Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7773) 21 - 27 апреля 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаПереход на яркие личностиМарафон Национальной театральной премии завершен Дарья БОРИСОВА
Еще одно наблюдение. Благодарственные спичи на наших премиях редко бывают оригинальными, не стала исключением и эта “Маска”. Но тут в числе лауреатов (или их полномочных представителей) оказались европейцы и американцы – каждый из них заготовил речь, идя на церемонию в качестве номинанта, и зачитал ее со сцены, став обладателем приза. На фоне стандартных “спасибо”, “ой, как неожиданно” и “благодарю жену и режиссера/дирекцию театра/ актеров” продуманные заранее и оформленные мысли лауреатов-иностранцев показались знаком уважения, серьезного отношения к премии. Нил Шикофф, премированный за исполнение партии Элеазара в опере “Иудейка” (Михайловский театр), связал события спектакля с проблемами современности: “Иудейка” напоминает нам о том, что в нашей жизни не должно быть места расовой нетерпимости. Финал оперы подводит к мысли, что нельзя жить без диалога. Эмоции, которые рождает это произведение, его пафос дают нам всем возможность объединиться”.
Радует, что в музыкальном и кукольном разделах отмечено немало театров нестоличных. В драматическом блоке награды достались москвичам и петербуржцам, причем распределение дает понять: нет безусловного фаворита. Когда призы за режиссуру и за лучший спектакль расходятся в разные руки, это уже определенный сигнал. Так, лучшим режиссером признан авангардист, экспериментатор Андрей Могучий, поставивший в Александринском театре спектакль по пьесе новодрамовца Михаила Дурненкова “Изотов”, а лучшим спектаклем, по версии жюри, стал вахтанговский “Дядя Ваня”. В секции “Малая форма” соревновались сильные спектакли: “Ничья длится мгновение” Миндаугаса Карбаускиса и “Wonderland-80” Константина Богомолова с самых премьерных дней служили серьезными поводами для дискуссий, могли бы послужить таковыми и “Малыш” Константина Кучикина (Хабаровский ТЮЗ) по пьесе Мариуса Ивашкявичюса, и “Экспонаты” Марата Гацалова (Прокопьевский драмтеатр) по пьесе Вячеслава Дурненкова. Но жюри не пошло по пути поощрения режиссеров новой формации с их непривычными драматургическими материалами; “Маска” в этой категории присуждена мэтру Петру Фоменко за сценическую композицию по пушкинским текстам “Триптих”. Актерские “Маски” оказались в отрыве от спектаклей: ни “Кроткая” Ирины Керученко (МТЮЗ), за роль в которой награжден Игорь Гордин, ни “Обрыв” Адольфа Шапиро (МХТ), в котором сыграла премированная за лучшую женскую роль Ольга Яковлева, не получили других наград. Конечно, трудно приходится жюри, когда в одном списке сведены такие “тяжеловесы”, как Гинкас, Фокин (его “Гамлет” отмечен лишь “Маской” за работу художника по свету Дамира Исмагилова), Фоменко, Шапиро, Туминас. В этом же списке и молодые (об относительности этого понятия мы не устаем говорить), с которыми давно уже нельзя не считаться. Тут волей-неволей приходится делать идеологический выбор между present perfect и present continouous, но оттого-то и осталось от нынешних результатов “Маски” ощущение размытости судейской позиции, что выбор как таковой не сделан. Аккуратно рассредоточили награды по всем фронтам. Бег лауреатов по дорожке вышел вполне общепримиряющим. Лауреаты 17-й Национальной театральной премии “Золотая Маска” Лучшая женская роль в оперетте/мюзикле: Татьяна Маслакова (Тоня – “Два бойца”, Музыкальный театр, Хабаровск); Лучшая мужская роль в оперетте/мюзикле: Дмитрий Аверин (граф Резанов – “Юнона” и “Авось”, Музыкальный театр, Ростов-на-Дону); Лучшая работа режиссера в оперетте/мюзикле: Кирилл Стрежнев (“Мертвые души”, Театр музыкальной