Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7577) 26 апреля - 2 мая 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрАНАТОЛИЙ СМЕЛЯНСКИЙ: ""Новая драма" - это шанс другого поколения"Беседу вела Ирина АЛПАТОВА
Драматургических конкурсов, как известно, у нас сегодня много. Один из наиболее авторитетных и массовых получил название "Действующие лица" и в этом году проводится в пятый раз. Он существует с 2003 года, инициированный Театром Школа современной пьесы и его художественным руководителем Иосифом Райхельгаузом. Среди других учредителей - телеканал "Культура", Радио России, журналы "Современная драматургия" и "Огонек", "Новая газета", Российская государственная библиотека по искусству и персонально Виталий Третьяков. За это время эксперты смогли прочитать около двух тысяч пьес. Уже одно это говорит о том, что российский драматургический процесс отнюдь не затухает, но лишь набирает обороты. Сорок пьес опубликовано - по десять в каждом ежегодном сборнике "Действующие лица". Многие из них обрели сценическую жизнь. Прием заявок на пятый конкурс завершится к началу лета. Но уже сейчас эксперты получили более 150 пьес. Из них, как водится, жюри отберет десять лучших и три наилучшие, авторы которых получат денежный эквивалент славы. Все же прочие произведения будут опубликованы на сайте конкурса и переданы в РГБИ для открытого доступа завлитам, режиссерам и всем желающим. В жюри нынешнего конкурса "Действующие лица" входят Алексей Казанцев, Роман Козак, Дмитрий Крымов, Ксения Ларина, Иосиф Райхельгауз, Альберт Филозов, Михаил Угаров, Марина Хмельницкая и Ирина Барметова. Возглавляет его ректор Школы-студии МХАТа, известный театровед, критик и историк театра Анатолий СМЕЛЯНСКИЙ. Естественно, разговор со столь опытным профессионалом перешагнул за рамки отдельно взятого конкурса.
- Анатолий Миронович, при вашей занятости вы решили пожертвовать немало своего времени на чтение новых пьес. Чем это вас привлекло? - Я вплелся в это дело во многом из-за практических соображений. Все-таки каким-то образом пытаюсь вместе с худруком МХТ имени Чехова Олегом Табаковым ориентироваться в море современной драмы, которая самому Олегу Павловичу очень интересна. А благодаря конкурсу надеюсь получить новую информацию, в которой я в силу своей занятости ограничен. Нет времени не только читать, но даже смотреть уже поставленные пьесы. Вот мне и показалось, что конкурс вовлечет меня в круг этой проблематики, какой-то ее срез я обнаружу. Подобное у меня было в свое время и на "Золотой Маске", и на "Новой драме", где я тоже возглавлял жюри. Это дает определенное представление, которого хватает года на два-три. Потом я, к сожалению, из этого выпадаю. К тому же в жюри собралась симпатичная компания людей, с которыми мне интересно работать.
- Как бы вы охарактеризовали проблему востребованности современной пьесы? Где ее нынешнее место? - Мне кажется, сегодня это явление некоммерческое и не массовое. Возьмите тот же чеховский МХТ. Олег Табаков, повторю, очень увлечен нынешней прозой и драмой. При этом прекрасно сознает, что для большого зала на тысячу мест "новая драма" в условиях абсолютной коммерциализации нашего искусства не подходит. Сформировавшийся и заполняющий большой зал средний класс, нынешняя буржуазия, эту самую "новую драму" смотреть пока не очень хочет. Зато она с успехом существует ныне в "подвалах", "практиках", "doc.ах", на Малых сценах. Кстати, и в МХТ идут пьесы братьев Пресняковых и Дурненковых, идут Е.Гришковец и В.Сигарев с М.Угаровым, а также целый пласт современной прозы, который разрабатывает Марина Брусникина. Но все это в пространстве двух Малых сцен. Для Большой сцены "новой драме" надо обрести иной голос. Или нужна режиссура, которая этот голос в ней откроет, усилит, доведет до какого-то более мощного резонатора. Большинство действующих худруков в сторону "новой драмы" вовсе не смотрят. Причины разные. Одни не хотят рисковать. Другие не видят в этой драме ничего такого, что заставило бы их отказаться от вечных пьес. Трудно представить, что сегодня, например, Лев Додин будет беспрерывно выбирать между братьями Пресняковыми и Дурненковыми. Хотя когда-то он с увлечением ставил и Галина, и Каледина, и Абрамова. Жизнь скоротечна, и потому режиссер ставит классику или то, что на наших глазах стало современной классикой (роман В.Гроссмана, например). Начинают с современной пьесы, а потом почти неизбежно уходят в сторону вечных сюжетов. Это и у нас, и "у них" происходит.
