Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7143) 27 августа - 2 сентября 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Евразия

ГОДЕРДЗИ ЧОХЕЛИ: "Тех, у кого есть деньги, грузинское кино не интересует"

ГРУЗИЯ

Беседу вел Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ


Имя Годердзи Чохели в России мало кому что говорило. В Грузии этот человек давно уже популярен, прежде всего как прозаик, автор многих рассказов и нескольких романов, опубликованных как в Грузии, так и за рубежом. В 1979 году он окончил кинорежиссерский факультет Тбилисского государственного театрального института им. Шота Руставели, а годом раньше за документальную короткометражку "Мать-земля" получил Гран- при на кинофестивале в Оберхаузене (Германия). В 1991 году его художественная короткометражка "Дети греха" была отмечена двумя наградами в Монте-Карло ("Серебряная нимфа" и Международный приз католической церкви), удостоена приза на МКФ в Токио, а в своей родной стране Чохели получил за эту работу Государственную премию и призы за лучший сценарий и лучшую режиссуру на национальном кинофестивале "Золотой орел". Этот успех, однако, не дал ему путевку в большое кино. Следующий свой фильм - "Райские птички" - он смог завершить лишь шесть лет спустя. И на волне победы на "Киношоке" сумел за какие-то полгода снять "Евангелие от Луки", вновь по собственному сценарию. Эти две картины объединяет жанр - традиционная для грузинского кино притча. Действие происходит в высокогорном селении. Драматургия построена на достаточно условной сюжетной интриге: в "Райских птичках" местный учитель, несмотря на яростное противодействие колхозного бригадира, учит грамоте стариков; в "Евангелии..." подросток по имени Лука, несмотря на шокирующие издевательства директора местной школы, постигает непонятный для него мир, в котором живут жители селения, приобщается к вере. Как заметил режиссер, это фильм о вере, о возвращении к вере.

    

- Как вы шли к этому фильму? Когда родилась мысль его поставить?

- Я написал роман "Красный волк". Он был опубликован в 1985 году. Один из его эпизодов - история мальчика Луки, которому в наследство от отца досталось "Евангелие от Луки" и у которого директор школы отобрал эту книгу и жестоко наказал за то, что он ее читал. Один из моих друзей, прочитав роман, сказал: "Годердзи, эта история так и просится на экран". Более десяти лет эта тема варилась у меня в голове, прежде чем я решился взяться за нее.

    

- Многих зрителей в вашем фильме раздражала советская символика: школьники в пионерских галстуках, значок выпускника вуза у директора школы... Почему вы не ушли в чистую притчу, где действие происходит в некой стране, в некое время?

- Потому что в фильме очень много пережитого лично мною. Я родился и рос точно в таком селении, как мой герой, учился точно в такой школе, а если уж совсем быть точным - мы и снимали в родном моем селении Чохи Душетского района и в школе, где я учился. И директор школы из фильма - вовсе не выдуманный персонаж.

    

- Вы не опасались обвинений в семейственности, утверждая сына на главную роль?

- Когда я писал сценарий, видел в образе героя моего старшего сына. Ему, кстати, 14 лет, зовут, как и героя фильма, Лука, учится он в девятом классе. Так что я изначально планировал его снимать, но в последний момент отказался именно по той причине, которую вы назвали. Но вся моя группа восстала: Луку должен играть только Лука! Они видели моего сына не раз, видели пробы. Но не это, конечно, главное, просто я знаю своего сына. Наблюдая за ним, я видел себя в детстве. Вспомните, какие выразительные у него глаза. Ему не приходилось что-то изображать, актерствовать - надо было только оставаться самим собой. Мне не приходилось ему ничего объяснять. Лука как будто все знал сам и выглядел на съемочной площадке именно таким, каким должен был выглядеть. Честно говоря, я даже не ожидал, что он так сыграет.

    

- Кроме вас еще кто-нибудь в Грузии снял фильм за последний год?

