Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7143) 27 августа - 2 сентября 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

Рывок из небытия

Россия за "Окном"

Ирина МЯГКОВА
ведущий эксперт конкурса "Окно в Россию" в номинации "Театр"


По своей демократичности

"Окно в Россию" - конкурс совершенно западного типа: не нужно проходить никаких отборов, ни получать рекомендаций; чувствуешь силы и потребности - участвуй, не ставишь на выигрыш, так хоть заявишь о себе, привлечешь внимание, изменишь застоявшуюся ситуацию.

Для театров более привычной формой жизни постепенно становятся фестивали, однако конкурс больше дисциплинирует, заставляет и тебя самого осмыслить сделанное, и получить оценку извне, ибо как не было, так и нет пророка в своем отечестве.

В прошлом году в "Окне" явилось 43 российских театра. Анализ участников позволяет вывести ряд закономерностей. Да, генералы театральной армии, заслуженные, именитые, много чего уже получившие, по-прежнему активны: "академики" из Омска, Воронежа, Нижнего Новгорода, Орла, Пскова, Владивостока участвовали в соревновании, а Краснодарский академический театр драмы имени Горького стал счастливым его победителем (10 тысяч долларов), однако, как ни сильна инерция, бесспорными лидерами "академиков" уже не назовешь. Напомним, что в качестве лучших были названы также Новосибирский молодежный театр "Глобус", Молодежный художественный театр из Улан-Удэ, Новгородский театр драмы имени Ф.М.Достоевского и Орловский академический театр имени И.С.Тургенева.

Именно конкурс зафиксировал очевидные изменения в сложившейся иерархии ценностей, хотя не каждой неожиданности и успеху соответствовала награда. Так, например, все шансы стать лауреатом "Окна в Россию" были у Астраханского областного театра драмы: по всем критериям он соответствовал номинации "Театр года", поскольку именно в год конкурса совершил мощный рывок из разрухи, развала, раздрызга, почти небытия - к возрождению, единению, зрительскому успеху, художественным достижениям: новый главный режиссер, десять премьер за сезон, полные залы, всколыхнувшееся внимание прессы (в том числе и зарубежной) и телевидения. Причем в следующем, нынешнем, сезоне художественная обеспеченность успеха подтвердилась не только в родном городе, но и в Москве, на творческом вечере Астраханского театра в Центральном доме актера.

Меняется не только расстановка сил, но и самосознание театров, которые больше, чем когда бы то ни было, полагаются сегодня на собственные силы и инициативу; она переходит к тем прежде всего, кого обстоятельства изначально обрекли на второстепенность существования. Среди участников конкурса можно выделить несколько категорий борцов с судьбой. Более трети конкурсантов не случайно составили тюзы и молодежные театры (что, в сущности, одно и то же): многолетнее движение тюзов за равноправие со "взрослыми" театрами проявилось в полной мере и дало удивительные результаты. Такой организации театрального дела, как в Новосибирском "Глобусе", может позавидовать любой столичный театр, и не только российский. Потому-то "Глобусу" удается не только обеспечивать отличным репертуаром и лучшими отечественными режиссерами собственный театр, но и проводить для города замечательный международный Рождественский фестиваль. Но с "Глобусом" готов потягаться, например, "Самарт" - тюз из Самары, сумевший в год конкурса осуществить грандиозную реконструкцию неудобного своего здания и создать ультрасовременное трансформирующееся театральное пространство. Причем качество спектаклей, поставленных в этом пространстве, позволило включить "Самарт" в число номинантов "Золотой маски". Да еще в активе театра - постоянный Международный фестиваль детских и юношеских спектаклей. А Пермский тюз по-прежнему играет в старом, переконструированном помещении. Однако в "Вишневом саде" так пронзительно обыгрывает свои старые стены и двери, превращая свой дом в усадьбу Раневской, что становится ясно: понятие театр-дом к этому стабильно и успешно работающему театру имеет прямое отношение. Здесь - свой уклад, свои сложившиеся традиции, неизменный художественный руководитель, опытная труппа, и все это, кстати сказать, вот уже несколько лет подряд по достоинству оценивает разборчивая публика Авиньонского фестиваля. Пермский театр рискует играть здесь в программе off - и выигрывает.

