Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7577) 26 апреля - 2 мая 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Курсив мой

АЛЕКСЕЙ СЛАПОВСКИЙ: "Страна не знает своих героев - народ не знает своих писателей"

ПЕРСОНА

Беседу вела Ольга ХАРИТОНОВА
Фото ИТАР-ТАСС


А.Слаповский

Алексей СЛАПОВСКИЙ - писатель продуктивный и востребованный. При этом он обладает редким свойством: его произведения удовлетворяют вкусам как высоколобой критики, так и вполне массовым запросам. Он элитарен и популярен одновременно. Летом Алексей перешагнет 50 летний рубеж и ему есть, что предъявить читателям, почитателям и критикам.

    

- Скажи, Алеша, а зачем ты свысока глянул на Саратов в своем романе "Качество жизни"?

- Там есть фраза, принадлежащая герою, ставшему звездой и ведущему дневник во время своего турне, которая звучит примерно так: Саратов. Даже не помню, был я там или не был. Эта фраза определяла мое настроение на тот момент, когда мне саратовское прошлое казалось каким-то просто-напросто сном. У меня было ощущение, что я живу второй жизнью. Это у многих перемещенных лиц бывает. Оно и оправданно и обманчиво одновременно. А у моего героя прошлое тоже оторвалось. Человек оглядывается назад и не верит: боже мой, неужели все это было? Это мое личное и сложное ощущение вообще. Оно двойственное. С одной стороны, я безо всякого кокетства не чувствую себя и никак не могу психологически почувствовать на свой возраст, а мне полтинник уже долбанет этим летом. А с другой - чувство такое, что давно я уже живу на свете. Очень давно. Когда из четырех самых близких друзей остается один, то это, согласись, накладывает отпечаток.

    

- Давай о хорошем. Я тебе звонила про интервью договариваться, ты в Польше был. Что там?

- В Польше в двух городах поставили мои пьесы, я был в Белостоке на премьере "Женщины над нами", которая меня очень утешила. Она мне понравилась, а это бывает редко, соотношение примерно пять к одному. Поляки перевели еще несколько моих пьес, сейчас будут переводить прозу. Был перерыв у меня "зарубежный", если можно так выразиться, неизвестно с чем связанный. А теперь снова внимание возникло и проявляется.

    

- Как твой роман с телевидением развивается?

- От сериальных проектов я отошел и очень этому рад. Поскольку то, что я делал с интересом вчера, а тем более позавчера, сегодня совсем уже неинтересно. Если и хочется что-то делать для телевидения, то совсем иное - не в формате "Участка" или "Остановки по требованию". Может, в таком жанре, который там еще не придумали. Есть у меня новые замыслы, но телевидение они пока не заинтересовали. Ну нет так нет. Буду заниматься своим коренным делом. Роман с телевидением временно прекращен.

    

- Что-то поменялось в твоем отношении к ТВ после периода активного с ним сотрудничества?

- Неизменным осталось убеждение, что, несмотря на постоянно звучащие в его адрес обвинения, телевидение наше не настолько плохо, что с ним невозможно работать. Творческий беспредел там не допустят никогда. Конечно, сугубо авторские проекты не проходят по причине того, что аудитория массовая, а телевидение - дело коммерческое. Сериалы по моим сценариям были сделаны вполне пристойно и вреда никому не принесли. Напротив, знаю точно, что "Остановка по требованию" после вала кровавых боевиков вызвала к жизни множество лирических мелодрам, а "Участок" вдруг обратил внимание телевизионщиков на деревенскую тему, к которой, считалось, ТВ не вернется уже никогда.

Что изменилось? Слишком много всякого рода развлекаловки, и низок ее уровень, слишком мало вкусной и здоровой пищи. Никогда не кривил губу и не говорил: я телевизор не смотрю. Редко, но смотрю. Я даже "Дом-2" как-то посмотрел, потому что мне интересно было поглядеть и понять, чего люди там находят.

    

- А как сложилось с кино после выхода экранизации твоего романа "День денег"?

- Посмотрел я "День денег" и понял, что кино, конечно, интересное, спасибо режиссеру Рудакову, но если бы я написал сценарий, то получилось бы все-таки ближе к роману. И я решил подстраховаться. Почему бы, думаю, не попробовать написать сценарии по собственным книгам. И написал - по романам "Первое второе пришествие" и "Я - не я", повести "Висельник", а сейчас закончил по только что вышедшему роману "Синдром Феникса". Ощущение, что в 2008 году жизни на земле уже не будет. Потому что продюсеры и режиссеры именно в этом сезоне захотели практически все из того, что я назвал, - снять! Я доделываю одновременно три сценария - с ума уже схожу, они у меня путаются. За что боролись, как говорится. Разбрасывал камни, а они все собрались в одной корзине. Я ее тащить должен, а она тяжелая.

    

- Давай вернемся к театру. Мне показалось, что в пьесе "Представление о театре", которую опубликовал альманах "Современная драматургия", есть интонация обиды от так и невыясненных ваших взаимоотношений. И режиссер-то у тебя там слепой, и с артистками свирепо обращается.

- Могу себе уже позволить, написав достаточное количество пьес, написать пьесу о театре. Не один режиссер прибегал к такому приему, в том числе и Товстоногов, - отвернуться от зала и прослушать репетицию. Голос обнажает суть.

    

- Буду придираться: одно дело - зрячий человек, отвернувшийся от сцены, и совсем другое - слепой режиссер.