- Увы, никто. С горечью должен сообщить, что сейчас грузинский кинематограф переживает тяжелейший кризиз. Киноконцерн "Грузия-фильм", преобразованный в одноименное акционерное общество, влачит жалкое существование. О современной материально-технической базе, на которой делают кино во всем мире, приходится только мечтать, а то, что есть, просто на глазах разваливается. Съемки фильма, бывает, затягиваются на 5 - 7 лет, дети, которых начали снимать, успевают вырасти, актеры умирают или куда-то исчезают. Мы, кинематографисты, разобщены и толком не знаем, кто чем занимается. Слышал, что вроде бы заканчивает свой "Потолок" Резо Эсадзе - семь лет уже снимает! Вроде бы завершает работу над своей картиной "Перелет ангелов" Нодар Манагадзе. То снимают, то ищут деньги, чтобы продолжить работу Александр Рехвиашвили ("А и О"), Леван Закареишвили ("Стамбул - Тбилиси"), Гугули Мгеладзе ("Подаяние Горда"). Что-то пытаются снимать молодые режиссеры Заза Урушадзе и Каха Кикабидзе.

Просто катастрофически не хватает денег. То, что может ныне выделить государство на поддержку национального кинематографа, не дает ему возможности выжить. И это несмотря на то, что снимаем мы зачастую на одном энтузиазме. "Евангелие от Луки", например, стоило очень дешево даже по сравнению с так называемым российским малобюджетным кино - порядка 50 тысяч долларов. Эти деньги ушли в основном на пленку и ее обработку, гонорар никто не получил.

    

- А за счет чего, извините, вы живете?

- Еле-еле живу. Жена выручает, она работает на телевидении, но у нее маленькая зарплата. Друзья иногда помогают.

    

- Грузинское кино всегда имело фестивальный успех...

- Когда мой последний фильм был еще на двух пленках, его посмотрел представитель Берлинского фестиваля и пригласил в конкурсную программу. В течение двух недель он звонил мне из Берлина каждый день, интересовался, сможем ли мы до начала фестиваля прислать копию. Остается только сожалеть, что денег мы так и смогли найти, и только сейчас удалось напечатать одну- единственную копию. Неделю назад я должен был выехать с "Райскими птичками" на Международный кинофестиваль в Барселону - полностью за счет фестиваля, но я не смог поехать, потому что не на что сделать субтитры к картине.

    

- Но ведь общеизвестно: грузины любили и любят свое кино. А среди них, живущих как в Грузии, так и в России, немало и богатых людей...

- Да, любили и любят. "Райские птички" я показывал в Тбилисской филармонии. Зал рассчитан на 2,5 тысячи зрителей, но желающих посмотреть картину пришло столько, что пришлось перекрывать уличное движение. Было еще несколько показов в районных центрах. Люди у нас бедно живут - те, кто любит и ценит кино. А тех, у кого деньги есть, за редким исключением грузинское кино не интересует. Так что о коммерческой отдаче от национального кино говорить не приходится. Состоятельные люди как в Грузии, так и в Москве - я имею в виду грузин - ни на каких условиях не хотят вкладывать деньги в производство фильмов. Есть, правда, у меня надежда, что и "Райскими птичками", и "Евангелием от Луки" заинтересуется какой-нибудь российский телеканал.

    

- Тем не менее вы, в отличие от других грузинских режиссеров, не в простое - сняли подряд два фильма...

- Бог, наверное, мне помогает. Со сценарием "Евангелия от Луки" я пошел к нашему министру финансов Якобидзе. Он сказал: "Я читаю, Годердзи, все, что ты пишешь, я видел твои фильмы, и этот фильм должен получиться. Чем смогу, тем и помогу". И из бюджета были выделены какие-то деньги, которые позволили нам, экономя абсолютно на всем, сделать картину.

В 1997 году на "Киношоке" тогдашний президент киноконцерна "Мосфильм" Владимир Николаевич Досталь увидел моих "Райских птичек", и настолько ему понравилась эта картина, что он поинтересовался, нет ли у меня готового сценария? Сценарий был, называется он "Прикованные рыцари". Ознакомившись с ним, Досталь предложил совместную постановку, "Мосфильмом" были выделены средства. И хотя Владимир Николаевич уже не возглавляет "Мосфильм", договор остается в силе. В главных ролях будут заняты такие популярные актеры, как Кахи Кавсадзе и Ромаз Чикваидзе.

Также в рубрике:

ГРУЗИЯ

УКРАИНА

КАЗАХСТАН

ЭСТОНИЯ

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;