Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 32 (7143) 27 августа - 2 сентября 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияРывок из небытияРоссия за "Окном" Ирина МЯГКОВА По своей демократичности "Окно в Россию" - конкурс совершенно западного типа: не нужно проходить никаких отборов, ни получать рекомендаций; чувствуешь силы и потребности - участвуй, не ставишь на выигрыш, так хоть заявишь о себе, привлечешь внимание, изменишь застоявшуюся ситуацию.Для театров более привычной формой жизни постепенно становятся фестивали, однако конкурс больше дисциплинирует, заставляет и тебя самого осмыслить сделанное, и получить оценку извне, ибо как не было, так и нет пророка в своем отечестве. В прошлом году в "Окне" явилось 43 российских театра. Анализ участников позволяет вывести ряд закономерностей. Да, генералы театральной армии, заслуженные, именитые, много чего уже получившие, по-прежнему активны: "академики" из Омска, Воронежа, Нижнего Новгорода, Орла, Пскова, Владивостока участвовали в соревновании, а Краснодарский академический театр драмы имени Горького стал счастливым его победителем (10 тысяч долларов), однако, как ни сильна инерция, бесспорными лидерами "академиков" уже не назовешь. Напомним, что в качестве лучших были названы также Новосибирский молодежный театр "Глобус", Молодежный художественный театр из Улан-Удэ, Новгородский театр драмы имени Ф.М.Достоевского и Орловский академический театр имени И.С.Тургенева. Именно конкурс зафиксировал очевидные изменения в сложившейся иерархии ценностей, хотя не каждой неожиданности и успеху соответствовала награда. Так, например, все шансы стать лауреатом "Окна в Россию" были у Астраханского областного театра драмы: по всем критериям он соответствовал номинации "Театр года", поскольку именно в год конкурса совершил мощный рывок из разрухи, развала, раздрызга, почти небытия - к возрождению, единению, зрительскому успеху, художественным достижениям: новый главный режиссер, десять премьер за сезон, полные залы, всколыхнувшееся внимание прессы (в том числе и зарубежной) и телевидения. Причем в следующем, нынешнем, сезоне художественная обеспеченность успеха подтвердилась не только в родном городе, но и в Москве, на творческом вечере Астраханского театра в Центральном доме актера. Меняется не только расстановка сил, но и самосознание театров, которые больше, чем когда бы то ни было, полагаются сегодня на собственные силы и инициативу; она переходит к тем прежде всего, кого обстоятельства изначально обрекли на второстепенность существования. Среди участников конкурса можно выделить несколько категорий борцов с судьбой. Более трети конкурсантов не случайно составили тюзы и молодежные театры (что, в сущности, одно и то же): многолетнее движение тюзов за равноправие со "взрослыми" театрами проявилось в полной мере и дало удивительные результаты. Такой организации театрального дела, как в Новосибирском "Глобусе", может позавидовать любой столичный театр, и не только российский. Потому-то "Глобусу" удается не только обеспечивать отличным репертуаром и лучшими отечественными режиссерами собственный театр, но и проводить для города замечательный международный Рождественский фестиваль. Но с "Глобусом" готов потягаться, например, "Самарт" - тюз из Самары, сумевший в год конкурса осуществить грандиозную реконструкцию неудобного своего здания и создать ультрасовременное трансформирующееся театральное пространство. Причем качество спектаклей, поставленных в этом пространстве, позволило включить "Самарт" в число номинантов "Золотой маски". Да еще в активе театра - постоянный Международный фестиваль детских и юношеских спектаклей. А Пермский тюз по-прежнему играет в старом, переконструированном помещении. Однако в "Вишневом саде" так пронзительно обыгрывает свои старые стены и двери, превращая свой дом в усадьбу Раневской, что становится ясно: понятие театр-дом к этому стабильно и успешно работающему театру имеет прямое отношение. Здесь - свой уклад, свои сложившиеся традиции, неизменный