Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7773) 21 - 27 апреля 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Чайковский без “маленьких лебедей”

В КЗЧ стартовал цикл юбилейных концертов Геннадия Рождественского

Евгения КРИВИЦКАЯ
Фото Эдуарда ЛЕВИНА


Дирижирует Г.Рождественский
Петр Ильич Чайковский в интерпретации Геннадия Рождественского – эта тема таит в себе неожиданные сюжеты и удивительные открытия. От записей “Щелкунчика” с оркестром Большого театра 1961 года и “Вариаций на тему рококо” с оркестром Ленинградской филармонии 1971 года, где в солистах у него был Мстислав Ростропович, до недавнего “Опричника”, запечатленного с постановки в Оперном театре в итальянском городке Кальяри. В репертуаре дирижера фактически весь Чайковский, о чем последнее время в России мало вспоминалось, поскольку маэстро в своих редких концертах в Москве презентовал в основном малоизвестные раритеты западных авторов: Сибелиуса, Нильсена, Яначека...

И вот – возвращение к Чайковскому. Впрочем, при составлении программы своего персонального филармонического абонемента Рождественский не отступил от правила удивлять публику: забытая реконструкция симфонии № 7 “Жизнь” (выполненная С.Богатыревым) или опера “Воевода” откроют нам какие-то иные грани творчества композитора.

Но интересно было послушать в исполнении прославленного мастера и хорошо знакомые страницы классики. Приближаясь к юбилею (напомним, что абонемент имеет подзаголовок “К 80-летию со дня рождения Г.Рождественского”), дирижер на подиуме ничем не выдает свой возраст. Его вступительный комментарий – как и всегда, блестящий театр одного актера, – для многих особенно желанный и обязательный номер программы, – в этот раз завершился эффектным жестом в публику, сразу же завоевав ее благосклонность.

Все первое отделение было отдано Серенаде для струнного оркестра, в которой, по словам Г.Рождественского, струнные показаны во всем их разнообразии и великолепии. Оркестр Государственной академической симфонической капеллы России помог дирижеру “оправдать” эту характеристику. Тут было и роскошное звучание всего струнного аккорда в теме-рефрене первой части, напоминающее вибрирующее органное тутти, и рядом прозрачнейшее пиано; звенящие унисоны в Вальсе и трогательная кантилена в Элегии – любой жест Рождественского находил отклик у музыкантов Госкапеллы. Но главным “козырем” стал, конечно, виртуозный Финал с его безудержным плясом, который струнные сыграли с неистовым драйвом.

Можно было наблюдать, как в антракте к присутствующему в КЗЧ руководителю Госкапеллы Валерию Полянскому подходили совершенно незнакомые слушатели, восхищаясь качеством игры его оркестра.

Балеты Чайковского – особая страница в творчестве Геннадия Рождественского. Он не стал приглашать в свою программу “маленьких лебедей”, а предпочел знаменитые скрипичные соло – музыку самой высшей пробы, – выбрав солистом Александра Рождественского. И тут дирижер нашел, чем удивить публику, включив в балетный дивертисмент Антракт “Сон” к второй картине “Спящей красавицы”, который был купирован при жизни Чайковского и “восстановлен в правах” С.Дягилевым для лондонской постановки балета. Звучали и несколько соло из “Лебединого озера” (Черное па де де, Русский танец), где самым прекрасным, конечно же, остается Белое адажио: здесь скрипка поет, сливаясь в сладостном дуэте с виолончелью (Евгений Аврушкин). Хорошо, что солист и дирижер не стали “искать” новых трактовок, а исполнили эту великую музыку в лучших классических традициях: очень красиво, благородно и возвышенно – “от сердца к сердцу”.

Драматургия вечера подвела к кульминационному моменту – увертюре “1812 год”. Дух сражения явно передался дирижеру, который “фирменным” колющим жестом, словно выбрасывая пику, вел свои оркестровые полки на бой. Драматичные эпизоды (как, скажем, главная партия или фугато в разработке) контрастировали с лирической “русской темой”, тепло и задушевно пропетой скрипками. Примечательно, что эта мелодия “перебралась” в увертюру из того самого уничтоженного Чайковским “Воеводы”, и мы (совсем по Станиславскому) еще раз услышим ее в одном из дальнейших концертов. Интересно было наблюдать, как менялись жест и даже поза дирижера по мере развития сюжета. Вот зазвучали первые звуки “Марсельезы”, легко и точно сыгранные деревяшками: маэстро побалетному отставил левую ногу, всем своим видом напоминая оркестру об изящных “французиках из Бордо”. А когда в коде вступила “банда” выстроившихся на задней линии сцены духовиков в желтых мундирах и поплыл малиновый звон (в оркестре была и небольшая настоящая колокольня), Рождественский победоносно управлял всем музыкальным воинством, предчувствуя триумф.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;