая колокольня), Рождественский победоносно управлял всем музыкальным воинством, предчувствуя триумф. Также в рубрике:
|