художественный руководитель, опытная труппа, и все это, кстати сказать, вот уже несколько лет подряд по достоинству оценивает разборчивая публика Авиньонского фестиваля. Пермский театр рискует играть здесь в программе off - и выигрывает. Екатеринбург, Ярославль, Ростов, Киров, Вологда - тюзы этих городов так или иначе имели основания рассчитывать на победу, но ведь конкурс, конкурс!.. И, разумеется, нельзя не упомянуть об открытии "Окна в Россию" - улан-удэнском Молодежном художественном, должно быть, самом маленьком театральном организме из всех представленных. Но какая неизжитая студийность! Какой энтузиазм и какой воистину художественный результат: тончайший психологизм, пластичность, небанальность репертуара, неповторимые лица. Видно, настало, наконец, время выйти им из своими руками оборудованного подвала на просторы конкурсов и фестивалей. Потому что сразу же после успеха в "Окне в Россию" было прорублено и окно в Европу: невиданный успех на серьезном театральном фестивале в Нанси. Вторая весьма репрезентативная категория участников конкурса - театры муниципальные и театры малых городов. Право, жаль, что сама собой иссякла так удачно найденная Театром Наций идея фестиваля малых городов. Какие сюрпризы таило знакомство с прекрасными работами невидимых миру коллективов. Как отрадно и поучительно было наблюдать изживание этими театрами врожденного комплекса неполноценности. И как украсили "Окно" Шадринск и Лысьва, Норильск и Мытищи и в особенности Минусинск и Геленджик. Опять-таки не просто украсили, а боролись за победу на равных, вопреки всем жизненным обстоятельствам, чаще всего даже и экстремальным. Минусинская "Чайка" залетела аж в финал "Золотой маски" и была с большим интересом, хотя и не без привычного снобизма, встречена московской публикой и критикой (по анкете пресс-клуба аккредитованные на "Маске" журналисты, говоря о самом сильном художественном впечатлении финала, назвали "Чайку" на втором месте после спектакля Клима). А норильчане сами без всякого повода явились в Москву со своим "Чонкиным" и развлекли москвичей на славу. Особое место среди "малых" занимают театры, вновь организованные в больших городах и призванные, таким образом, к поиску новых форм, к эксперименту. Вот уже несколько лет популярны в Саратове - Муниципальный драматический театр, а в Воронеже - Муниципальный камерный, оба любимы и москвичами. Интересно заявили о себе и более младшие их собратья - Челябинский камерный театр и Кемеровский муниципальный театр драмы и комедии для детей и юношества на Весенней. Определенно можно говорить о влиянии на активность участников конкурса географического фактора: на прорыв изоляции бросились независимо друг от друга самые дальние театры: и более или менее финансово благополучная краевая драма из Владивостока, и бедствующий Хабаровский тюз, и Южно- Сахалинский театральный центр имени А.П.Чехова, оказавшийся и вовсе на выселках, и Якутский государственный русский драматический театр. Их участие - как сигналы бедствия из космоса: мы есть, мы существуем, помните о нас, хотим быть вместе. Хотя от Якутска ближе до Аляски, чем до Москвы, а от Приморья - до Китая и Японии, чем, кстати, приморцы и пользуются, но это вовсе не восполняет им чувства единого театрального пространства, ради которого существуют и фестивали, и конкурсы. К сожалению, не очень широко и не очень убедительно оказались представлены национальные театры. Их только четыре: Национальный театр Калмыкии, Тывинский музыкально- драматический театр имени Виктора Кок-Оола, Национальный республиканский театр фольклора из Сыктывкара и Национальный молодежный театр Республики Башкортостан из Уфы. В заключение хочу посоветовать будущим конкурсантам, во- первых, дерзать, а, во-вторых, - делать это неформально. То есть вкладывать талант не только в создание спектаклей и ведение театрального дела, но и в составление досье, где очень важно наличие видеокассеты. Ведь не случайно один из самых популярных жанров сегодня - презентация. Также в рубрике:
|