Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7773) 21 - 27 апреля 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияАпостол Кристофер и сабля-пистолетМосква отметила Всемирный день культурного и исторического наследия АКТУАЛЬНАЯ ТЕМАГеоргий ОСИПОВ
Но, разумеется, были и исключения. Музей А.С.Пушкина на Пречистенке приурочил к этому дню выставку из Калужского областного краеведческого музея, существующего с позапрошлого века и “прописанного” ныне в едва ли не лучшем классическом особняке всея Руси – доме Золотарева. Правда, вручение музею специально приобретенного на одном из зарубежных аукционов Департаментом культуры Москвы портрета Марии Николаевны Волконской перенесли на майские музейные празднества. Слово “Калуга”, по одной из версий, означает мокрое, топкое, болотистое место. А в такой среде, как доказывает опыт Великого Новгорода, хорошо сохраняются реликвии минувших времен. Что, собственно, калужская выставка и доказывает. На “авансцене”, как ни странно – ведь у Калуги исторически куда более миролюбивый и спокойный характер, чем, скажем, у соседних Тулы и Рязани, – оружие. Мемориальное – шпага Дмитрия Гончарова, шурина Пушкина. Экзотическое – миниатюрный четырехствольный пистолет и парадный топор саксонского рудокопа. Наконец, технически уникальное – пистолет, совмещенный с... саблей. Пусть обычной саблей машет ни о чем не подозревающий противник – мы влепим ему в лоб пулю из ствола, незаметно приваренного к лезвию, а спусковой крючок затаился под гардой. Немалая часть сокровищ – из калужских усадеб. Надо сказать, что иметь в этом краю поместье всегда считалось очень престижным. Майсенский фарфор из Борятина Горчаковых. Провинциальная, но такая милая семейная портретная галерея из усадьбы Кашкиных Нижние Прыски, что напротив Оптиной пустыни. Впрочем, роскошные усадьбы в Калуге имели и многие городские купцы, которые, вопреки сложившемуся мнению, занимались не только набиванием собственной мошны. Вот, например, коллекция купца-старообрядца Акима Рыжичкина – китайский фарфор, японские чашечки для сакэ, огромный африканский меч и прочее в том же вкусе, – которую он положил в основу музея “На Благое Просвещение” (впоследствии его собрание стало частью коллекции нынешнего музея). Наконец, раздел и вовсе необычный. Более того, по мнению многих, относящийся к “уходящей натуре”. Речь – о самых обычных спичках. Этот нехитрый предмет обихода из осины делали и в самой Калуге, и в Балабанове, и в Медыни. Спички охотничьи, горящие под водой, ветроустойчивые, магниевые – для космонавтов. А на этикетках – вся история страны. Подарочные наборы былых времен – во славу русского леса, продукции ныне обанкротившегося ЗИЛа, советского балета, отечественной клоунады. Об “уходящей натуре” можно и должно поспорить – кто бы видел, как популярны сегодня подарочные наборы спичек во многих музеях Золотого кольца России. Но проблема в том, что посвященная истории спичек музейная экспозиция есть только на калужском заводе “Гигант” и обычному посетителю она недоступна. А о необходимости создания единственного в России специализированного Музея спичек толкуют и в Калуге, и в столицах уже не первый год. Как и о том, в сколь плачевном состоянии, за редчайшим исключением (Полотняный Завод), находится большинство калужских усадеб. Авчурино. Грабцево. Городня. Совсем забытое Богородское, о котором недавно писала наша газета… Недавно Третьяковка осуществила масштабный проект “Золотая карта России”, “пригласив” к себе провинциальные художественные музеи. Почему бы какому-то столичному музею не составить такую же “карту” и для музеев историко-краеведческих? Опыт есть – серию выставок церковных ценностей из губернских и уездных музеев провел Исторический музей. Но многое ли можно было показать в крохотном зальчике при соборе Василия Блаженного? Апостол со Старой Басманной Накануне Дня культурного и исторического наследия прошла презентация знаменитого особняка Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной, который открылся после реставрации и уже стал своего рода эталоном сохранения историко-культурного наследия в столице, где до сих пор не могут похвастаться, что в этой сфере царят закон и порядок. Во-первых, в особняке размещается музей. Во-вторых, сама реставрация отличается научным подходом и тщательностью исполнения. Иными словами, не экономили ни времени, ни средств… Род Муравьевых-Апостолов не последний в русской истории: сенатор Иван Матвеевич Муравьев-Апостол на рубеже XVIII – XIX веков был одним из, по-современному говоря, “политических тяжеловесов”. Прославились и его сыновья-декабристы – повешенный на Петропавловском кронверке Сергей, застрелившийся после восстания Черниговского полка Ипполит и проживший почти век – 93 года! – Матвей. Его внучатый племянник, носивший тройную фамилию – Коробьин-Муравьев-Апостол, – и унаследовал в итоге дом. В постсоветской России особняку выпала, можно сказать, счастливая судьба. Он оказался одним из немногих, переданных в аренду потомкам прежних владельцев – наряду с “чайной пагодой” Перлова на Мясницкой и домом Пороховщикова в Староконюшенном переулке. При отсутствии в России четкого законодательства о реституции и это, похоже, немало. В 1986-м здесь открылся Музей декабристов, но просуществовал он недолго – пять лет спустя рухнул потолок, и деревянный особняк волей-неволей признали аварийным. Но, по счастью, в том же 1991-м в Россию приехали потомки знаменитого рода. Тогда, по призыву еще советского Фонда культуры, братья Андрей и Алексей Владимировичи Муравьевы-Апостолы передали обширную библиотеку и часть семейной коллекции ему в дар. В благодарность их пригласили в Россию посмотреть места, связанные с памятью предков. Тогда же в Москву приехал сын Андрея Владимировича, Кристофер, гражданин Швейцарии. Он-то и решил восстановить дом предков и возродить в нем музей. Почти десять лет длились бюрократические мытарства, почти десять лет охранял его Кристофер от банков, офисов, казино и бомжей – и, наконец, к 175-летию восстания декабристов дом был передан ему в долгосрочную аренду с правом пролонгации. В январе 2001 года началась реставрация. За основу был принят исторический облик усадьбы начала XIX века. Причем была поставлена задача сохранить старые стены – даже несущие балки сделали деревянными! – тем более что дом ни разу не перестраивался и не горел. И сохранили-таки – “гарантия” особняку дана на триста лет. “Я арендовал дом на 25 лет с правом пролонгации, – говорит Кристофер Муравьев-Апостол. – А что будет потом, трудно сказать. Дело в том, что аренда была тогда единственной возможностью получить и спасти этот дом. Сейчас мы работаем над тем, чтобы приватизировать здание. Думаю, за 49 лет мы сумеем сделать что-то хорошее”. В этом-то нет сомнений. Но кто знает, какие ветры будут дуть в эти годы в Москве? Ведь слишком лакомым куском является отреставрированный дом, чья стоимость многократно превышает стоимость развалюхи образца 1991 года. Не появится ли, вопреки букве сегодняшнего закона, более солидный, с точки зрения властей, претендент? Как говорил чеховский герой, если бы знать... Также в рубрике:
|