Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7577) 26 апреля - 2 мая 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

По пандусу ходила...

Художники спасают памятник культуры

АРХИТЕКТУРА

Александр ПАНОВ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


Москва строится, причем бешеными темпами, но так же стремительно разрушается. И реконструкция с реставрацией давно уже обозначают снос архитектурного памятника с дальнейшей заменой его гладеньким новоделом. И вот на реконструкцию поставлен знаменитый "Дом-коммуна" на улице Орджоникидзе - творение одного из классиков конструктивизма, а затем ректора МАРХИ Ивана Николаева. Сначала здание, появившееся в конце 1920-х, было общежитием студентов Текстильного института, потом общим домом для студентов сразу нескольких вузов, с 1960-х принадлежит Московскому институту стали и сплавов, но последние годы жилой корпус закрыт. Да и не просто закрыт - стекла выбиты, межэтажные перекрытия сняты, балконы уничтожены. Некогда элегантнейшая, лаконично-суровая постройка, похожая на корабль с узкими окнами-иллюминаторами, походит на приговоренного к реконструкции архитектурного смертника. "Реконструировать нельзя помиловать" - сакраментальную запятую решили поставить современные художники, в течение двух уик-эндов проводившие в доме на Орджоникидзе фестиваль "Пандус".

Пандус - потому что спиралевидная, похожая на раковину лестница без ступеней вьется по пространству санитарного корпуса общежития, связывая все его семь этажей, и является украшением здания, николаевской находкой. Эти этажи и лестничные пролеты организаторы фестиваля и сделали экспозиционной площадкой для фотографий, скульптур, инсталляций, для проведения перформансов и концертов. Основной целью было привлечь внимание широкой публики к судьбе "Дома-коммуны", которая видится в самом деле бесперспективной.

Но вот проблема: придумали "Международный фестиваль современного искусства, посвященный исчезающим памятникам архитектуры" (его хотят сделать ежегодным и кочевать из одной руины в другую, благо нынешняя Москва это позволяет) в Центре "Открытые проекты", основанном Михаилом Рошняком и Святославом Пономаревым. А это очень специфические, скажем так, авторы. В самом деле художники, владеющие всем необходимым арсеналом современных - технических и идеологических - средств, но одновременно пытающиеся вернуть "актуальную" культуру в лоно традиции, причем сверхархаической. Пономарев интересуется буддизмом и Тибетом, Рошняк - вообще каким-то язычеством. У них есть своя аудитория, но тоже крайне специфическая и мало похожая на выхолощенных посетителей модных галерей. Толку от такой категории зрителей мало.

Да и сам фестиваль был выдержан в соответствующем духе. Если вам нравятся огонь свечей, запах ароматических палочек, звуки горлового пения и шаманского бубна, вид тотемных скульптур из пакли и ветоши, да еще вперемешку с лазерным шоу и видеопроекциями под могучую музыку Карла Орфа - то, без сомнения, вам следовало посетить фестиваль "Пандус". Если же вы все-таки цените историческую справедливость и полагаете, что конструктивизм, адептом которого был молодой Николаев, являлся отражением пролетарской революции, устремленной в будущее и чуждой всякой мистической архаики (другое дело, чем это будущее обернулось!), то у вас, как и у меня, возникнут некоторые эстетические претензии к фестивалю.

Впрочем, претензии эстетические, а не этические. Потому что если все эти камлания, имитации сакральных ритуалов, любительские фотографии, затянувшиеся и нелепые перформансы в самом деле помогут спасти "Дом-коммуна" - я сам готов босиком и пешком отправиться в Тибет или еще куда подальше.

Однако есть одна деталь. В последний день фестиваля был запрещен перформанс группы "Огненные люди". Они в самом деле работают с огнем, устраивают фейерверки, жонглируют факелами и никак не соответствуют правилам противопожарной безопасности. Но участие "огненных" было заранее оговорено, да и свечки просто так горели на пандусе все четыре дня. Зато это очень модная группа, выступающая по найму на корпоративных вечеринках и днях рождения нуворишей. И если бы организаторы все-таки уломали строгого коменданта неработающего общежития, то на фестиваль подтянулась бы куда более серьезная и влиятельная публика.

А так... Ну, походили, посмотрели, покричали, пожгли свечи. Пандус же, по слухам, все равно после реконструкции заменят на лифт.

Также в рубрике:

АРХИТЕКТУРА

ВЫСТАВКА

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ПОДРОБНОСТИ

АНОНС

СТРОЙПЛОЩАДКА

ФЕСТИВАЛЬ

АУКЦИОН

ПРЕМИЯ

ЛИТЕРАТУРА

МУЗЕЙ

ИСТОРИЯ

MEMORY

ЛИДЕР ПРОДАЖ

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ОДНА НЕДЕЛЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;