- Но человек этот как раз утверждает: когда я ослеп, я понял, как нужно ставить спектакли, обнажилась некая суть. Он недостаток свой пытается превратить в достоинство, но впадает в те же заблуждения. Следы некоторой обиды на театр там можно обнаружить, потому что мы с ним, конечно, до сих пор как следует не сошлись. Идет спектаклей сорок по России, я точно не считал, и наиболее широко идут, может, как раз не самые удачные пьесы. Это успех внешний. Нашлось у меня несколько коммерчески привлекательных пьес, я бы так сказал. Тема живенькая затронута, как в "Блин-2". Блинов по стране напекли много, а получилось хорошо только у нашего с тобою земляка Сергея Пускепалиса в Магнитогорске. О других читал отзывы не самые лучшие. Может, где-то и неплохо тоже поставили, не знаю. Есть в моих пьесах некая середина, которую необходимо нащупать, между фарсом и драмой. Я их называю для себя придуманным словом - комитрагедии. Но ты права: ощущение недовоплощенности остается.

    

- В "Представлении о театре" есть еще такое определение - "не новая драма". Ты с "новой" в контрах?

- Ой, ну не надо! Какого шута! Атомоход со шлюпками спорить будет? А если серьезно - там есть хорошие ребята, которых по отдельности люблю.

    

- Как у Виктора Славкина во "Взрослой дочери...": каждого по отдельности люблю, всех вместе - ненавижу.

- Мне глубоко чужды все и всяческие театральные тусовки и знамена, на которых начинают писать - "новая драма". "Скинем с корабля современности Чехова! - объявляет прекрасный человек и драматург Миша Угаров. - Будем писать про жизнь. Хватит этой вашей театральщины!" Хватит? Нет, ребята! Я ею никогда не наемся! Я люблю эту самую театральщину. Люблю театр в театре. Люблю театр в его игровой сути, черт подери!

    

- Давай с тобой к событию привяжемся. А событие - выход твоей новой книги "Синдром Феникса". Она написана тоже, по-моему, скорее как сценарий к многосерийному фильму. Ты осознанно это делаешь? Пожинаешь плоды прежних успехов?

- На этом романе лежит отпечаток не сериальности, но сценарности. Эта книжка мыслилась как сценарий. А потом перешла в прозу, пришлось разорвать договор и написать книгу. Она была опубликована в журнале "Знамя", а теперь вышла и книга. Ее киношный дух все равно учуяли сразу, мне тут же позвонили, и в результате она все равно станет фильмом. Существует, наверное, некоторая зацикленность писателя на определенных темах. В моем случае - самоидентификации. Если в первом романе, с которого я начинал, - "Я - не я", был человек, не желающий быть собой - социальная оболочка надоела, окружение надоело, статусность существующая надоела - переселюсь в другое тело, переселюсь в другую душу. В "Синдроме Феникса" другой поворот темы: я - это я, но кто я? Мне дорога весьма простая мысль, которая там есть, - мы не догадываемся даже о тех талантах, которые в нас сокрыты. Может, один из тех, о которых мы не знаем, и определил бы нашу жизнь, и пошла бы она в другом направлении, и занимались бы мы тем, что нас полностью удовлетворило бы. Я точно знаю, что слишком много людей живет не своей жизнью. Эта тема самым тесным образом связана с поисками смысла жизни. Хотя уже есть ощущение, что некий цикл мною завершен. Я чувствую себя сейчас опять в начале пути.

    

- И ты написал детскую книжку...

- Я придумал ее 25 лет назад в виде страны. Теперь я дошел до того, чтобы ее оживить. Книжка рассчитана на подростковый возраст, но мне хочется, чтобы она и взрослым была любопытна. Это оказалось страшно трудной задачей. Она про отдыхающую семью - папа, мама, дети, - которая попала в Бермудский треугольник и пропала там. Надо писать просто, серьезно и смешно. Моя книжка - о стране желаний. Психоанализ по Слаповскому. Слава богу, что это вещь неподконтрольная. Я знаю людей, которые вроде бы и творчеством занимаются, но в них сидит такое ощущение подконтрольности и самоцензуры, да еще и такой, которой прежде не было - коммерческой. Многие действуют по принципу, который умненький парнишка из фильма "Доживем до понедельника" назвал "у-2" - угадать и угодить. Это стремление мне так не нравится! Как говорят издатели: он пишет отвратительно, но куда-то попал. Угадал и угодил.

    

- Тебе можно больше не беспокоиться - ты тоже угадал и угодил.

- Ты о чем?

    

- О твоих сериалах, шедших в прайм-тайм на главных телеканалах.

- А я не о них.

    

- Но Слаповский же не дискретен. Это один человек.

- Для читателей моих книг я как сериальщик практически не существую. Для тех, кто смотрит сериалы, я не существую как писатель. Это одна из причин, из-за которых я решил отодвинуться от телевидения. Литераторы моего поколения разошлись со своими читателями по объективным причинам. Мы пришли на рубеже 80 - 90-х, когда людям довольно быстро стало совсем не до книжек. Это настоящая драма современной русской литературы - расхождение писателя и читателя. Так далеко от аудитории писатели не были никогда. С полным основанием это утверждаю. Никогда. Страна не знает своих героев - народ не знает своих писателей.

Я понимаю, что многих людей пугают мои ипостаси. С телевизионной аудиторией - понятно, она огромна, там доходило до пятидесяти миллионов зрителей у моих сериалов. Но мне же дороги мои пять тысяч читателей! Я стал серьезно думать над тем, не наносит ли моя репутация сериальщика урон моей репутации писателя? Ответа у меня нет пока.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;