- По-моему, и братья Дурненковы вряд ли способны составить конкуренцию тем вечным пьесам, о которых вы говорите. А вот насчет западных режиссеров у нас бытует мнение, что им-то как раз современная пьеса очень близка. - Не думаю. Большинство известных режиссеров мира начинали с современных пьес, пробивались на них, делали себе имя, а потом от них отходили. Это почти закон. Я спрашивал, например, у Андрея Щербана, американского режиссера румынского происхождения, который сегодня ставит по всему миру, о причинах этого. Он рассказал: "Ставлю пьесу одного известного американского автора. Он сидит в зале и ненавидит меня. Ему кажется, что все хорошее в нашем совместном деле - от пьесы, от того, что он сочинил, все плохое - от меня, который только все портит. В какой-то момент я решил, что все-таки лучше ставить Шекспира, по крайней мере, он не сидит в зале".
- Вернемся к "Действующим лицам". Драматургических конкурсов у нас сейчас великое множество, в чем своеобразие этого? - Вообще-то это прекрасно, что конкурсов много. Мы долгое время "страдали" оттого, что новую пьесу не видим, не знаем. А сейчас появилось немало фестивалей, призов, грантов, которые стимулируют человека, желающего выразить себя в таком сложнейшем виде творчества, как драматургия. А своеобразие "Действующих лиц" в том, что здесь нет никаких границ и сдерживающих рамок: национальных, географических, возрастных. Тут даже нет ценза известности, на равных участвуют как начинающие авторы, так и маститые. Правда, победителями чаще всего оказываются молодые, куда реже - драматурги известные, которые уже в литературе проявились.
- То есть единственное требование - пьеса должна быть написана сегодня? - Именно. И на русском языке.
- До членов жюри доходят не все пьесы, но лишь рекомендованные экспертным советом. А у вас существуют обратные рекомендации экспертам? - Вообще очень важно определить тех, кто отбирает пьесы. Мне кажется, к этому надо привлекать людей, не только уже плывущих в потоке "новой драмы", но и идущих по берегу. Студентов старших курсов РГГУ, скромных тружеников литературных частей московских театров, которые в силу своих профессиональных обязанностей пьесы читают и заинтересованы в вылавливании чего-то стоящего. Главное, чтобы у них не было ощущения "презумпции виновности" театра.
- Это как? - Так сейчас в критике сложилось, к сожалению. Человек идет в театр, зачастую заранее ненавидя тот "продукт", который ему предстоит увидеть. Это связано, быть может, с предшествующим печальным опытом пишущего. Во время спектакля - сам наблюдал - уставшие и разлюбившие театр люди посылают друг другу эсэмэски: "Ну я попала!". И ему или ей откликается собрат или со-сестра по эсэмэсному ремеслу: "А я как попал!". Вот так и окликают друг друга в темноте. Интересно было бы увидеть московский театральный вечер в разрезе таких эсэмэсок. Или опубликовать их разок в совокупной откровенности на сайте "Театральный смотритель". Я это к тому, что было бы опасно, если б конкурс "Действующие лица" готовили и проводили "эсэмэсники" или люди, испытывающие заведомую ненависть к "графоманам", которые засылают свои пьесы из всех точек нашей необъятной родины.
