Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7577) 26 апреля - 2 мая 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаПриключение под Чайковского в комнате наверхуЗавершился фестиваль балета "Мариинский" Екатерина БЕЛЯЕВА
Вторая неделя фестиваля открылась однодневной гастролью Большого театра. Газета подробно писала обо всех трех спектаклях, составивших этот вечер, поэтому я остановлюсь только на некоторых деталях их исполнения в Петербурге. Во-первых, балеты создавались специально для Новой сцены Большого театра, и было очень любопытно посмотреть, как авангардный дизайн впишется в пространство императорской сцены. "Игра в карты" прошла лучше других - "Милосердных" Уилдона и "В комнате наверху" Тарп. Может, помогло присутствие Алексея Ратманского, накануне получившего "Золотую Маску" за этот спектакль, и Игоря Чапурина, в кулисах болеющего за каждого исполнителя, одетого в сделанные его руками костюмы. Ярко блеснули Мария Александрова и Наталья Осипова, которым предстояло в следующие дни постоять за Большой театр уже без поддержки коллег - один на один с чужой мариинской труппой. "Милосердных" станцевали ровно, но вязкую и занудную английскую хореографию не под силу дотянуть до интересного произведения даже таким асам стиля, как Дмитрий Гуданов и Мария Александрова, хотя личный подвиг они как обычно совершили и свои заслуженные аплодисменты получили. Отдельная похвала оркестру Мариинского театра, за три дня выучившему сложнейшую Третью симфонию Пярта и отлично ее сыгравшему (в Большом ее разучивали два месяца, а сыграли менее выразительно).
Твайлу Тарп питерцы горячо принимали, хотя тем, кто видел московскую премьеру, показалось, что драйва чуть-чуть не хватило. Сказалась усталость: ежедневные репетиции "Корсара" в Большом, поезд (утром приехали - вечером выступать), к тому же многие артисты помимо "Комнаты" танцевали и "Игру в карты". Одна Осипова не поддалась усталости и вышла победительницей в агоне фанатов из комнаты наверху. Логично перейти к спектаклям с участием артистов Большого театра, но я продолжу тему фанатов из комнаты наверху. Есть такая комната или даже целая ниша альтернативного танца в Мариинском театре. Как ни странно, но эту нишу занимают Уильям Форсайт и адепты его хореографии. Их становится в театре все больше, а публика, посещающая театр в дни Форсайта, становится все моложе. Историку балета интересно, что приживется из нового, и почему. Вот балеты Ноймайера шли в Мариинке, но через пару лет куда-то растворились. Ратманский вяло приживается - его великолепная трехактная "Золушка" идет крайне редко, а другие - "Поэма экстаза" и "Поцелуй феи" - исчезли из репертуара. Зато много Баланчина и Форсайта. Видимо, линия Петипа - Баланчин - Форсайт, прочерченная руководителем балета в качестве эксперимента, начала работать на самом деле. Те артисты, кто выделяется в белой классике и тонко чувствует дыхание Баланчина, отлично танцуют Форсайта. Его балеты зажили собственной жизнью в Петербурге и исполняются на очень высоком уровне. Выходят в "Steptext" Дарья Павленко и Александр Сергеев, и от них невозможно оторвать взгляд - никаких аллюзий на классику (не могу забыть, как Диана Вишнева на своем бенефисе вложила в этот математический балет всю страсть к сюжетной, драматичной классике и мягко намекнула руководству и зрителю, что пора бы ей доверить "Легенду о любви"), никакого пафоса, только поющие под музыку Баха красивые тела. Или Владимир Шкляров с Евгенией Образцовой, три дня назад открывшие фестиваль "Пробуждением Флоры" Петипа, как ни в чем не бывало крутят отчаянные пируэты "Головокружительного упоения точностью". И снова Павленко с Сергеевым выходят на сцену и делают свой коронный "In the middle" - дерзко, остро, с легкой усмешкой над традицией, носителями которой являются.
