Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7773) 21 - 27 апреля 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Переход на яркие личности

Марафон Национальной театральной премии завершен

Дарья БОРИСОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Р.Туминас
15 апреля подвели итоги 17-й “Золотой Маски”. Церемония закрытия вновь прошла в Гостином Дворе, в необъятных просторах которого так удобно разместить аппаратуру для телетрансляции (она шла на канале “Россия Культура” той же ночью). Люди же в гулком гостинодворском пространстве просто теряются, уютной атмосферы театрального праздника там не создать. 32 номинации – не шутка (плюс спецпремии), и само собой получается, что ход церемонии сведен к механике “огласил – получил – следующий”. Нет времени для конферанса, импровизаций, шуток и реприз – всего того, из чего и складывается в памяти образ события. Главным развлечением нынешней церемонии стали разнообразные, но неизменно долгие пробеги по длиннющей красной дорожке; почти все лауреаты почему-то рассажены были в отдалении от сцены, и пока очередной счастливец проделывал путь к “вручантам”, президентский оркестр успевал проиграть чуть не весь вальс или полонез. Стиль бега у всех разный. Актрисы торопятся, радостно мелькают каблучками. Довелось в тот вечер выходить на сцену легендарным дамам Вахтанговского театра Галине Коноваловой и Людмиле Максаковой – надо было видеть, с каким драйвом мерили они шагами дорожку. Получивший “Маску” в номинации “Лучшая мужская роль в драме” Игорь Гордин от радости и вовсе пропрыгал всю дорогу, по-балетному зависая в воздухе и пристукивая ногой о ногу. Художники пробираются как бы бочком, смущаясь под прицелом взглядов и камер. Чемпионом дорожки в тот вечер стал директор екатеринбургского Театра музкомедии Михаил Сафронов – три забега совершил этот полнокровный мужчина, причем каждый раз бежал по новой траектории, все сильнее радуясь успеху родного мюзикла “Мертвые души”. Режиссеры – другое дело. Никаких порывов. Целенаправленное движение к награде.

Еще одно наблюдение. Благодарственные спичи на наших премиях редко бывают оригинальными, не стала исключением и эта “Маска”. Но тут в числе лауреатов (или их полномочных представителей) оказались европейцы и американцы – каждый из них заготовил речь, идя на церемонию в качестве номинанта, и зачитал ее со сцены, став обладателем приза. На фоне стандартных “спасибо”, “ой, как неожиданно” и “благодарю жену и режиссера/дирекцию театра/ актеров” продуманные заранее и оформленные мысли лауреатов-иностранцев показались знаком уважения, серьезного отношения к премии. Нил Шикофф, премированный за исполнение партии Элеазара в опере “Иудейка” (Михайловский театр), связал события спектакля с проблемами современности: “Иудейка” напоминает нам о том, что в нашей жизни не должно быть места расовой нетерпимости. Финал оперы подводит к мысли, что нельзя жить без диалога. Эмоции, которые рождает это произведение, его пафос дают нам всем возможность объединиться”.

А.Могучий
Кстати, все больше граждан других государств фигурирует в наградном списке “Золотой Маски”. Еще несколько лет назад прецеденты переполняли многих наших театральных деятелей эмоциями, подобными тем, что испытал недавно Владимир Жириновский (напомним, что большое беспокойство ему внушила деятельность “литовца из Вахтанговского театра”). Нынешний расклад и реакции на него говорят о том, что преодолены многие страхи и предрассудки и российский театр вошел во вкус сотрудничества с носителями других культур, школ и течений. Наибольшую открытость демонстрируют опера и балет, причем не только столичные площадки: лучшими хореографами в секции “современный танец” признаны Йохан Гребен и Ури Ивги, поставившие в Екатеринбурге “Песню не про любовь”, а лучший спектакль в этой категории – “Мирлифлор” костромской компании “Диалог Данс” в постановке Карин Понтьес. Лучшим балетным спектаклем года признана “Маленькая смерть. Шесть танцев” в хореографии Иржи Килиана (Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко). Дирижерскую “Маску” получил Теодор Курентзис (хоть и привыкли мы к нему, но “по паспорту” и он – иностранец) за “Воццека”, а авторами лучшей оперной постановки признаны Джонатан Кент (“Маска” за лучший спектакль) и Пол Браун (лучшая работа художника в музыкальном театре), работавшие в Мариинском театре над “Женщиной без тени”. Француженка Эмили Валантен названа лучшим художником театра кукол за работу над спектаклем “Грибуль-простофиля господин Шмель” (Екатеринбург). Ну и, наконец, “Маска” за лучший драматический спектакль большой формы – у команды “Дяди Вани” Театра имени Евг.Вахтаногова, в которой под руководством Римаса Туминаса трудились и другие литовцы (композитор Фаустас Латенас и художник Адомас Яцовскис).