- Но ведь говорить о графоманстве имеет смысл? - Графоманов тьма, но надо быть осторожным. Вы знаете, я много десятилетий читаю современные пьесы и знаю также по истории, что почти все стоящее в театре поначалу казалось графоманией. Любая истинно новая пьеса выглядит на фоне состоявшейся драмы графоманской. Как выглядело "В ожидании Годо" Беккета в контексте европейской драматургии 50-х годов ХХ века? А "Король Убю" Жарри? А наш Чехов? "Это не "Чайка", это - "дичь"... Помню реакцию своего друга, тогдашнего завлита Рижского ТЮЗа, а ныне профессора Иерусалимского университета, на "Утиную охоту" Вампилова, напечатанную в 1968 году в журнале "Ангара": "Это графомания или гениальность?" Так что мне хотелось бы, чтобы у экспертов наших не было хины во рту. Не посылайте эсэмэсок после прочтения первой картины. Презумпция невиновности существует и в драме.
- Стать лауреатом конкурса "Действующие лица" - это, конечно, престижно. Но существует ли механизм дальнейшего продвижения пьесы в театры? - К сожалению, сегодня у той команды, которая работает на конкурсе, нет особых возможностей отслеживания судьбы этих пьес. Но все же кое-что можно, наверное, сделать. Например, организовать "читки" этих пьес силами известных актеров. Это такое "полуфабрикатное" бытование пьесы, на которое не затрачивается много денег. Тут нет риска. В Европе и в США такого рода "ридинг" - одна из очень практикуемых форм бытования нового театрального текста. Несколько хороших артистов жертвуют полтора часа своего времени, чтобы на публике прочитать пьесу "с листа". И все становится понятнее - и автору, и зрителям. Ведь как душа должна обретать тело, так и пьеса - сценическую оболочку. Пусть для начала в голосах актеров. Только этим конкурс и может доказать собственную значимость. И телевидение нужно привлекать, хотя бы канал "Культура", который мог бы "предъявить" миру новых авторов вкупе с актерскими голосами.
- И кто же они, на ваш взгляд? - Мне кажется, все они - новые "щупальца" в нашей новой стране. Не очень нам известной, никак не умеющей найти свою дорогу, шарахающейся в противоположные стороны то с ощущением вековой униженности, то, наоборот, с ликующим чувством, что наконец-то встали с колен и снова дадим всем по голове. "Новая драма" в определенном смысле соответствует вот этой новой смутной России. Ведь большинство творцов "новой драмы" - люди провинциальные. И они приносят из этой провинции печальные вести. Это проба грунта той страны, которая сейчас вываривается, обретает какие-то новые свойства или возвращается в изжитые и исчерпанные формы исторической жизни. Экзотика черной жизни истощена этой драмой до основания. Интересно понять, куда теперь эта драма двинется. Вместе со страной.
- Ваше поколение способно понять и принять это направление движения? - Понять, надеюсь, способно, а принять... не знаю. Мы ведь уже в каком-то смысле "уходящая натура". Новый театр и "новая драма" - это шанс другого поколения. И у них, как сказал бы герой Вампилова, свои счеты с жизнью. В любом случае это явление важное, важный источник художественной информации. Когда иные источники перекрыты, или строго дозируются, или деформируются, хочется почувствовать общую нашу жизнь из первых рук. В результате нашей "новой драме" выпадает шанс стать едва ли не единственным источником вестей "оттуда", из подлинной жизни российской. Вести официальные правды не сообщают, это делает художник. Порой в странных, причудливых или даже диких формах, на "народном языке", в болезненных фантазиях. Ни один из новых авторов не выражает пока целого. Но все вместе - намекают. Ведь чтобы понять, что за лес перед тобой, мало увидеть одно дерево. Нужно хотя бы два-три. Вот и надеюсь, что я эти деревья увижу. А может быть, и сам лес за ними. Также в рубрике:
|