На гала эстафету Форсайта подхватывает Ульяна Лопаткина - с одной репетиции танцует сложнейший дуэт с Меркурьевым. Знаменитую приму было трудно узнать - она выглядит как восемнадцатилетняя девчонка с горящими от азарта глазами и хулиганским хвостиком. А накануне у Ульяны была трехактная "Баядерка" с таким умопомрачительным актом "Теней", что фестивальная публика до сих пор в себя приходит. Сегодня качественный Петипа, завтра аналогично качественный Форсайт - это возможно только в этом театре, и прошедший фестиваль зафиксировал сей феномен. Вот так пишется история 2000-х в Мариинке. Что касается гостей из Большого, то они скорее удивили, чем поразили. В "Баядерке" Николай Цискаридзе целиком и полностью подчинился партнерше (Лопаткина), спрятал амбиции под маской холодного интеллектуала, знающего нюансы роли, но не спешащего делиться с жадной публикой. Похоже, дуэтная игра ему понравилась, и в следующую десятилетку карьеры он будет экспериментировать в этой области. Или все проще: про Цискаридзе - Солора весь мир давно знает (лучше него эту партию никто нигде не танцует), а вот за звание самого изысканного партнера ему еще предстоит побороться, и эта "Баядерка" - отличное начало. Мария Александрова (Гамзатти) не преминула воспользоваться щедростью партнера и свои танцы второго акта исполнила очень уверенно. В игре с Лопаткиной - Никией держала линию властной повелительницы - ни один мускул не дрогнул на ее лице. Мария приехала в Мариинку показать, как танцуют в Большом, и показала. Было приятно приехать из Москвы и почувствовать, что противостояние между двумя театрами существует только на уровне традиций исполнения и версий одних и тех же балетов, но не на личностном уровне. Тройка великолепных артистов красноречиво засвидетельствовала этот факт. Владимир Шкляров порадовал в партии Золотого божка. Он подзавалил круг (что редко случается в Большом театре), зато показал такие смысловые нюансы маленького шедевра Зубковского, честно говоря, напрочь забытые в Москве. И в том же гран па Ислом Баймурадов и Екатерина Петина напомнили, как нужно танцевать индусский танец. Любопытным стало выступление Натальи Осиповой в "Дон Кихоте" с Леонидом Сарафановым. По рейтингу публики это был пик фестиваля, такой же, как бенефис Цискаридзе в прошлом году. Тогда какие-то бабушки вылезали из-под стульев и просили не выдавать их капельдинерам, пока свет не погаснет. Телекамеры стояли едва не на голове у зрителей, и тому подобный ажиотаж. А на сцене действие текло спокойно, по-петербургски размеренно. Поддалась Наташа очарованию города на Неве, заколдовали ее на репетициях коллеги артисты своими плавными пор де бра, чистыми пятыми позициями и императорскими манерами. Татьяна Терехова заразила прелестями местной редакции. Так вышло, что Осипова выступила не за Москву, а за Петербург. Партнера симпатичного нашла - подходящего и по темпераменту, и по росту. Дебют прошел гладко и гармонично. Не удивлюсь, если со следующего сезона ее начнут сюда приглашать, и балерине придется разрываться между Москвой и Петербургом. И, наконец, про самое лакомое лично для меня - артистов из "Нью-Йорк сити балле" в мариинском Баланчине. "Блудный сын" с Марией Ковроски и Дэмианом Ветцелом, "Серенада" с Филиппом Нилом и "Бриллианты" с Ковроски и Нилом. Напомним, что все эти балеты идут в Петербурге на великолепном уровне и без американцев, но иногда хочется оказаться поближе к оригиналу. Посмотреть, как растворяется в воздухе женского балетного класса солист в "Серенаде". Химию этого процесса Филипп Нил знает лучше многих. Или представить балерину из "Бриллиантов" вовсе не холодной Селеной-Дианой, а экстравагантной барышней в коротенькой пачке с кокетливым шовчиком на чулках. Ковроски рискует на каждом повороте, любое вращение - лавирование между жизнью и смертью. Быть лиричной для нее синоним - быть рисковой. Никогда не знала, что под Чайковского можно танцевать приключение. А в Сирене Ковроски акцентирует каприз. Деньги ее интересуют также, как Манон, не ради них самих, а ради женской прихоти. Очень неожиданно. Если оценивать фестиваль в целом, то нынешний стоит назвать интеллигентным и концептуальным. Даже Осипова с ее шестьюдесятью четырьмя фуэте, кстати, очень изящными и музыкальными, не позволила бравурной теме прорваться наружу. Также в рубрике:
|