Радует, что в музыкальном и кукольном разделах отмечено немало театров нестоличных. В драматическом блоке награды достались москвичам и петербуржцам, причем распределение дает понять: нет безусловного фаворита. Когда призы за режиссуру и за лучший спектакль расходятся в разные руки, это уже определенный сигнал. Так, лучшим режиссером признан авангардист, экспериментатор Андрей Могучий, поставивший в Александринском театре спектакль по пьесе новодрамовца Михаила Дурненкова “Изотов”, а лучшим спектаклем, по версии жюри, стал вахтанговский “Дядя Ваня”. В секции “Малая форма” соревновались сильные спектакли: “Ничья длится мгновение” Миндаугаса Карбаускиса и “Wonderland-80” Константина Богомолова с самых премьерных дней служили серьезными поводами для дискуссий, могли бы послужить таковыми и “Малыш” Константина Кучикина (Хабаровский ТЮЗ) по пьесе Мариуса Ивашкявичюса, и “Экспонаты” Марата Гацалова (Прокопьевский драмтеатр) по пьесе Вячеслава Дурненкова. Но жюри не пошло по пути поощрения режиссеров новой формации с их непривычными драматургическими материалами; “Маска” в этой категории присуждена мэтру Петру Фоменко за сценическую композицию по пушкинским текстам “Триптих”. Актерские “Маски” оказались в отрыве от спектаклей: ни “Кроткая” Ирины Керученко (МТЮЗ), за роль в которой награжден Игорь Гордин, ни “Обрыв” Адольфа Шапиро (МХТ), в котором сыграла премированная за лучшую женскую роль Ольга Яковлева, не получили других наград. Конечно, трудно приходится жюри, когда в одном списке сведены такие “тяжеловесы”, как Гинкас, Фокин (его “Гамлет” отмечен лишь “Маской” за работу художника по свету Дамира Исмагилова), Фоменко, Шапиро, Туминас. В этом же списке и молодые (об относительности этого понятия мы не устаем говорить), с которыми давно уже нельзя не считаться. Тут волей-неволей приходится делать идеологический выбор между present perfect и present continouous, но оттого-то и осталось от нынешних результатов “Маски” ощущение размытости судейской позиции, что выбор как таковой не сделан. Аккуратно рассредоточили награды по всем фронтам. Бег лауреатов по дорожке вышел вполне общепримиряющим.

Лауреаты 17-й Национальной театральной премии “Золотая Маска”

Лучшая женская роль в оперетте/мюзикле: Татьяна Маслакова (Тоня – “Два бойца”, Музыкальный театр, Хабаровск);

Лучшая мужская роль в оперетте/мюзикле: Дмитрий Аверин (граф Резанов – “Юнона” и “Авось”, Музыкальный театр, Ростов-на-Дону);

Лучшая работа режиссера в оперетте/мюзикле: Кирилл Стрежнев (“Мертвые души”, Театр музыкальной комедии, Екатеринбург);

Лучшая работа дирижера в оперетте/мюзикле: Борис Нодельман (“Мертвые души”);

Лучший спектакль в оперетте/мюзикле: “Мертвые души”;

