Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7577) 26 апреля - 2 мая 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяПо пандусу ходила...Художники спасают памятник культуры АРХИТЕКТУРААлександр ПАНОВ Москва строится, причем бешеными темпами, но так же стремительно разрушается. И реконструкция с реставрацией давно уже обозначают снос архитектурного памятника с дальнейшей заменой его гладеньким новоделом. И вот на реконструкцию поставлен знаменитый "Дом-коммуна" на улице Орджоникидзе - творение одного из классиков конструктивизма, а затем ректора МАРХИ Ивана Николаева. Сначала здание, появившееся в конце 1920-х, было общежитием студентов Текстильного института, потом общим домом для студентов сразу нескольких вузов, с 1960-х принадлежит Московскому институту стали и сплавов, но последние годы жилой корпус закрыт. Да и не просто закрыт - стекла выбиты, межэтажные перекрытия сняты, балконы уничтожены. Некогда элегантнейшая, лаконично-суровая постройка, похожая на корабль с узкими окнами-иллюминаторами, походит на приговоренного к реконструкции архитектурного смертника. "Реконструировать нельзя помиловать" - сакраментальную запятую решили поставить современные художники, в течение двух уик-эндов проводившие в доме на Орджоникидзе фестиваль "Пандус". Пандус - потому что спиралевидная, похожая на раковину лестница без ступеней вьется по пространству санитарного корпуса общежития, связывая все его семь этажей, и является украшением здания, николаевской находкой. Эти этажи и лестничные пролеты организаторы фестиваля и сделали экспозиционной площадкой для фотографий, скульптур, инсталляций, для проведения перформансов и концертов. Основной целью было привлечь внимание широкой публики к судьбе "Дома-коммуны", которая видится в самом деле бесперспективной. Но вот проблема: придумали "Международный фестиваль современного искусства, посвященный исчезающим памятникам архитектуры" (его хотят сделать ежегодным и кочевать из одной руины в другую, благо нынешняя Москва это позволяет) в Центре "Открытые проекты", основанном Михаилом Рошняком и Святославом Пономаревым. А это очень специфические, скажем так, авторы. В самом деле художники, владеющие всем необходимым арсеналом современных - технических и идеологических - средств, но одновременно пытающиеся вернуть "актуальную" культуру в лоно традиции, причем сверхархаической. Пономарев интересуется буддизмом и Тибетом, Рошняк - вообще каким-то язычеством. У них есть своя аудитория, но тоже крайне специфическая и мало похожая на выхолощенных посетителей модных галерей. Толку от такой категории зрителей мало. Да и сам фестиваль был выдержан в соответствующем духе. Если вам нравятся огонь свечей, запах ароматических палочек, звуки горлового пения и шаманского бубна, вид тотемных скульптур из пакли и ветоши, да еще вперемешку с лазерным шоу и видеопроекциями под могучую музыку Карла Орфа - то, без сомнения, вам следовало посетить фестиваль "Пандус". Если же вы все-таки цените историческую справедливость и полагаете, что конструктивизм, адептом которого был молодой Николаев, являлся отражением пролетарской революции, устремленной в будущее и чуждой всякой мистической архаики (другое дело, чем это будущее обернулось!), то у вас, как и у меня, возникнут некоторые эстетические претензии к фестивалю. Впрочем, претензии эстетические, а не этические. Потому что если все эти камлания, имитации сакральных ритуалов, любительские фотографии, затянувшиеся и нелепые перформансы в самом деле помогут спасти "Дом-коммуна" - я сам готов босиком и пешком отправиться в Тибет или еще куда подальше. Однако есть одна деталь. В последний день фестиваля был запрещен перформанс группы "Огненные люди". Они в самом деле работают с огнем, устраивают фейерверки, жонглируют факелами и никак не соответствуют правилам противопожарной безопасности. Но участие "огненных" было заранее оговорено, да и свечки просто так горели на пандусе все четыре дня. Зато это очень модная группа, выступающая по найму на корпоративных вечеринках и днях рождения нуворишей. И если бы организаторы все-таки уломали строгого коменданта неработающего общежития, то на фестиваль подтянулась бы куда более серьезная и влиятельная публика. А так... Ну, походили, посмотрели, покричали, пожгли свечи. Пандус же, по слухам, все равно после реконструкции заменят на лифт. Также в рубрике:
|