Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7773) 21 - 27 апреля 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Сказки странствий

Павел Челищев в галерее “Наши художники”

Ирина КУЛИК


П.Челищев. “Дети-листья”. Около 1939 г.
Павла Челищева, эмигрировавшего из России с армией Деникина в 1920 году и прожившего жизнь, перемещаясь по всему миру (из Константинополя в Берлин, из Берлина – в Париж, оттуда в Нью-Йорк, затем в Италию, где он и скончался в 1957 году), долгое время было принято считать чуть ли не единственным сюрреалистом русского происхождения. Прежде всего благодаря самой известной в России его работе, масштабному полотну 1930-х годов “Феномены”, находящемуся в Третьяковской галерее – туда в 1958 году картину передал друг Челищева Линкольн Кирстайн, приехавший в Москву вместе с американским “Нью-Йорк Сити Балет”. Тогда полотно убрали в запасники, но впоследствии оно все же заняло свое место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Полотно это, представляющее гротескную современную мистерию, и правда, вызывает почти неизбежные ассоциации с Сальвадором Дали.

Выставка в “Наших художниках” – вторая персоналка культового художника после ретроспективы, состоявшейся четыре с половиной года назад в той же галерее, – столь желанный миф о Челищеве как русском сюрреалисте, в общем-то, развеивает. В Париже 1920-х годов Челищев в круг Андре Бретона и его последователей не входил и сам себя с сюрреализмом никак не идентифицировал. Блистательный одиночка-маргинал, уникальный персонаж второго ряда, куда более подвижный в своей творческой траектории, нежели хрестоматийные, представляющие то или иное направление художники первого ряда, Челищев перемещался по художественным стилям ХХ века, по маршруту, не менее прихотливому, чем его странствия по странам и континентам. Представленные в “Наших художниках” его работы французского периода 1920-х годов, например, колеблются от уже почти академизированного модернизма “парижской школы” до ядовитого в своей нарочитой приторности маньеристического салона. Но даже в самых расхожих для искусства того времени сюжетах, например о циркачах и бродячих комедиантах, Челищев находит нечто индивидуальное до идиосинкразии. Одни из самых впечатляющих экспонатов выставки – “Татуированный” 1934 года и “Жонглер” 1931года, напоминающий полотна-каламбуры Арчимбольдо: его тело кажется сложенным из испещривших его изображений других человеческих фигур. Татуировки, покрывающие тело, но в то же время словно бы выворачивающие его наизнанку, представая его скрытой структурой, наподобие проступивших мышц и сосудов, перекликаются со сквозными у Челищева вариациями на тему “экорше” вроде представленной в галерее “Анатомической головы” 1946 года или серии литографий 1948 года, где едва намеченный на первом листе абрис головы, едва одевшись плотью, тут же проступает сеткой кровеносных сосудов, почти как в уэллсовском “Человеке-невидимке”. И даже самые поздние, 1950-х годов, сотканные из напоминающих неоновые трубки светящихся полос, очерчивающих контуры существ и предметов, кажутся завершением этого анатомирования мира, нематериальным скелетом, наконец-то проступившим сквозь плоть вещей.

Но и сама эта плоть, отталкивающая и соблазнительная одновременно, занимала Челищева на протяжении многих лет и десятилетий его творчества. Пейзажи, предметы или растения у него предельно физиологичны – прожилки на листьях кажутся отчетливо набухшими кровью, а сами эти листки оборачиваются детскими фигурками, как, например, в работах американского периода – “Дети-листья” или “Детство Орсона”. Амбивалентность живого и неживого, предмета и тела, пейзажа и лица, человека и животного вообще становится сквозной темой Челищева этого периода. В бугрящемся холмами ландшафте проступают очертания обнаженных тел или даже туловища быков (“Фата-моргана”), в зарослях сорняков и колосьев – львиная морда (“Зеленый лев”), а “Портрет моего отца” 1939 года оказывается настоящей головоломкой – портретом, видимо, нужно считать лежащий на первом плане, под ногами у пары напоминающих сиамских близнецов детей, огромный камень, в котором проступает то голова хищного зверя, то человеческий профиль. Конечно, все эти игры в прятки, которые картины ведут со зрителем, имеют немало общего с визуальными каламбурами сюрреалистов. Но образы Челищева коренятся не в универсальных мифах, но в сказках, порожденных прихотями авторского замысла или особенностями того или иного местного, корневого фольклора, его фата-морганы – не ребусы человеческого подсознания, но “пузыри земли”. Самые причудливые, самые фантастические полотна, которые Челищев пишет в конце 1930-х, в 1940-е годы, больше всего напоминают не восходящие к средиземноморской античности аллегории Де Кирико и Дали, но к гротескным образам куда более близкого ему в буквальном, географическом смысле слова американского художника Томаса Харта Бенсона, одного из представителей “риджионализма” – художественного направления, создававшего образ мифологизированной, сказочной американской глубинки, в которой несколько лет спустя развелись и пустили вполне надежные корни всевозможные “дети кукурузы”.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

СЛОВО ХУДОЖНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;