Лучшая женская роль в балете/современном танце: Екатерина Кондаурова (Анна Каренина – “Анна Каренина”, Мариинский театр, Санкт-Петербург);

Лучшая мужская роль в балете/современном танце: Леонид Сарафанов (“Quatro”, Театральный центр на Коломенской, Санкт-Петербург);

Лучшая работа балетмейстера/хореографа в балете/современном танце: Йохан Гребен и Ури Ивги (“Песня не про любовь”, Театр “Провинциальные танцы”, Екатеринбург);

Лучший спектакль в современном танце: “Мирлифлор” (компания “Диалог Данс”, Кострома);

Лучший спектакль в балете: “Маленькая смерть. Шесть танцев” (Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, Москва);

Лучшая женская роль в опере: Елена Жидкова (Юдит – “Замок Герцога Синяя Борода”, Мариинский театр, Санкт-Петербург);

Лучшая мужская роль в опере: Нил Шикофф (Элеазар – “Иудейка”, Михайловский театр, Санкт-Петербург);

Лучшая работа режиссера в опере: Дмитрий Черняков (“Воццек”, Большой театр, Москва);

Лучшая работа дирижера в опере: Теодор Курентзис (“Воццек”);

Лучший спектакль в опере: “Женщина без тени” (Мариинский театр);

Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре: Сергей Бархин (“Кафе “Сократ”, Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко);

Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре: Глеб Фильштинский (“Воццек”);

Лучшая работа художника в музыкальном театре: Пол Браун (“Женщина без тени”);

Лучшая работа композитора: Александр Пантыкин (“Мертвые души”);

Специальные премии жюри музыкального театра:

– композитору Кириллу Уманскому, редактору авторской партитуры оперы Николая Седельникова “Бег”;

– балерине Наталье Ледовской (Эсмеральда – “Эсмеральда”, Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко);

Лучший спектакль конкурса “Эксперимент”: “Гвидон” (Театр “Школа драматического искусства”, Москва);

Лучшая работа актера в театре кукол: премия не присуждена;

Лучшая работа художника в театре кукол: Эмили Валантен (“Грибуль-простофиля и господин Шмель”, Театр кукол, Екатеринбург);

Лучшая работа режиссера в театре кукол: премия не присуждена;

Лучший спектакль в театре кукол: “Медведь” (Театр кукол, Кострома, и Творческое объединение “Культ-проект”, Москва);

Лучшая работа художника по костюмам в драме: Мария Трегубова (“Тарарабумбия”, Театр “Школа драматического искусства” и Международный театральный фестиваль имени А.П.Чехова, Москва);

Лучшая работа художника по свету в драме: Дамир Исмагилов (“Гамлет”, Александринский театр, Санкт-Петербург);

Лучшая работа художника в драме: Александр Шишкин (“Изотов”, Александринский театр);

Лучшая женская роль в драме: Ольга Яковлева (Бабушка – “Обрыв”, МХТ имени Чехова, Москва);

Лучшая мужская роль в драме: Игорь Гордин (Он – “Кроткая”, Московский театр юного зрителя);

Лучшая работа режиссера в драме: Андрей Могучий (“Изотов”);

Лучший спектакль в драме. Малая форма: “Триптих” (Театр “Мастерская Петра Фоменко”, Москва);

Лучший спектакль в драме. Большая форма: “Дядя Ваня” (Театр имени Евг. Вахтангова, Москва);

Специальные премии жюри драматического театра и театра кукол:

– проекту “Молодые режиссеры – детям” (РАМТ, Москва);

– актрисе Анастасии Светловой (Екатерина Ивановна – “Екатерина Ивановна”, Театр имени Ф.Волкова, Ярославль);

Приз критики: “Экспонаты” (Драматический театр, Прокопьевск);

Премия за лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2010 году: “Час, когда мы ничего не знали друг о друге” (Драматический театр Граца, Австрия);

Премии за выдающийся вклад в развитие театрального искусства:

– актрисе Галине Умпелевой (Екатеринбургский театр драмы);

– Татьян Шмыге.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

КАНН-2011

ФОРУМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;