комедии, Екатеринбург); Лучшая работа дирижера в оперетте/мюзикле: Борис Нодельман (“Мертвые души”); Лучший спектакль в оперетте/мюзикле: “Мертвые души”; Лучшая женская роль в балете/современном танце: Екатерина Кондаурова (Анна Каренина – “Анна Каренина”, Мариинский театр, Санкт-Петербург); Лучшая мужская роль в балете/современном танце: Леонид Сарафанов (“Quatro”, Театральный центр на Коломенской, Санкт-Петербург); Лучшая работа балетмейстера/хореографа в балете/современном танце: Йохан Гребен и Ури Ивги (“Песня не про любовь”, Театр “Провинциальные танцы”, Екатеринбург); Лучший спектакль в современном танце: “Мирлифлор” (компания “Диалог Данс”, Кострома); Лучший спектакль в балете: “Маленькая смерть. Шесть танцев” (Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, Москва); Лучшая женская роль в опере: Елена Жидкова (Юдит – “Замок Герцога Синяя Борода”, Мариинский театр, Санкт-Петербург); Лучшая мужская роль в опере: Нил Шикофф (Элеазар – “Иудейка”, Михайловский театр, Санкт-Петербург); Лучшая работа режиссера в опере: Дмитрий Черняков (“Воццек”, Большой театр, Москва); Лучшая работа дирижера в опере: Теодор Курентзис (“Воццек”); Лучший спектакль в опере: “Женщина без тени” (Мариинский театр); Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре: Сергей Бархин (“Кафе “Сократ”, Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко); Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре: Глеб Фильштинский (“Воццек”); Лучшая работа художника в музыкальном театре: Пол Браун (“Женщина без тени”); Лучшая работа композитора: Александр Пантыкин (“Мертвые души”); Специальные премии жюри музыкального театра: – композитору Кириллу Уманскому, редактору авторской партитуры оперы Николая Седельникова “Бег”; – балерине Наталье Ледовской (Эсмеральда – “Эсмеральда”, Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко); Лучший спектакль конкурса “Эксперимент”: “Гвидон” (Театр “Школа драматического искусства”, Москва); Лучшая работа актера в театре кукол: премия не присуждена; Лучшая работа художника в театре кукол: Эмили Валантен (“Грибуль-простофиля и господин Шмель”, Театр кукол, Екатеринбург); Лучшая работа режиссера в театре кукол: премия не присуждена; Лучший спектакль в театре кукол: “Медведь” (Театр кукол, Кострома, и Творческое объединение “Культ-проект”, Москва); Лучшая работа художника по костюмам в драме: Мария Трегубова (“Тарарабумбия”, Театр “Школа драматического искусства” и Международный театральный фестиваль имени А.П.Чехова, Москва); Лучшая работа художника по свету в драме: Дамир Исмагилов (“Гамлет”, Александринский театр, Санкт-Петербург); Лучшая работа художника в драме: Александр Шишкин (“Изотов”, Александринский театр); Лучшая женская роль в драме: Ольга Яковлева (Бабушка – “Обрыв”, МХТ имени Чехова, Москва); Лучшая мужская роль в драме: Игорь Гордин (Он – “Кроткая”, Московский театр юного зрителя); Лучшая работа режиссера в драме: Андрей Могучий (“Изотов”); Лучший спектакль в драме. Малая форма: “Триптих” (Театр “Мастерская Петра Фоменко”, Москва); Лучший спектакль в драме. Большая форма: “Дядя Ваня” (Театр имени Евг. Вахтангова, Москва); Специальные премии жюри драматического театра и театра кукол: – проекту “Молодые режиссеры – детям” (РАМТ, Москва); – актрисе Анастасии Светловой (Екатерина Ивановна – “Екатерина Ивановна”, Театр имени Ф.Волкова, Ярославль); Приз критики: “Экспонаты” (Драматический театр, Прокопьевск); Премия за лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2010 году: “Час, когда мы ничего не знали друг о друге” (Драматический театр Граца, Австрия); Премии за выдающийся вклад в развитие театрального искусства: – актрисе Галине Умпелевой (Екатеринбургский театр драмы); – Татьян Шмыге. Также в рубрике:
|