Екатеринбург, Ярославль, Ростов, Киров, Вологда - тюзы этих городов так или иначе имели основания рассчитывать на победу, но ведь конкурс, конкурс!.. И, разумеется, нельзя не упомянуть об открытии "Окна в Россию" - улан-удэнском Молодежном художественном, должно быть, самом маленьком театральном организме из всех представленных. Но какая неизжитая студийность! Какой энтузиазм и какой воистину художественный результат: тончайший психологизм, пластичность, небанальность репертуара, неповторимые лица. Видно, настало, наконец, время выйти им из своими руками оборудованного подвала на просторы конкурсов и фестивалей. Потому что сразу же после успеха в "Окне в Россию" было прорублено и окно в Европу: невиданный успех на серьезном театральном фестивале в Нанси.

Вторая весьма репрезентативная категория участников конкурса - театры муниципальные и театры малых городов. Право, жаль, что сама собой иссякла так удачно найденная Театром Наций идея фестиваля малых городов. Какие сюрпризы таило знакомство с прекрасными работами невидимых миру коллективов. Как отрадно и поучительно было наблюдать изживание этими театрами врожденного комплекса неполноценности. И как украсили "Окно" Шадринск и Лысьва, Норильск и Мытищи и в особенности Минусинск и Геленджик. Опять-таки не просто украсили, а боролись за победу на равных, вопреки всем жизненным обстоятельствам, чаще всего даже и экстремальным. Минусинская "Чайка" залетела аж в финал "Золотой маски" и была с большим интересом, хотя и не без привычного снобизма, встречена московской публикой и критикой (по анкете пресс-клуба аккредитованные на "Маске" журналисты, говоря о самом сильном художественном впечатлении финала, назвали "Чайку" на втором месте после спектакля Клима). А норильчане сами без всякого повода явились в Москву со своим "Чонкиным" и развлекли москвичей на славу.

Особое место среди "малых" занимают театры, вновь организованные в больших городах и призванные, таким образом, к поиску новых форм, к эксперименту. Вот уже несколько лет популярны в Саратове - Муниципальный драматический театр, а в Воронеже - Муниципальный камерный, оба любимы и москвичами. Интересно заявили о себе и более младшие их собратья - Челябинский камерный театр и Кемеровский муниципальный театр драмы и комедии для детей и юношества на Весенней.

Определенно можно говорить о влиянии на активность участников конкурса географического фактора: на прорыв изоляции бросились независимо друг от друга самые дальние театры: и более или менее финансово благополучная краевая драма из Владивостока, и бедствующий Хабаровский тюз, и Южно- Сахалинский театральный центр имени А.П.Чехова, оказавшийся и вовсе на выселках, и Якутский государственный русский драматический театр. Их участие - как сигналы бедствия из космоса: мы есть, мы существуем, помните о нас, хотим быть вместе. Хотя от Якутска ближе до Аляски, чем до Москвы, а от Приморья - до Китая и Японии, чем, кстати, приморцы и пользуются, но это вовсе не восполняет им чувства единого театрального пространства, ради которого существуют и фестивали, и конкурсы.

К сожалению, не очень широко и не очень убедительно оказались представлены национальные театры. Их только четыре: Национальный театр Калмыкии, Тывинский музыкально- драматический театр имени Виктора Кок-Оола, Национальный республиканский театр фольклора из Сыктывкара и Национальный молодежный театр Республики Башкортостан из Уфы.

В заключение хочу посоветовать будущим конкурсантам, во- первых, дерзать, а, во-вторых, - делать это неформально. То есть вкладывать талант не только в создание спектаклей и ведение театрального дела, но и в составление досье, где очень важно наличие видеокассеты. Ведь не случайно один из самых популярных жанров сегодня - презентация.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;